Подъем культуры Казахстана – это не просто громкие слова, это неоспоримый факт. Подтверждением тому стала грандиозная премьера монументальной оперы «Дон Карлос» Дж. Верди. Этот спектакль редко можно встретить в репертуаре театров, потому что для его создания требуются первоклассные артисты, дирижеры, сценографы и художники по костюмам.
Как сообщает Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха, слагаемые успеха были найдены в «Астана Опера» — 11 и 13 октября публика ликовала от восторга, премьера прошла под шквал несмолкающих аплодисментов и крики «Браво!».
Артисты с честью справились с непростым произведением Дж. Верди, как, впрочем, и слушатели, для которых посещение оперы, длящейся более трех часов, тоже стала неким испытанием. Но в театре отметили, что зрительская аудитория была подготовлена, все с большим интересом наблюдали за развитием сюжета.
Итальянский режиссер-постановщик, обладатель премии «Opera Star» в категории Лучший режиссер 2019 года – Давиде Ливермор впервые поставил эту оперу в Казахстане. Герои оперы – фигуры исторические: король Филипп II (Евгений Чайников), королева Елизавета Валуа (Жаннат Бактай), Родриго (Сундет Байгожин, Талгат Мусабаев), наследник короля Дон Карлос (Медет Чотабаев, Наоюки Окада (Япония)), который должен был жениться на любимой Елизавете, а женился на ней его отец…
История оживает в этой опере, как ни в какой другой и в костюмах, и в декорациях, отражающих живопись знаменитого художника Веласкеса. Рассказывать о том, насколько они прекрасны, зрелищны и завораживающе эпичны – нет никакого смысла, их лучше один раз увидеть и влюбиться в эту средневековую красоту уже навсегда. Над костюмами работали Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов – тандем этих известных, востребованных художников славится запоминающимися театральными работами не только в Казахстане, но и в других странах.
Несмотря на то, что действие показывает исторический период, все же окаменелой классикой назвать спектакль сложно. Современные технические возможности театра позволили сделать его по-современному подвижным, а игра цвета (серебро, черный, красный) напоминала актуальную сегодня «dark fantasy». Пылающий пламенем крест, спускающийся из-под театральных сводов, фигура Карла V, застывшая в камне, парящие в воздухе клетки с заключенными в них людьми ¬ — все это не могло не поражать воображение. Безусловно, одной из самой ярких сцен стала сцена сожжения еретиков – этот ритуал до мурашек пронизывал своей правдоподобностью, страдания людей были максимально на виду.
Говорить о вокальных лидерах в «Доне Карлосе» можно долго. Уверенное звуковедение и хорошая подача текста ведущих артистов заслуживает отдельных аплодисментов.
В сложнейшей партии Елизаветы Валуа на сцене блистала Жаннат Бактай. Сопрано вызвала большую симпатию у зала. Певица демонстрировала музыкальную выразительность, яркие низы и верха, богатые филировки и пиано. Видно было, что все движения артисток отточены, по-королевски величавы, но в то же время мягкие и женственные.
Заглавная партия Дона Карлоса легла на плечи двух теноров из Казахстана и Японии Медета Чотабаева и Наоюки Окада. Их исполнение лилось широко и свободно, а интересный, чистый тембр голоса хотелось слушать еще и еще, им удалось передать душевные переживания героя, его искреннее желание освободить Фландрию.
Сценическое мастерство и обаяние Сундета Байгожина и Талгата Мусабаева позволило создать артистам честный и благородный образ Родриго. Партию сделали по-актерски выверено и, безусловно, вокально захватывающе.
Басовую партию Филиппа II убедительно, интеллигентно исполнил Евгений Чайников. Великий инквизитор – Михаил Гужов (Россия) и Болат Есимханов – обладатели густых басовых голосов – сумели удивительно точно передать властность своего персонажа. В роли принцессы Эболи ярко и экспрессивно выступили Татьяна Вицинская и Салтанат Муратбекова. Со своими партиями отлично справились: Монах – Шынгыс Расылхан, Таир Тажи, Тебальдо – Мадина Исламова, Назым Сагинтай, Голос с неба – Елена Ганжа, Асем Сембина, Граф ди Лерма – Ерулан Камел, Рамзат Балакишиев, Герольд – Рамзат Балакишиев, Ерулан Камел.
Благодаря глубоко изученному материалу, тонкой интерпретации партитуры прославленного маэстро Алана Бурибаева, оркестр звучал глубоко и драматически насыщенно. Выразительная и красочная нюансировка музыки Верди подтверждала высочайший профессионализм дирижера-постановщика.
Прекрасное впечатление произвел хор под руководством главного хормейстера «Астана Опера» Ержана Даутова в сцене в Королевском саду, а также он был очень мощный в сцене аутодафе. Массовые эпизоды придавали особый масштаб постановке, они чередовались с более камерными, когда пространство сцены заполняли своей энергетикой и харизмой всего несколько артистов.
Премьера прошла при содействии Министерства культуры и спорта РК, ее посетили Председатель сената парламента РК Дарига Назарбаева, министр культуры и спорта РК Актоты Раимкулова, музыкальные критики, зарубежные гости. Спектакль вызывал ощущение масштабности и эпичности. На фоне всех исторических событий, представленных в опере, на первом месте все же остались человеческие чувства. Постановка заставила задуматься каждого сидящего в зале о высоких ценностях (свобода, любовь), которые остаются актуальными в любую историческую эпоху.
Фотографии предоставлены организаторами мероприятия
Рустам Гасымов