О полит-экономической ситуации в Казахстане, а также и в регионе Центральной Азии рассказал в интервью Novayaepoxa.Com заместитель председателя совета по устойчивому развитию Астаны и Астанинской агломерации Талгат Абдижаппаров.
— Как вы оцениваете экономическую ситуацию в Казахстане?
— Экономическая ситуация в Казахстане определенно не стабильная и те реформы, которые начаты в финансовой сфере по оздоровлению и укреплению крупных ведущих банков страны, очищение их от токсичных кредитов, на что ЦБК выделил 2 триллиона тенге. Но основная масса людей в Казахстане перекредитовано. Поэтому потребительского спроса ждать не стоит, это также происходит на рынке недвижимости. В этой связи для супер драйверов для роста экономики я не вижу.
Но есть сферы, которые реформы будут продолжаться. Это результаты программы индустриализации, это рост в обрабатываемой промышленности и также транспортный потенциал страны, формирования логистического хаба по строительству «Шелкового пути», дорогие «Западная Европа – Западный Китай», рост железнодорожных, а также автомобильных перевозок к Каспию, как на последний участок, так как российская часть дороги еще не готово.
— Недавно состоялся визит в Казахстан нового президента Узбекистана. Какие надежды связывают в Казахстане в отношениях с Узбекистаном?
— Визит президента Узбекистана прошел на самом высоком уровне. По результатам встречи можно сказать, что отношения сильно потеплели. В рамках встречи также стороны договорились увеличить товарооборот до 2020 года в три раза больше. Если сегодня товарооборот составляет примерно 1 миллиард доллар, то стороны договорились поднять его до трех раз.
Но сейчас в Узбекистане есть определенные проблемы с национальной валютой, и они должны решить эту проблемы, так как это является основным тормозов для иностранных инвесторов, но транзитный потенциал у этой страны велик.
С политической плоскости было очень важно, что два государства смогли договориться по стабильности в Центральной Азии и открытая позиция, и дружба двух этих государств – это гарантия мира в Центральной Азии.
— Какие тенденции сейчас наблюдаются в регионе Центральной Азии и какие угрозы есть для региона?
— На мой взгляд, главным делом является прорывные отношения с Узбекистаном и более тесные отношения. Естественно, что сейчас влияние России в регионе Центральной Азии все больше нарастает. На сегодня в электоральный период входит Кыргызстан и там есть противостояния и официальной власти и оппозиции, главное, чтобы не пролилась кровь. Есть, конечно, и проблемы, это проблемы интеграции и водных ресурсов, но я думаю, что они решаемы.
Что же касается террористических рисков, в ближайшей перспективе я не вижу, потому что есть рабочий договор ОДКБ. Если это не будет делаться искусственно, то естественных предпосылок для этого нет, так как законодательная база страны, а также механизм управление позволяет стране полноценно развиваться. Казахстан официально ведет политику невмешательства в дела других государств, а также и стран региона, поэтому такая политика дает гарантии центрально азиатскому региону стабильность и развитие.
— Многие казахские эксперты отмечаются, что Казахстан будет дистанцироваться от России в сторону Китая. Насколько вероятно это?
— Я бы не сказал, что возможно дистанцирование Казахстана от России в сторону Китая. Внешняя доктрина Казахстана выстроена на добрососедских отношениях со странами региона и всего мира. Самая большая протяженность границ нашей страны – это Россия и Китай. С обеими государствами наша страна имеет хорошие отношения, но чтобы был крен в ту или иную сторону, я не думаю.
Периодически возникают вопросы по продаже земель или по экспансии Китаем Казахстана, что вызывает недовольство у населения Казахстана, но законодательно, Казахстан защищен и внесены изменения в законодательный кодекс страны, так что этот вопрос исчерпал себя.
Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com
www.novayaepoxa.com