Голодомор - это политика по уменьшению количества украинской нации и возвеличиванию русских

Член-корреспондент НАНУ: До Голодомора украинцы были самым многочисленным народом в СССР

В 1932-1933 годах из-за массового голода на территории Украины умерли миллионы людей. Этот период известен как Голодомор, который многие международные организации и государства признали геноцидом украинского народа

Недавно Сенат США принял резолюцию о признании Голодомора 1932-1933 годов геноцидом украинского народа. Правительственная Комиссия Соединенных штатов сделала заключение, что политика Сталина и его окружения в 30-х годах ХХ века преследовала цель истребления украинцев.

Факт массовой гибели людей от голода на территории Украины, спровоцированный советской властью, долгие годы тщательно скрывался и замалчивался. В 30-х годах сообщения об умирающих от голода украинцах лишь изредка появлялись в иностранной прессе. Широкое обсуждение Голодомора в Украине, его причин и последствий началось только в конце 1980-х. И тогда всплыли ужасающие цифры: ежесуточно мученической смертью умирали 28000 человек, каждый час — 1168 человек, каждую минуту — 17 человек … и так по разным оценкам от 4 до 10 миллионов умерли от голода за 15 месяцев Голодомора. Москва уничтожала и дальше пытается уничтожать свободу и идентичность украинского народа, его традиции, культуру и язык. И далее заставляет отказаться от своего прошлого и отбирает право выбирать свое будущее, аннексировала Крым и развязала войну на Донбассе. За что пострадали миллионы невинных украинцев, замордованных голодом сталинским режимом в 30-х годах 20 столетия– об этом Novayaepoxa.Com рассказал Николай Михальченко, доктор философских наук почетный президент Украинской академии наук, член-корреспондент НАН Украины.

Николай Михальченко

— Николай Иванович, разные цифры сейчас называются, сколько именно людей погибло в результате Голодомора 1932-33 годов – от 4 до 10 миллионов, некоторые исследователи Голодомора называют даже цифру 14 миллионов. Большинство архивных документов КГБ уже рассекречены, но многие документы были сознательно уничтожены, кроме того, много фактов смерти от голода в те времена даже не регистрировались. Поэтому сегодня существуют такие разногласия в выводах. Сколько же украинцев погибло на самом деле?

— Дело в том, что гибли люди не только в селах и в то время документально не было оформлено, что тот или иной человек умер именно от голода. Но мне мать рассказывала, что отца посылали убирать трупы на западную Украину, которая сейчас центральная (ведь территория нынешней западной Украины не находилась тогда в составе нынешней Украины). Вымирали целые села. Умирали люди в поездах – тогда формировались целые составы, чтобы вывозить население Украины в лагеря, в Сибирь.. То есть хотели замордовать если не голодом, то сибирским холодом. Важную роль в создании ситуации голода сыграл и печально знаменитый закон от 7 августа 1932 года, прозванный в народе «Законом о трёх колосках». Закон устанавливал уголовную ответственность (10 лет лагерей или даже смертная казнь) «за кражу и расхищение колхозной собственности». На основании этого, закона всего за 5 месяцев, с августа 1932 года по декабрь 1932 года, были осуждены свыше 125 тысяч человек, из них 5400 были приговорены к высшей мере наказания. В числе казнённых было несколько сотен детей в возрасте от 12 до 16 лет, поскольку смертная казнь как «высшая форма социальной защиты» в СССР была предусмотрена для лиц в возрасте от 12 лет

— Недавно была опубликована переписка Сталина с Кагановичем, в которой Сталин писал: «Мы можем потерять Украину, и с этим нужно что-то делать». У меня только один вопрос: за что? За что происходило истребление целого украинского народа?

— Да, в тот год на европейской части Советского Союза был не урожай. Но тогда не наблюдалось настолько серьезных природных катаклизмов как, к примеру, в 1891, 1921 или 1946 годах, когда голод был вызван объективными причинами. В начале 30-х годов в Советском Союзе украинцев было больше по численности, чем русских и Сталин хотел уравнять это количество или же сделать русских более численным населением СССР. Но главная причина истребления нации – это воля руководства компартии поставить на место украинцев и усмирить их. Дело в том, что после гражданской войны, когда кто только с кем не воевал, в Украине до 30-х годов вспыхивали восстания. Они тогда назывались кулацкими, на самом деле это были бунты сельского населения против грабительской, варварской политики советской власти, когда зерно, картофель, домашний скот — все забирали у крестьян практически бесплатно, иногда не оставляя даже семенной фонд. Это было ни чем иным, как желанием лично Сталина поставить «великую российскую нацию» выше украинской. Сталин решил воспользоваться ситуацией не урожая и под этим предлогом расквитаться со строптивыми украинцами, но следует также отметить, что ведь тогда он не только украинцев давил – и немцы Поволжья голодали, и даже некоторые сельские губернии России, но, конечно же, основной удар был направлен против Украины.

— Это было целенаправленное уничтожение украинской нации…

— Это была целенаправленная политика по уменьшению количества украинской нации и возвеличиванию России. Политика России с самого начала, еще когда создавалось Владимиро-Суздальское княжество, проводилась таким образом, что финно-угров, которых они считали дикарями, крестили, делали их православными, а если ты православный – значит ты автоматически славянин. То есть, церковь уже тогда выполняла своеобразную функцию в Русском, подчеркиваю, Русском, а не в Российском государстве.

— Именно поэтому сейчас идет такое яростное сопротивление со стороны Российской Федерации о предоставлении Вселенским патриархатом украинской церкви автокефалии, независимости?

— Совершенно верно. И сегодня российская церковь является одним из главных российских пропагандистов, служителем не Бога, а Кремля.

— Почему тогда весь мир молчал? Ведь в Советском Союзе работали дипконсульства и посольства, представители иностранных стран прекрасно знали и видели, что происходит на территории Украины?

— По этому поводу есть великолепное и абсолютно точное стихотворение украинского поэта Александра Олеся, которое совершенно четко отвечает на Ваш вопрос:

Когда Украина за жизнь как могла
Боролась с карателем и умирала,
И слова сочувствия только ждала,
Европа молчала.

Когда Украина в неравной борьбе
Слезами кровавыми вся истекала,
Поддержки друзей ожидала себе,
Европа молчала.

Когда Украина, собрав палачу,
Кровавую жатву, сама умирала,
От голода слова лишившись и чувств,
Европа молчала.

Когда Украина и жизнь прокляла,
Сплошною могилою стала, —
Слеза покатилась у демона зла.
Европа молчала.

Европа молчала, потому что она эгоистична. Эгоистичной была тогда, такой же остается и сегодня. Для нее в приоритете – собственное благополучие. Они еще не поняли, что Россия не остановиться ни перед чем и современная Украина – яркий тому пример. Сегодня Украина стала таким себе форпостом между Европой и Россией, именно Украина, ценой жертв десятков тысяч людей, остановила дальнейшее захватническое продвижение в глубь Европы. Если возвращаться к тому трагическому времени 1932-33 годов, то достаточно вспомнить хотя бы такой факт: когда знаменитый писатель Герберт Уэлсс приехал в Россию, Сталин приказал организовать ему поездку по СССР, его возили по самым благополучным регионам, по новостройкам. Он возвратился в Великобританию и написал сначала ряд хвалебных откликов о Советском Союзе. Но потом, когда соответствующие органы Британии раскрыли ему реальную картину, что на самом деле происходит в России, в каком состоянии находилась Украина, он вынужден был написать разгромную статью о политике Сталина. Но никакого отклика у богатой и сытой Европы, кроме небольшой дискуссии, это не вызвало. А Россия объявила его статью ложной пропагандой, и на этом все закончилось. По большому счету, Европа всегда была равнодушна к регионам, которые не входили в так называемую католическую и протестантскую христианскую цивилизации. Ну, подумаешь, мол, каких-то дикарей там погибло 2 или 15 миллионв – это для них было мелочью.

— Допустим, Европа как тогда, так и сейчас не осознавал всей опасности и угрозы. Но почему же молчала предшественница ООН Лига Наций? Может именно ее молчание и безразличие и привело к распаду этой организации?

— Совершенно верно, я согласен с Вашей точкой зрения. Ну что Лига Наций — они иногда собирали продукты, одежду и отправляли в бедствующие районы, но не больше. Она не развязала ни одного конфликта и, в последствии, оказалась совершенно бесполезной организацией. Сейчас ООН приближается к таким же рубежам и к такой ситуации, в какой тогда оказалась Лига Наций перед распадом. Через право вето России, ООН не может сегодня развязать ни одного серьезного конфликта. В том виде, в котором сейчас ООН находится, она все ближе и ближе приближается к говорильне.

— Преступление геноцида не имеет срока давности. Насколько Украина сегодня себя активно ведет в отношении признания Голодомора геноцидом зарубежными странами?

— Факт голодомора на официальном уровне уже признали 15 стран, 29 американских штатов признали Голодомор в Украине 1932-33 годов геноцидом. Но самое главное для нас с вами то, что современная Украина не отвечает ожиданиям своих граждан, мы обрели желаемую независимость, совершили две революции, а мечты стать не только суверенными, но счастливыми, так и не оправдалась. И сегодня выход у нас один – нужно менять власть, бороться с коррупцией. У нас нет другого пути, кроме как медленно, упорно, не сворачивая с пути идти вперед в вопросах переустройства государства.

Историки сегодня называют страшные цифры – до семи миллионов украинцев было уничтожено в тридцатых годах прошлого столетия в результате геноцида – сознательного голодомора украинцев. Но самое страшное, что от голода погибло более полутора миллиона ни в чем не повинных детей! Красная Москва выбрала этот людоедский способ массового убийства не просто так. Украинцев уничтожали, осознавая более широкие последствия геноцида. Потому что, как это бы ужасно не звучало, но миллионами смертей и не рожденным поколением преступление не ограничилось. Голодомор до сих пор тянет нас в пропасть. Потому что равнодушие, разочарование, пассивность и неумение радоваться даже победам – вот дополнительное наследие Голодомора, которое мы имеем сегодня. Как же избавиться от этого страшного ига, которое висит на украинцах вот уже практически столетие? Именно об этом мы говорили и с Алексеем Гаранем, доктором исторических наук, профессором политологии Киево-Могилянской академии, научным директором Фонда «Демократические инициативы».

— Алексей Васильевич, у вас также есть свое видение причин, почему украинская нация была подвергнута таким гонениям и пыткам, последствия которых мы ощущаем до сих пор?

— С академической точки зрения нет сомнений, что Голодомор — искусственно организованный голод, который был направлен на то, чтобы сломать сопротивление украинцев – и не только украинского крестьянства, но и украинской нации в целом. И Голодомор, конечно, нужно рассматривать не только в разрезе 1932-33 годов, а в контексте всей политики сталинского режима, направленной на обуздание украинства. Россия до сих пор не только не взяла на себя ответственность за то, что происходило, перекладывая все на коммунистический режим, но и отказывается признать Голодомор геноцидом. Но сегодня есть масса свидетельств того, что голод был организован целенаправленно. Мы знаем о том, что целые деревни заносились на так называемые «черные доски», оцеплялись военными, и из них нельзя было ни выехать, ни въехать туда. Целые села были обречены на медленное и мучительное вымирание. А почему Советский Союз отрицал голод? Это тоже понятно. Тогда не было недостатка урожая – просто перед крестьянами тогда ставились не реальные продовольственные нормы, зерно изымалось насильно на нужды военной промышленности, на экспорт. Понятно, что Советский Союз пытался скрыть те провалы, которые были в политике коллективизации, скрыть факты искусственно организованного голода.

— Какую цель преследовала Советская власть, почему они так боялись украинцев?

— Во-первых, была историческая память об УНР, и большевики тоже об этом помнили, они помнили, что украинцы сопротивлялись советской власти. Крестьянство сопротивлялось и по социально-экономическим, и по национально-политическим причинам. В Украине в 20-х годах проводилась политика украинизации (а в Советском Союзе в целом она называлась политикой коренизации) и она дала результаты. Но для Сталина это было всего лишь временное, вынужденное отступление. И потом он вернулся к широкомасштабной политике русификации, но поскольку в республиках уже успели вырасти национальные кадры, ему нужно было их сломать. И для этого был предпринят целый ряд мер, серди которых голодомор оказался наиболее зловещим и имел наиболее трагические последствия. Он действительно уничтожил миллионы человек. Но не стоит забывать и о другом – о репрессиях, которые были и до 1933 и после 1933 годов, 30-е годы начались с процессов против украинской интеллигенции, дело против «Союза освобождения Украины», запрет украинской автокефальной церкви, — был целый ряд репрессивных методов, которые логически подводили к 33-му году, а уже потом, после Голодомора начался, «Великий террор», который добил украинскую интеллигенцию. Поэтому я и говорю, что Голодомор нельзя рассматривать как какое-то изолированное действие 32-33 годов

— Насколько отголоски Голодомора и сознательного уничтожения украинской нации и сегодня чувствуются украинцами? Насколько они повлияли на современных украинцев?

— Мне, например, родители — они из села в Винницкой области — никогда не рассказывали о Голодоморе, и это понятно, потому что они хотели меня уберечь с одной стороны от травмирующей, шокирующей информации, с другой стороны родители понимали, что в школе я могу сказать что-то не то, и это было не безопасно. Я впервые узнал правду о Голодоморе, когда началась перестройка, и мне в руки попалась книга Джеймса Мейса о Голодоморе. Скажу честно, я тогда не смог сразу прочитать эту книгу. Почему? Потому что у меня рушились все мои идеологические конструкции, точки опоры, это был мировоззренческий удар.

Для меня было совершенно непонятно, как Советский Союз мог целенаправленно уничтожать собственный народ. Постепенно произошла переоценка, где-то с конца 80- начала 90 годах, когда у нас уже была возможность доступа к архивам, публиковалась масса различных исследований по этому поводу. И знаете, я пришел к выводу, что как раз вопрос Голодомора не разделяет, а наоборот, объединяет украинцев. Есть разные события, которые достаточно сложно и неоднозначно у нас оценивают, есть разные точки зрения, которые в той или иной мере разделяют украинцев, есть региональные, языковые различия, а в отношении Голодомора этого нет. Потому что Голодомор был на всей территории Украины за исключением Западной Украины, которая не входила тогда в состав Советского Союза. Голодомор был и на юге, и на востоке страны – и об этом тоже сохранилась историческая память и люди это воспринимают. Эти события не разделяют украинцев, и это очень важно, когда мы говорим о политике

— Парадоксальная ситуация, что именно вот такие страшные, трагические страницы истории являются объединительным фактором…

— Историческая правда иногда является травмирующей и очень болезненной, но ее необходимо знать для дальнейшего оздоровления нации. Для украинцев очень важно, что украинское крестьянство тогда не наблюдало за этим событиями пассивно, а сопротивлялось. Известно очень много фактов крестьянских восстаний, когда они организовывали сопротивление, что в свою очередь вызывало ответные репрессии. А когда мы говорим о депортации сотен тысяч «кулаков» с Украины, которые вывозились в Сибирь, то надо помнить, что даже там люди не просто выживали, а и сохраняли украинскую идентичность.

— И все-таки возвращаюсь к своему вопросу: цвет украинской интеллигенции был уничтожен в лагерях, цвет украинского крестьянства замордовали голодом. Как это повлияло на нынешнее поколение украинцев?

— Конечно, это оказывало влияние на так называемые коммунистическо-комсомольские элиты, на позицию интеллигенции. Кто-то приспосабливался, был осторожным, плыл по течению. Но даже в этих условиях в Украине было движение диссидентства, шестидесятников, Украинской Хельсинской группы, украинцы всегда принадлежали к наиболее активной части, которая оказывала сопротивление даже в лагерях. Среди всех диссидентов в Советском Союзе самый высокий процент составляли именно украинцы.

— Сейчас в Украине война, развязанная Россией, в Украине коррупция, социально-экономическая нестабильность. Создается впечатление, что вопрос Голодомора и наказание виновных, даже посмертно, отошло где-то на второй план.

— Я так не считаю. В нашей исторической памяти происходит изменения, и я думаю, что как раз та политика декоммунизации, которая сейчас у нас активно проводится – это реальный процесс, и хотя он начался слишком поздно, но он дает свои результаты. 25 лет мы все время пытались быть хорошими — и нашим и вашим, сохранить в нашем пантеоне коммунистических вождей, но слава Богу, что хоть сейчас, после Революции Достоинства, после начала российской агрессии, это процесс уже не остановить, пути к коммунистическому прошлому уже нет, мы избрали свой путь движение к цивилизованной Европе. Если говорить о Голодоморе – это уже неотъемлемая часть и политики памяти, и исторической науки и школьного образования, поэтому я не вижу отката назад, наоборот происходит движение вперед. Нам нужно достучаться до молодого поколения – так, как это делают евреи, поляки, эти вещи, эта память должны впитываться с молоком матери, чтобы молодое поколение, которое придет на смену нынешним политикам, делало все возможное, чтобы подобные 1923-33 года никогда не повторились в нашей истории.

— Сколько должно пройти лет, или родиться новых поколений, чтобы отпечаток и отголосок Голодомора на украинцах, на нашем восприятии себя как «младшего брата», такой себе «второсортности», которые во многих сейчас, к сожалению, еще очень крепко сидят, отошли, забылись и не чувствовались?

— Я думаю, что Украина должна стать успешной и в плане демократии, и в плане экономики, и в плане верховенства права. В вопросах демократического развития мы ушли далеко вперед от России, но эти успехи пока что не сопровождаются успехами в социально-экономической сфере. И это то, на чем играет кремлевская пропаганда. И я думаю, что одна из причин, почему Путин начал войну против Украины – это попытки всячески препятствовать развитию успешной, повторюсь, именно успешной Украины. Сейчас происходят очень важные процессы – с одной стороны, вопреки надеждам Путина, Украина не развалилась, а украинский патриотизм наоборот получил новое дыхание, но сейчас очень важно не останавливаться на полпути, дополнять это успешными реформами и изменениями в социально-экономической и правовой сферах. Успешная, демократическая Украина – это вызов режиму Путина.

Ярина Лазько, специально для Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха из Киева

www.novayaepoxa.com

4009
virtonnews.com