17 ноября Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев принял делегацию во главе со специальным посланником Европейского Союза по Восточному партнерству Дирком Шубелем, в которую вошли ответственные лица Европейского Союза и ряда стран-членов Восточного партнерства.
Приветствуя гостей, Президент Ильхам Алиев сказал: Добро пожаловать, встречаться с большой делегацией означает, что есть много вопросов, требующих обсуждения.
Дирк Шубель: Господин Президент, мы очень благодарны за то, что Вы приняли нас. Для нас честь, что Вы уделили время для встречи с нами. Я могу начать с краткого представления себя, моих коллег и делегации. Меня зовут Дирк Шубель. Я — новоназначенный специальный представитель Европейского Союза по Восточному партнерству. Однако это не первый мой визит в Азербайджан, в минувшие годы на прежних должностях я неоднократно бывал здесь и рад, что вновь нахожусь в Вашей стране. Мы приехали сюда с делегацией, состоящей из специальных представителей, послов нескольких государств-участников Восточного партнерства.
Все мы назначены специальными представителями для реализации в нынешней ситуации Восточного партнерства, возможно, для обновления, модернизации Восточного партнерства. Мы знаем, что в нынешней геополитической ситуации есть потребность в новых идеях, новых стимулах, особых подходах, и это одна из причин того, что мы находимся здесь. Мы хотим услышать, как это выглядит с Вашей точки зрения: что мы можем сделать лучше, что мы можем сделать особенно в нашем сотрудничестве с Азербайджаном?
Думаю, что в последние несколько лет сотрудничество развивалось очень хорошо. Мы движемся вперед в нескольких плоскостях. Безусловно, энергетическая сфера. Однако я думаю, что мы приложили много усилий и в политической плоскости. Президент Мишель очень активен, Вы неоднократно встречались с ним и видели, что он, так же, как и все мы, Европейский Союз, — справедливый посредник. Вы знаете, у нас нет тайной повестки дня, нет особой повестки дня. Мы просто хотим хорошо сотрудничать и развивать наше сотрудничество. Налажены диалоги во многих сферах — в сфере безопасности и в ряде других областей. Мы готовы рассмотреть еще больше вопросов. Однако мы, конечно, не хотим забывать главный вопрос — конфликт.
Господин Президент, не секрет, что мы приехали из Армении. Мы побывали в Армении. Должен сказать, что мы провели там хорошие переговоры. Считаю, что основной месседж, который мы получили в Армении, заключается в том, что Армения тоже заинтересована в достижении мира. Здесь мы слышим, что Вы тоже заинтересованы в этом. Поэтому мы можем внести вклад в устойчивый мир, чтобы отложить это в сторону раз и навсегда и двигаться вместе с соседними странами к процветанию Южно-Кавказского региона. Думаю, это будет нашим главным пожеланием, которое мы хотим довести.
Что касается двусторонних вопросов, то последний вопрос – это наше соглашение. Хотели бы попросить Вас придать еще один импульс для его реализации. Как Вы знаете, осталось не так много моментов, требующих согласования. Поэтому, если мы сможем согласовать двустороннее соглашение, то это, конечно, станет еще одним важным шагом в нашем двустороннем сотрудничестве. Но вообще, мы находимся здесь в качестве слушателей. Мы с большим удовольствием выслушаем Ваши мысли, идеи. Мы доведем их до руководства в наших столицах. А в целом, мы просто рады находиться здесь и благодарны Вам за то, что Вы приняли нас, господин Президент.
Президент Ильхам Алиев: Благодарю, большое спасибо. Прежде всего, благодарю вас за то, что приехали. Я высоко оцениваю этот визит. Считаю, что он имеет большое значение с точки зрения правильной оценки нашей предстоящей работы. В целом, как вы знаете, содержание сотрудничества между Азербайджаном и Европейским Союзом весьма широкое. Мы очень довольны уровнем нашего сотрудничества в различных сферах — политической, экономической, энергетической, гуманитарной и других. Конечно, что касается Восточного партнерства, то Азербайджан с самого начала решительно поддержал эту программу и активно участвовал в различных мероприятиях, включая саммиты.
Я с вами согласен, что сейчас настало время модернизировать ее и рассмотреть проделанную работу. Потому что с создания этой программы проходит более десяти лет, и страны-участницы Восточного партнерства сделали свой выбор. Некоторые подписали Ассоциативное соглашение, другие вступили в Евразийский экономический союз. Азербайджан – единственная страна, которая не присоединилась ни к какому формату. Наши экономические показатели, политическая и экономическая стабильность и, конечно же, освобождение наших территорий демонстрируют, что наша внешняя политика построена на прагматизме и носит целенаправленный характер. А главной целью было восстановление территориальной целостности Азербайджана, и мы добились этого два года назад.
Таким образом, мы должны рассмотреть, каковы новые возможности, связанные с Восточным партнерством. Что касается нас, то мы рассматриваем эту программу и эту платформу как дополнительную возможность не для сотрудничества между странами-членами, а для укрепления сотрудничества с Европейским Союзом. Потому что у нас другие отношения с остальными пятью странами-членами Восточного партнерства. Для нас важным было получить дополнительный механизм сотрудничества с Европейской комиссией. А теперь, как отметили и вы, в новых геополитических условиях это необходимо рассмотреть вновь.
Что касается нас, то мы также активно работали с государствами-членами Европейского союза на двусторонней основе. Мы подписали или приняли декларации либо соглашения о стратегическом партнерстве с девятью странами-членами. Это — треть государств-членов. Считаю, что Азербайджан является редкой страной, входящей в группу Восточного партнерства, которая действительно достигла своей стратегической цели. Таким образом, это хорошая платформа, и мы считаем ее основой для обсуждения нашего соглашения с Европейским Союзом. Работа над соглашением продвигается успешно, но медленно. Идет успешно потому, что согласовано 90 процентов пунктов соглашения. Медленно потому, что там есть вопросы, которые требуют политической воли с обеих сторон и в которых мы, как говорится, застряли. У Азербайджана есть определенное беспокойство в связи с этим, так как любое соглашение, которое мы подписываем или планируем подписать, должно приносить дополнительную пользу нам и нашим партнерам. Мы не можем подписать какой-либо документ, который может создать нам экономические трудности в среднесрочной или долгосрочной перспективе. То есть пункты, которые стали причиной задержки, — это экономика, торговля и некоторые другие. Я уже дал поручение нашей делегации ускорить процесс и считаю, что есть возможность завершить работу над соглашением. Считаю, это будет еще одним важным достижением для нашего сотрудничества. Мы, конечно, поговорим также о проектах энергетического развития и энергетической диверсификации и узнаем, в чем заключаются обсуждения.
Вы упомянули о своем визите в Армению и отметили, что получили там от армянского руководства месседж о мире. Мы слышали эти месседжи на протяжении всех лет, пока продолжалась оккупация. Но они не были искренними. Мы тоже желали мира, но хотели возвращения наших земель. А они хотели мира, не возвращая земель. Разница была в этом. Таким образом, нам пришлось решить конфликт силовым путем, а затем политическими средствами. Я считаю их сегодняшние разговоры о мире своего рода манипуляцией. Потому что если бы они действительно хотели мира, то откликнулись бы на наше предложение. Это мы предложили начать переговоры о мирном соглашении сразу после окончания войны. Это редкий случай в мировой истории, когда страна, территории которой долгие годы находились под оккупацией, которая силой восстановила справедливость, одержала победу над врагом и изгнала его со своих земель, предлагает мир. Мы предложили мир, несмотря на разрушение и разорение Арменией наших территорий, страдания азербайджанцев.
Мы предложили мир и своего рода рамки, состоящие из известных пяти принципов. Именно мы предложили создать комиссию по делимитации. Именно мы пытались определить основы для нормализации отношений. Армения на начальном этапе колебалась. А теперь они говорят о мире, но мы не понимаем, что в их понимании означает мир. В то время, как наша позиция очень ясна. Об этом неоднократно говорилось перед общественностью, в том числе во время моих контактов с руководством Европейской комиссии и лидерами стран, которые участвовали и в настоящее время участвуют в процессе нормализации, то есть Соединенных Штатов Америки и России. У нас должно быть два пути: процесс нормализации азербайджано-армянских связей, а также вопросы, касающиеся армянского меньшинства в Азербайджане, Карабахе, с точки зрения прав и безопасности.
Буквально вчера у меня был телефонный разговор с государственным секретарем Блинкеном. Мы еще раз поговорили об этом. Мы понимаем в полной мере, что должно быть два пути и они не должны смешиваться. Однако заявления, которые делаются в Армении, весьма противоречивы. Они говорят, что признают нашу территорию и суверенитет. Они не только говорят это, но и подписались под этим в Праге и Сочи. Это означает суверенитет всей нашей территории. Мы все понимаем, что такое суверенитет. В то же время они хотят включить в мирное соглашение вопросы, связанные с армянским меньшинством в Азербайджане. Этого не будет. Это невозможно. Мы не согласимся на это. Поэтому нам нужна абсолютно четкая позиция правительства Армении относительно ее повестки дня. Недавно я сказал: если они захотят мира, то и мы будем хотеть мира. Если они не хотят мира, то это их выбор. У нас тридцать лет не было мира, и Армения не должна забывать, чем это закончилось.
Словом, еще раз говорю, мы должны смотреть не на их слова, а на их действия. Потому что их слова противоречат их действиям или планам. Я не знаю, получили ли вы прямой ответ от руководства Армении в связи с этим или нет. Сомневаюсь, потому что они хотят сохранить эту двусмысленность, а это вовсе не приносит пользу. В то же время, если эта страна хочет мира, то она должна отказаться от очень опасной риторики. Недавно официальные лица Армении сравнили Азербайджан с ИГИЛ и «Аль-Каидой». Считаю, что это очень опасная риторика. Во-первых, они сами действовали как ИГИЛ и «Аль-Каида». Послы Европейского Союза посещали освобожденные территории. Армяне относились к историческому и религиозному наследию так же, как ИГИЛ и «Аль-Каида». Не мы. Они. Они совершили террористические акты. Они совершили геноцид. Они разрушили наши мечети. Не мы.
Однако, произнося эти слова, господин Пашинян должен знать, что мы это слышим. Он должен думать о том, какой будет наша реакция. Словом, это не простой вопрос. Считаю, важно то, что Армения, по существу, открыто заявляет о том, чего она хочет. Если они хотят говорить о правах и безопасности армян в Карабахе, то это не получится. Мы готовы говорить об этом с проживающими в Карабахе армянами, но не с такими людьми, как засланный Москвой Варданян, набивший карманы миллиардами, украденными у русского народа. Он был отправлен туда из Москвы с очень четкой повесткой дня. Мы готовы говорить с людьми, которые живут в Карабахе и хотят там жить. Мы готовы к этому. Кстати, этот процесс начался. Если не будет вмешательства извне некоторых стран, о которых я только что упомянул, и не будут предприниматься попытки остановить этот процесс, то, считаю, он мог бы идти более динамично. Однако к Пашиняну и его правительству это не имеет никакого отношения. Как я уже сказал, должен быть консенсус между Азербайджаном, Европейским Союзом, Соединенными Штатами и Россией, то есть между теми странами и структурами, которые Азербайджан считает способными оказать содействие в этом деле.
Х Х Х
На встрече были обсуждены вопросы развития отношений между Азербайджаном и Европейским Союзом, роль Азербайджана в энергетической безопасности Европы, сотрудничество в транспортно-коммуникационной сфере, было подчеркнуто, что наша страна является региональным транспортно-логистическим хабом. В ходе беседы состоялся широкий обмен мнениями о вопросах нормализации отношений и подписания мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, делимитации границ, региональной безопасности и других вопросах, представляющих взаимный интерес.
www.novayaepoxa.com