В начале июля в Нур-Султане состоялся первый из трех премьерных показов знаменитого балета «Легенда о любви» выдающегося азербайджанского композитора, лауреата Государственной премии Азербайджана, кавалера орденов «Шохрат», «Истиглал» и «Гейдара Алиева», Народного артиста СССР Арифа Меликова в постановке выдающегося хореографа современности Юрия Григоровича.
Как сообщает Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха, подарок, подготовленный ко Дню города коллективом театра «Астана Балет», пришелся по душе жителям и гостям столицы, тому подтверждение – бурные овации, несмолкаемое «Браво» и восторг, с которым зрители обсуждали постановку после премьеры. В Нур-Султане «Легенда о любви» идет впервые, среди множества работ Юрия Григоровича эта постановка занимает особое место.
Балет Арифа Меликова создан в трёх действиях, семи картинах, на либретто поэта и драматурга Назыма Хикмета собственной драмы «Ферхад и Ширин», которая в свою очередь основывалась на поэме азербайджанского философа и поэта XII-XIII веков Низами Гянджеви «Хосров и Ширин». В основу произведения положена старинная легенда о любви каменотеса Фархада и восточной принцессы Ширин. Премьера балета «Легенда о любви» состоялась 23 марта 1961 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на сцене Театра оперы и балета (Мариинский театр) и с тех пор этот спектакль был поставлен на лучших сценах мира. На сегодняшний день балет, ставший классикой XX века, не теряет свой актуальности благодаря уникальной и сложнейшей хореографии. Хореографом-постановщиком является народный артист СССР Юрий Григорович, сценограф — народный художник СССР Симон Вирсаладзе.
Костюмы и декорации к премьерным показам в Нур-Султане создавались совместными усилиями российских и казахстанских мастеров под руководством художника по восстановлению сценографии Дмитрия Чербаджи. Лаконичное оформление сцены в сочетании с насыщенными цветами световой формы балета погрузило зрителей в атмосферу древних восточных сказаний. Декорации в виде раскрытой книги оставляют пространство сцены на откуп артистам, где танцем они говорят о любви: в кроваво-красных цветах, когда на сцене главенствует царица Мехменэ, и в нежно-голубых оттенках, когда в центре сюжета оказываются возлюбленные Фархад и Ширин.
В первый день образ царицы Мехменэ Бану воплотила талантливая танцовщица Айжан Мукатова. Ее правительница неумолима, сильна и властна, но в то же время – отчаянно несчастна и сломлена собственной непреклонностью к любви Ширин и Фархада. Партию младшей сестры царицы исполнила непревзойденная Татьяна Тен. Блестящая техника исполнения, дополненная эмоциональной составляющей партии, позволила создать на сцене каноничный образ Ширин – воплощение легкости, нежности и в то же время силы духа.
Ведущий солист театра «Астана Балет» Фархад Буриев, которому самой судьбой суждено исполнять партии прекрасных принцев, в амплуа художника Фархада проявил бесподобную технику и масштаб артистической личности.
Зрители с восторгом отзывались на все сложные поддержки, прыжки и вариации артистов. Особые эмоции вызвало музыкальное сопровождение: дирижер-постановщик Арман Уразгалиев сумел создать впечатление, будто музыка была и началом, и естественным продолжением движений и тел артистов балета. Под его руководством Государственный академический симфонический оркестр блестяще исполнил музыку азербайджанского композитора Арифа Меликова, демонстрируя вершины исполнительского мастерства.
Стоит отметить, что два других премьерных показа состоялись 5 и 6 июля, где вниманию публики предстали другие составы артистов, исполняющих заглавные партии.
Рустам Гасымов