Земля Карабаха — не гранит и песчаник, а спрессованный порох, перемолотые снарядами в пыль города и села, желтая грязь сельских дорог и железные остовы разбитой техники по обочинам и голым полям… Кровь и песок… И на кадрах военной хроники надеждой на победу уже развивается над этой землей поднятый нашими мужественными ребятами азербайджанский флаг…
Это сегодня…
Но все мы, весь мой народ, впечатали в память, в сознание, в сетчатку глаз иные картины карабахской земли: туманные гористые холмы, усеянные стадами овец, скалистые перевалы, быстротекущие горные реки со сладкой хрустальной водой, глубокие ущелья и живописные долины. Леса, буйные кустарники, россыпи цветов на изумрудной траве… И небо, небо… Такое высокое, какого больше не видел нигде… Где-то в начале 2000-х тысячных заметил в Нахчыване в музее старый карабахский ковер – и сердце едва не замерло… Как от разлуки…
Но главное — жившие там наши родные люди, трудолюбивые, талантливые, с натруженными руками и горячими сердцами… Не стереть в памяти их лица… Почти тридцать лет назад им, мирным гражданам, пастухам, крестьянам, учителям, врачам, под натиском взвинченных от собственной исключительности и безнаказанности вооруженных толп, вчера еще называвшихся соседями, пришлось с детьми, стариками, беременными женщинами бежать из завещанных предками мест. Уйти в морозную январскую ночь… Сколько их осталось на этих горных перевалах из уничтоженной Ходжалы?.. Разве сухие цифры способны выразить боль? Мугам «Карабах» — наш стон.
Некоторые интеллектуалы на Западе еще недавно предрекали «конец истории». Они ошибались! История проснулась в Карабахе, на оккупированных азербайджанских землях, и теперь по-настоящему будит умы не только в Армении, вероломно отторгшей от нас наши святыни, но и в России, в Европе, Америке….
Слежу по карте за стремительным натиском и победами бесстрашных азербайджанских воинов, скорблю с родными и близкими о невинных жертвах в далекой от полей войны древней Гяндже, оплакиваю вместе со своим народом погибших солдат…. И мучает напряженный вопрос: сколько еще до Шуши? Шуши, где таятся истоки национальной азербайджанской поэзии и музыки, где в самом воздухе, кажется, растворены имена Натаван, Вагифа, Узеира Гаджибекова и Бюльбюля, разлито звучание кеманчи…
Впечатляющая слаженность операций азербайджанской армии, оснащенной новейшими видами вооружения, уверенность в правоте нашего дела Главнокомандующего, наполняющая каждое его слово — вот что придает нам, всему народу Азербайджана и тем, кто его поддерживает, где бы мы ни жили, энергию и силу.
Будучи на дипломатической службе в Париже, вместе с потомками первой волны эмиграции из Азербайджанской республики, в смутные и трагические 1980-е и 1990-е, приходилось прилагать немало усилий, чтобы мир, европейский читатель, наконец, узнал правду о Карабахе, об исторической судьбе нашего народа, который влиятельная глобальная армянская пропаганда всегда изображала диким пришельцем на его же родной земле.
И сейчас, к сожалению, в близкой Азербайджану России в разнообразных СМИ, в интернете выступают некоторые эксперты и журналисты, искажающие существо «Карабахского конфликта», представляя армян вековыми страдальцами, претерпевшими множество бед от рук, по их определению, «людоедского государства, населенного дикарями»…
Невозможно слышать на разных волнах десятилетиями усердно тиражируемую профанацию истории в исполнении армянских псевдоэкспертов с якобы учеными званиями, вроде того, что «Нагорный Карабах исторически всегда был армянской территорией. Это Сталин отдал регион Азербайджану. Восточная Турция тоже однажды вернется к своим полноправным хозяевам, армянам, Эрдоган такой кретин, что все, кто его поддерживает, выглядят не менее глупо». Подобный бред льется особенно агрессивно в момент, когда армянские военные терпят поражение за поражением. Мне жаль армянскую молодежь, погибающую за фантомные интересы армянских политиков. Как историк добавлю: и это происходит уже не первый век.
Верю: момент истины настанет. Просветление в умах придет, и за все придется ответить. Полностью поддерживаю заявление Хикмета Гаджиева, помощника Президента Ильхама Алиева, что «Армения должна ответить за свои преступления», что готовится доклад о военных преступлениях Армении против мирного населения Азербайджана.
Судя по последним заявлениям армянских властей, соросовский выученик Никол Пашинян, предвидя свой скорый крах, просит о мире. Президент Ильхам Алиев заявил о готовности приостановить военные действия: «Мы готовы к миру, если Армения будет готова к конструктивным переговорам».
Между тем, согласно сводкам, под контроль азербайджанской армии перешли еще 13 населенных пунктов в Джабраильском районе Нагорного Карабаха и Худаферинский мост. Заняты позиции в поселениях: Солтанлы, Амирванлы, Машанлы, Гасанлы, Аликейханлы, Гумлаг, Гаджылы, Гойарчинвейселли, Ниязгуллар, Кечел Меммедли, Шахвелли, Гаджи Исмайыллы, Исаглы.
В Ереване слишком долго и самонадеянно игнорировали факт, что территориальная целостность Азербайджана признана всем миром, тогда как независимость так называемой «НКР» не решалась признать даже сама Армения, понимающая, к каким последствиям для нее приведет этот путь.
В Ереване слишком долго изображали «непонимание» очевидного: Азербайджан жестко, но вынужденно отвечает на провокации против нашего мирного населения, которое стало жертвой массированного обстрела со стороны армян.
В Ереване слишком долго делали вид, что не знакомы с 51-й статьей Устава ООН, согласно которой Азербайджан имеет право на необходимую оборону. Из века в век там требуют особого к себе отношения, хотя Армения — политический лузер, наиболее отсталое государство в кавказском регионе, выживающее лишь благодаря внешней поддержке. И при всем этом Армения имеет территориальные претензии не только к Азербайджану, но и к Грузии, и к Турции.
Долго тлел Карабахский конфликт. Так долго, что не мог не взорваться. Тем более в ситуации полного ступора в переговорном процессе.
«Карабахский динамит» взорван. Осколки придется собирать Еревану. /vestikavkaza.ru/
Рамиз Абуталыбов.
www.novayaepoxa.com