Екатерина Гайнетдинова: «Если развратить женщину – можно победить государство, а ходить покрытой — это мудрость»

На вопросы Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха отвечает известный российский журналист, член Всероссийского Конгресса Этножурналистов «Культура Мира», директор Департамента Комитета «Международная безопасность INTERSAFETY» Гайнетдинова Екатерина Накифовна.

— Начнем с того, как себя чувствуют мусульманки в российском обществе: за пределами родного региона, особенно в больших городах, где состав населения смешанный? Конкретно, вы, дама, носящая головной убор, как себя чувствуете в Питере?

— Как чувствуют все мусульманки в больших городах мне сложно ответить, те с которыми я общаюсь, сотрудничаю и взаимодействую, — они гармоничны в своем облике, это мой вывод, мы на эту тему беседы не ведем, а значит предмета – причины для этого нет. По своему опыту есть другие сюжеты. Когда ездила в метро, несколько раз спрашивали, у вас так красиво завязан платок, вот бы тоже так уметь, и если позволяет время, немного затрагиваем тему, почему я в таком головном уборе. Обычно (а таких случаев было несколько), отвечаю, что такова наша традиция, и есть известное высказывание, разврати женщину – победишь государство, а ходить покрытой — мудрость, которая свойственна и в православном христианстве. Так как разговор происходит на ходу, вроде бы не удобно, но не отвечать не могу, в неком роде это тоже диалог культур. Еще припомнились случаи, часто на улице подходят и спрашивают, как пройти – найти ту или иную улицу. Тоже индикатор спокойного отношения горожан к тем, кто ходит в платке.

Если брать во внимание партнерство с Администрациями муниципальных образований, здесь тема имеет развитие, приглашают участвовать в городских мероприятиях, проводить мастер-классы, показывать варианты и секреты завязывания платка. В День России такой мастер-класс провели одновременно на двух площадках, петербуржцы охотно участвовали. Еще в Санкт-Петербурге более 13 лет работает магазин мусульманской женской одежды Hayat-Line, который популярен не только среди мусульман.

— С таким разнообразным составом населения, насколько толерантно российское общество на сегодня? Удалось ли создать контраст между различными этносами и конфессиями?

— Для российского общества разнообразие народов — это его богатство, и мои слова не бравада, а сюжеты жизни и личные события. К примеру, на заседаниях по межнациональным отношениям, с участием соответствующих Комитетов, журналистов, социальных педагогов, психологов открыто обсуждается, что термин «толерантность» нам не подходит, так как в переводе означает терпение, а у нас добрососедские отношения, обусловленные наличием реального интереса, узнавать про культурные народные традиции и традиции религий. Отмечу, именно в Санкт-Петербурге есть Государственный музей истории религии, где экскурсовод рассказывает про Ислам и кто такие мусульмане корректно. Также украшает город Соборная мечеть, она открыта для гостей, можно зайти внутрь, сделать фотографии, заказать экскурсию, узнать об истории ее возникновения, в частности, что построена по проекту русского (!) архитектора и художника Н.В. Васильева.

— После распада советского союза все народы империи обрели свободу, в том числе и свободу вероисповедания. С момента распада атеисткой системы, в духовном плане, что изменилось в России? Её можно назвать духовной или религиозной страной?

— Да, Россия духовная страна, на мой взор это ее национальный код. У нашего, российского народа есть способность сопереживать, быть не равнодушным к беде ближнего, и не важно, к какой национальной или религиозной традиции человек принадлежит, венчаю сие качества одним емким определением — эмпатия.

Сегодня мы не видим коррозии от событий периода атеисткой системы, народ был духовным только в другой системе координат, плюс после распада СССР началась мощная волна строительства мечетей, храмов. Религиозные традиции и духовность это разные аспекты. Можно читать намаз, ходить в платке, но совершать поступки, характеризующие узость сознания, нелепость суждений и выводов, фанатизм. Не будем забывать, что в Исламе фундамент – это постоянный процесс получения знаний, где внешняя сторона проявлений религиозных традиций это только лишь форма сути.

— Одна реальность всегда заставляет людей призадуматься… как это в атеистичном СССР преступности, проституции, наркомании и других незаконных и развратных действий было намного меньше, чем сейчас, когда все церкви, мечети, монастыри, синагоги и прочие религиозные храмы открыты и везде бесплатно читают заповеди?

— Это миф. Все проявления низких качеств были, есть и будут, такова суть человека без привязки государственного устройства. Конечно, когда в СМИ, в онлайн идут сплошным потоком сюжеты формирующие низменные качества, занимая рейтинговое место в эфире, в том числе в массовой культуре, в кино индустрии, с насаждением потребительского формата мышления, подмены понятий, вымывающие семейные ценности, пропаганды позиции «мне-я-себе», то, увы, последствия тоже будут. Ранее была цензура, при наличии невидимых, скрытых сюжетов, например практическая составляющая теории стакана воды. Полагаю это уже тема геополитики, вспомним Доктрину Алена Даллеса, директора ЦРУ, о концепции талассократия против теллурократии (противостояние цивилизаций), — так как занимаюсь гуманитарными проектами, вопросы о политике только в категории почитать, послушать, но не рассуждать.

— Помимо коренных народов России, которые исповедуют Ислам, в этой стране находится огромная армия трудовых мигрантов из других мусульманских республик бывшего союза, и очень часто мы становимся свидетелями их беспрецедентной травли в различных реакционных СМИ России. Что делают НПО и общественные организации в мусульманских республиках РФ для того, чтобы содействовать интеграционному процессу, который поможет мигрантам адаптироваться к местным условиям?

— Шовинизмом болеют не только в России. В нашей стране, с историей событий ВОВ, в период защиты Отечества, наши предки стояли плечо к плечу. Вклад каждого вне зависимости вероисповедания и национальности в памяти жива. Братские узы священны.

К информации, в Ленинградской области, в поселке Синявино есть Мемориальный комплекс «Синявинские высоты» с Интернациональной аллеей – аллеей Славы, на ней установлено 64 мемориальные плиты с именами погибших героев разных национальностей, среди них азербайджанцы, белорусы, украинцы, дагестанцы, татары, казахи, узбеки, украинцы, чеченцы и другие. В этом году, по линии Дома Дружбы Ленинградской области наша делегация татарской общины туда ездила, и мы, с представителями других общин и диаспор в общем марше почтения возложили цветы, общались, а потом в СМИ об этом были репортажи. Так что СМИ пишут и о таких мероприятиях.

Из НКО сотрудничаю с Благотворительным фондом поддержки и развития просветительских и социальных проектов «ПСП-фонд». К слову, один из сотрудников этого фонда, дополнительно к профессиональной деятельности проявил то самое качество, эмпатию, приняв в своей квартире женщину-мусульманку из СНГ с детьми, которая оказалась в трудной жизненной ситуации, при этом он сам семьянин, не мусульманин, его жена татарка, у них двое детей. Узнала об этом случайно, в ходе рабочей поездки в Копенгаген, когда нам рассказывали о методах адаптации мигрантов, показывали дом, в котором женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации могут найти поддержку, временный приют.

В Санкт-Петербурге в этой части ранее помогала комната Фонда Красного Креста, но сейчас комната не работает, и где теперь найти приют израненным физически, психически женщинам с детьми, без денег, уроженкам солнечных мусульманских соседних стран – большой вопрос. А сколько таких случаев умалчивается, можно только догадываться либо узнавать в ходе личных консультаций. Тоже иллюстрация, где религиозность, а где духовность. В целом вопрос защиты женщин-мигранток, оказавшихся в мегаполисе в трудный период жизни — вопрос чувствительный, требующий отдельного внимания без перекосов, смещения в сторону феминизма.

— Как бывший журналист, что можете сказать об информационной политике России? Какие-то силы периодически пытаются демонизировать мусульман, дискредитировать их в глазах российской общественности. Ведь постоянная травля в итоге создает негативное общественное мнение о мусульманах в целом, в том числе и о коренных мусульманских народах России. Такая политика в будущем может поставить под удар и единство самой России. Что можно сделать для предотвращения этих систематических информационных атак на мусульман?

— Тем политики касаюсь как ученик, а значит только послушать. С позиции профессионала по мониторингу СМИ, способной к анализу, к логике замечаю и то, что есть отдельные информационные кампании, которые подпитывают другие информационные кампании, порой нами, мусульманами, что о нас плохо пишут и говорят, — считаю, это нас не красит, а только укрепляем взброс негатива от рейтинговых СМИ в адрес мусульман.

Давеча была участником телефонного интервью на тему «что такое мусульманская мода», в эфир дали один из семи ответов, вырезав начало и финал, придав иной контекст, произошло искажение. В таких ситуациях устала расстраиваться, с годами повысился иммунитет, но факт остается фактом и подтверждает наличие сие проблемы.

Аналогичные прецеденты происходят и с другими, например в адрес сотрудников Администраций. Сама не участвовала, но похоже на правду, рассказали, как одна журналистка, приехав без предварительной договоренности стала на ходу задавать вопрос у специалиста, не имеющего отношения к теме вопроса, получая в ответ, извините, это не мой вопрос, в итоге в эфир дали сюжет с комментарием, посмотрите какие нерадивые специалисты служат нашему обществу.

Полагаю это общая ситуация рейтинговых СМИ, сеять негатив, придумывать поводы, провоцировать общество. Плохо следующее, читателям, зрителям либо лень проверять информацию, либо нет времени в силу бытовых забот.

Вопрос, что именно может поставить под удар суверенитет России – точно не мой вопрос, есть такие подводные течения, влияния как на разрушение, так и на сохранение. Мое дело маленькое, пока Слава Создателю есть здоровье, разум, энергия, союзники делать полезное для общества, а кем буду на этом пути, журналистом, волонтером, директором проекта, женой – это уже провидение Всевышнего. Как сказал один хазрат, мы здесь не в раю, но свободной волей, способности выбирать мы наделены Милостивым и Милосердным, а чтобы как говорят не навредить, надо беспрерывно обучаться, стараться не реагировать на манипуляции, как в Хадже, ведь сама жизнь – это Хадж.

Ассаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух – Мира и Милости Всевышнего в жизни Земной и вечно!

Беседовал: Кавказ Омаров