Об экономическом развитии Азербайджана и ее положении на сегодняшний и перспектив выхода из кризиса рассказал Novayaepoxa.Com экономист Натиг Джафарли.
— Как вы оцениваете экономическое положение в Азербайджане и как можно ее оценить на сегодняшний день?
— Пока фундаментальных изменений в экономике Азербайджана не произошло, кроме одной очень важной детали. В первый квартал прошлого года цена азербайджанской нефти стоила около 36 долларов, а в первом квартале 2017 года цены на нефть выросли почти на 55% и стала 55-56 долларов. Это существенная разница позволила нашей стране улучшить свои макроэкономические показатели. Опять основную роль в экономике Азербайджана сыграла нефть. Мы получили внешнеэкономическое сальдо около 1 миллиарда долларов, и это позволило стабилизовать ситуацию на валютном рынке.
На валютном рынке происходили еще и другие процессы. Национальный банк страны в два раза уменьшил наличных денег в стране, было 11 миллиардов, а стало 6 миллиардов оборота наличных денег, что тоже способствовала стабилизации национальной валюты. Но тут помимо положительных моментов, есть и отрицательные, и их не мало. Такая политика привела к тому, что банки превратились в большие обменные пункты, не выполняя свои основные функции. Кредиты сейчас банки не выдают, те кредиты, которые были выплачены, банки не могут собрать, и сейчас какие-то валютные операции дают какую-то прибыль банкам, что сильно влияет на экономическую активность в стране.
Также, существенно упал импорт. В первый квартал на 17% импорт упал. С одной стороны это уменьшило вывоз капитала из страны, но с другой стороны, это показательно с той точки зрения, что покупательная способность упала в стране. Это не очень хороший фактор, и в этом ЦБ сыграл свою роль, уменьшив денежную массу, они снизили экономическую активность в стране.
В других секторах, в которых был объявлен приоритет, мы больших скачков не видим. Пока еще во внешнеэкономических связях торговли, энергоносители играют существенную роль.
По последним данным, единственное, где значительно сильно вырос экспорт – это газ. Почти в 4 раза вырос экспорт газа в соседние страны. В прошлом году от продажи газа в страну было поступлений примерно 64 миллиона долларов, а в этом году уже почти 240 миллионов долларов. Это говорит о том, что энергоресурсы являются главным локомотивом экономики. То есть ненефтяной сектор не успевает и не может нормально работать в плане экспорта.
— Касаемо ненефтяного сектора… ведь правительство пытается что-то сделать и поднять аграрную и другие сферы. Насколько удачно выполняются экономические проекты в этом направлении?
— На сегодня визуально пока виден эффект в туристическом секторе. Только на Новруз около 30 тысяч арабских и иранских туристов посетили Азербайджан. Но и это тоже не покрывает те ожидания, которые были у правительства. Если взять в сравнение с Грузией, поток тех же самых иранских туристов туда выросло в 6 раз. Грузия отменила визы для Ирана, потом также отменила и загранпаспорта, то есть сегодня, граждане Ирана могут посетить Грузию с удостоверением личности или же водительскими правами, что повлекло за собой туристический поток из Ирана.
Насчет туризма в нашей стране были большие ожидания, они пока не оправдываются, но положительный сдвиг есть. Что касается развития в других отраслях, то тут самым большим философским вопросом является то, что государство хочет само все сделать и само все контролировать. Мы уже этот этап проходили в советское время, во время плановой экономики и это показало свою низкую эффективность. Сейчас тоже правительство хочет сажать хлопок, чай, табак и стать основным игроком во всех отраслях. Это не правильно. Основная роль государства в экономике – это стимулировать, а не физическое участие на всех этих этапах. Например насчет хлопка есть уже и плохая тенденция. Из-за того, что посеяли хлопок в традиционно животноводческих районах, цены на корм для скота поднялась, что сильно отразилась на ценах мяса. И сейчас мы официально признаем, что цены на мясо поднялись на 18% в первом квартале.
Насчет хлопка есть еще один миф, что он в будущем сможет заменить нефть. Это не совсем так. В 2003 году, Азербайджан выращивал 350 тысяч хлопка, но на экономике страны это никак не ощущалась. Сейчас у нас цель вырастить 200 тысяч хлопка это тоже капля моря. Если в 2003 году бюджет страны был около полтора миллиарда долларов, эти 350 тысяч никак положительно не говорилось на экономике нашей, то что может дать 200 тысяч, если у нас бюджет страны 10 миллиардов?
Насчет других отраслей нам нужно время как минимум 5-6 лет чтобы получить положительный результат. Парадоксальность заключается в том, что до девальвации мы экспортировали чай больше чем сейчас, и это было связано с тем, что мы по курсу 0.78 чай с Азии и упаковывали чай в Баку. Такой механизм работал во время дорого маната, а сейчас, когда манат подешевел, это не работает.
Те 12 направлений, которое правительство объявило приоритетом, чтобы их выполнить нужно время и нужны огромные средства, около 30-40 миллиардов, чтобы выполнить эти цели. Этих денег у нас нет, иностранные причины мы не можем привлекать по разным причинам. Поэтому основная проблема нашей экономики – это время и деньги.
Ниджат Гаджиев
Novayaepoxa.Com
www.novayaepoxa.com