«Меня же больше всего интересует человек, его душа, и те переживания, с которыми ей приходится сталкиваться в реальном мире»
Фильм «İçəri Şəhər» (Внутренний город) азербайджанского режиссера Ильгара Сафата удостоен награды «Золотой Реми» (Gold Remi Award Winner) 50-го международного кинофестиваля Worldfest Houston (США), говорится в сообщении киностудии «Азербайджанфильм» имени Джафара Джаббарлы.
Главная героиня картины Тахмина Рафаэлла была награждена в номинации «Лучшая женская роль», а заслуженный артист Азербайджана Фирдовси Атакишиев – «Лучшая мужская роль второго плана», а сама картина признана победителем в номинации «Лучшая драма».
На фестивале, который прошел в городе Хьюстон (США), азербайджанский фильм представила Тахмина Рафаэлла, которая, помимо исполнения главной роли в этом фильме, также является одним из авторов сценария кинокартины.
Режиссером картины является Ильгар Сафат, автором идеи — Тахмина Рафаэлла, которая также сыграла в нем одну из главных ролей. Сценарий — Тахмина Рафаэлла и Ильгар Сафат. В фильме также заняты народная артистка Эльмира Шабанова, заслуженные артисты Фирдовси Атакишиев, Мехрибан Зеки и многие другие.
Информационно-аналитической газете Novayaepoxa.Com удалось побеседовать с режиссером картины, талантливый азербайджанским режиссером Ильгаром Сафатом, который ответит на наши вопросы:
— Ильгар муаллим, как, по-Вашему, насколько важным было попадание фильма «Внутренний город» в шорт-лист 50-го кинофестивале Worldfest Houston (США)? Насколько важна эта награда для отечественного кино?
— Безусловно, это очень важное событие, ведь в шорт-лист попадает ограниченное количество фильмов, претендующих на награду. Ну, а то, что наш фильм выиграл Gold Remi Award, приятно вдвойне. Любой показ, тем более, показ на таком престижном кинофоруме, расширяют аудиторию фильма. Меня, как режиссера, это не может не радовать. Естественно, мы заинтересованы, чтобы нашу работу увидело как можно больше людей по всему миру. Любой успех важен. Тем более, успех на международной арене. Каждый фильм, получивший признание где-то за рубежом, повышает престиж государства, провоцирует интерес к национальному кинематографу, к национальной культуре. Это очень хорошо, на мой взгляд. Мы живем в мире, который хотя и не имеет границ, но, тем не менее, быть услышанным в этом многоголосье тоже не так-то уж просто. Поэтому, каждый показ фильма, каждая, пусть даже самая незначительная победа, это победа всей страны, всей национальной культуры, если хотите. Пусть мои слова прозвучат несколько высокопарно, но это так.
— Как Вы считаете, почему эта картина смогла затронуть американского зрителя, ведь в фильме делается акцент на проблемы азербайджанского общества…?
— Не думаю, что проблемы, затрагиваемые в фильме, присущи сугубо азербайджанскому обществу. Меня, по крайней мере, больше интересовали вопросы экзистенциальные. И то, что герои фильма не могут быть вместе, говорит не только о том, что они разного возраста, и принадлежат разным социальным группам. Это тоже есть, но для меня это не главное. Мне важнее было коснуться каких-то таких болевых точек, чтобы ощущалось, что человеческая душа в принципе одинока, даже внутри семьи, даже внутри какого-то хрупкого человеческого счастья. Проблемы общества, это всего лишь проблемы общества, но когда человек по-настоящему заглядывает в себя самого, вот тогда-то и начинается самое интересное. Наверное, поэтому «Внутренний Город» тепло принимали и в Индии, и в Америке, и в Европе, и в Азербайджане. Это значит, что проблемы, которые нас волновали, и те эмоции, что мы вложили в нашу работу, затрагивают зрителей разных культур, разных стран. По крайней мере, мне хочется в это верить, что это именно так.
— Насколько важным для азербайджанского кинематографа является снятие именно психологических картин?
— Наши экраны сейчас забиты продукцией не самого высоко качества, снятой, так сказать, «для внутреннего потребления». В целом, это не плохо, поскольку обилие фильмов оживляет кинопроцесс. Но для того, чтобы быть интересными где-то еще, нужно следовать совсем другим техническим и художественным стандартам. Работая и над «Участком», и над «Внутренним Городом», я старался приблизить эти стандарты к общемировым. «Участок» был первым мистическим фильмом, снятым в Азербайджане, и, как выразился один известный киновед, стал «самым интеллектуальным азербайджанским фильмом». В «Участке» тоже было много психологии, и даже психоделики. Прежде ничего подобного в нашем кино не было. Что же касается «Внутреннего Города», в нем много любви, горечи, меланхоличности. Как мне кажется, это очень «чеховский» фильм, в нем «сто пудов любви». И, без сомнения, его тоже можно отнести к «психологическим». Конечно, каждый режиссер сам решает, о чем он хочет снять фильм, меня же больше всего интересует человек, его душа, и те переживания, с которыми ей приходится сталкиваться в реальном мире.
— Помогут ли победы на международных фестивалях развитию азербайджанского кинематографа?
— Не повредят, это точно. А вообще, большой проблемой является отсутствие проката и хоть сколько-нибудь серьезного кинофестиваля. Говорю об этом уже много лет. Хотелось бы, конечно, чтобы значимость кино в нашей стране выросла. Это очень сложная сфера, конкурентная, жесткая, и без поддержки государства, конечно же, не обойтись. К тому же, сейчас происходит некий слом поколений. Романтиков, пришедших из 80-х и 90-х, сменяет поколение молодых прагматиков. Кино становится все более и более коммерческим, и мне бы очень не хотелось, чтобы вкус к серьезному кино был бы потерян окончательно. Международные кинофестивали дают надежду, что мы еще кому-то нужны, мы интересны, хотя, конечно, очень жаль, что за границей у наших фильмов зрителей порой оказывается больше, чем у себя дома.
— Ильгар муаллим, большое спасибо за интересную беседу. Мы Вам желаем удачи и новых побед на самых престижных международных кинофестивалях.
— Спасибо!
Главная героиня киноленты «Внутренний город» – молодая девушка по имени Арзу, жизнь которой меняется после встречи с сыном ее педагога. Он – ветеран Карабахской войны, намного старше ее и ниже по социальному статусу. Для Арзу это не повод для беспокойства, она нашла родного человека. Но их отношения, выходящие за общепринятые рамки — повод для беспокойства всего окружения девушки.
https://www.youtube.com/watch?v=hM8H1MzvP2E
Действие картины происходит на узких улочках старого города — Ичеришехер. Фильм снят по заказу министерства культуры и туризма АР на киностудии «Азербайджанфильм».
Отметим, что «Worldfest Houston» входит в тройку самых престижных кинофестивалей в Америке. Его главной целью является открытие и признание выдающихся работ и имен в кино- и видеопроизводстве, развитие кинопроизводства. Основателем фестиваля считают продюсера и режиссера Хантера Тодда, обладателя более 115 творческих наград, создателя трех сотен фильмов. В отличие от фестивалей в Каннах, Санденсе и Торонто, Houston поражает своей масштабностью. До этого «Внутренний город» удачно был представлен на международных кинофестивалях в Индии, Египте, Эстонии и других странах.
Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com
www.novayaepoxa.com