20 и 22 декабря в итальянском театре Пьяченце (Teatro Municipale di Piacenza) состоится оперный спектакль«Богема» выдающегося итальянского композитора Джакомо Пуччини, в которой примут участие сразу два ярких представителя азербайджанского вокального искусства, молодые талантливые оперные певцы, выпускники миланской Академии легендарного итальянского театра Ла Скала Магеррам Гусейнов и Азер Рзазаде, которые исполнят две главные партии: Гусейнов — партию Коллен, а Рзазаде – Рудольфо.
Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха побеседовала с нашими вокалистами, которые рассказали, как им поступило предложение выступить в данной постановке, как проходят репетиции и как они чувствуют себя на одной сцене вместе со своими итальянскими коллегами.
— Как вы получили приглашение выступить в данной постановке?
М.Г. — У меня были прослушивания для театра Пьяченце, которые проходили в итальянском городе Парма. Дирижер данного спектакля Альдо Сизилло является арт-директором театра имени легендарного оперного певца Лучано Паваротти в городе Модена, где родился итальянский самородок, откуда и началась его карьера. Прослушивания прошли удачно, и после этого мне сказали, что мою кандидатуру утвердили на роль Коллен в опере «Богема», причем сразу в двух театрах: Пьяченце и Модена, спектакль в котором состоялся в октябре текущего года.
Мне очень понравилась эта постановка Лео Нуччи, великого баритона, которому почти 80 лет, но он до сих пор прекрасно поет и выступает на мировых сценах. Сегодня, как режиссер, Нуччи иногда ставит спектакли в Пьяченце. С этим выдающимся вокалистом я пел в опере «Риголетто» в сентябре текущего года в театре Ла Скала. За свою карьеру Нуччи спел более 600 раз в спектакле «Риголетто», и для меня было большой честью разделить сцену с живой легендой мирового оперного искусства. Было приятно после этого встретиться с ним и в Модена, где он уже выступал в качестве режиссера-постановщика оперы «Богема», которая прошла с большим успехом. Отмечу, что постановка классическая и просто потрясающая с невероятно красивыми декорациями и всем остальным! Эту оперу целиком можно посмотреть в YouTube. Она получилась словно увлекательный фильм, которая смотрится на одном дыхании.
— Расскажите нам о своих персонажах. Насколько они близки вам по духу?
М.Г. — Мой персонаж – Коллен, философ, один из друзей Рудольфо. Несмотря на то, что Коллен – это персонаж второго плана, его образ очень интересен. Это глубокая и чувственная личность. Во втором акте он на последние деньги покупает себе поношенное пальто, которое ему очень дорого. Однако в четвертом акте Коллен исполняет ариозо, маленькую, но очень психологически тонкую и красивую арию, в которой раскрывается сущность этой личности. Ариозо — это прощание с самой ценной для него вещью — со старым пальто, которое Коллен решил отнести скупщику, чтобы выручить немного денег, когда Мими становится плохо, необходимо позвать доктора и купить лекарства, тем самым помочь друзьям. По глубине и силе самопожертвования – это настоящий подвиг, без всяких шуток, ведь на дворе зима, а денег на новое пальто нет и не будет. Аккорды, звучащие по завершении арии, звучат и в конце самой оперы. Эта ария настолько эмоциональна, что по своему духу охарактеризовывает всю оперу. Меня настолько трогает самоотверженность своего героя, что я сам словно превращаюсь в него, ощущаю его внутренние переживания и страдания.
А.Р. — Мой персонаж, Рудольфо, достаточно сложный, ведь его эмоциональный настрой меняется на протяжении всего спектакля. Если в первом акте он достаточно жизнерадостный и позитивный, то с каждым актом его настроение начинает меняться. В третьем акте его образ наполнен драматизмом, когда его любимая Мими заболевает и умирает на сцене. От меня требуется показать меняющиеся настроения своего героя от искренней радости, до сильных переживаний, связанных с его возлюбленной. В этих аспектах и нюансах и кроится определенная сложность данной партии. Здесь необходимо быть и лирическим тенором, и романтическим, и драматическим, что требует большей концентрации и много усилий. Мой голос часто меняется, ведь я выступаю в разных постановках, но стараюсь сохранить эти лирические краски в голосе, которые придают выразительности моему персонажу, характеризуя его эмоциональный настрой.
— Получается, вы даже не знали, что поете вместе в «Богеме»?
М.Г. — Нет, для нас это стало неожиданным, но очень приятным сюрпризом. Мы с Азером дружим уже десять лет, всегда поддерживаем друг друга. Когда мне сообщили, что я буду выступать в театре Пьяченце, мне не сказали, кто будет исполнять главную партию Рудольфо, тенора. Помню, как однажды Азер сказал мне такую фразу: «Магеррам, представь, что однажды мы будем вместе петь оперу «Богема». Это было бы потрясающе! Ведь я уже давно пою Рудольфо, а ты теперь поешь Коллена, может судьба нам подарит такой шанс выступить вместе в Италии!» Представьте себе мою радость, когда перед концертом в ЮНЕСКО (Париж), посвященном 100-летию АДР, мне пишет Азер, который узнал уже утвержденный состав на данный спектакль, и, оказывается, мы участвуем в одной постановке. Эта была фантастическая новость, которая обрадовала меня до глубины души. Мы так ждали этого дня, когда два друга, два азербайджанских вокалиста выйдут на сцену потрясающего итальянского театра и споют вместе. Азербайджанское оперное искусство ждет небольшое, но историческое событие.
А.Р. — О том, что я пою с Магеррамом, мне сообщил мой итальянский друг. Я очень обрадовался, узнав эту радостную новость. Это получилось совершенно спонтанно. Наверное, поэтому эффект получился еще более ярким. Потом я поделился этой вестью с Магеррамом. Мы с ним буквально кричали от счастья, что будем петь вместе. Быть частью этого проекта, имею в виду петь в опере «Богема» в театре Пьяченце, очень престижно, почетно и ответственно одновременно. Это старый театр со своими традициями, своим духом. Режиссёр-постановщик, как отметил Магеррам, всемирно известный баритон Лео Нуччи.
— Как проходят репетиции?
М.Г. — Все идет отлично. С понедельника у нас начались оркестровые репетиции. У нас собралась интересная дружная группа, где все итальянцы за исключением меня и Азера.На сцене царит потрясающая атмосфера творчества и единства. Нет никакой скованности, наоборот, я получаю удовольствие от самого процесса. Благодаря взаимопониманию с коллегами, дирижером и режиссером-постановщиком мы полностью погружены в работу.
Хочу сказать несколько слов о театре, в котором мы будем выступать. Несмотря на то, что театр Пьяченце не был столь известен в Европе, в последнее время там ставят очень интересные и громкие постановки с участием знаменитых вокалистов, что непосредственно влияет на уровень театра, который резко стал подниматься. Примечательно, что этот удивительный храм музыки спроектировал архитектор Джузеппе Пьермарини, автор проекта легендарного театра Ла Скала в Милане. Оба театра не только красивы и изящны, но и обладают великолепной акустикой, выступать в которых одно удовольствие.
А.Р. — Репетиции проходят интересно, но достаточно долго – буквально десять часов в день и времени на отдых почти не остается. Мы очень устаем. Максимально стараюсь, чтобы мы с Магеррамом выступили достойно, ведь мы представляем нашу Родину – Азербайджан, а также получили удовольствие от самого спектакля. Я знаю, что на спектакле будет сидеть искушенная и требовательная публика, поэтому мы будем стараться на все сто. Но волнение, конечно, есть всегда!
— Ребята, спасибо вам большое за интересную беседу. Желаю вам удачи и успешного выступления!
— Большое спасибо!
Магеррам Гусейнов окончил музыкальную школу имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей в Баку. Он является лауреатом многочисленных конкурсов, получал приглашения на получение мастер-классов от Галины Вишневской (Россия) и Тома Крауса (Финляндия). Обучался в Академии Озимо (Италия) и в Академии театра Ла Скала. В 2011-ом году его имя было внесено в «Золотую книгу» молодых талантов Азербайджана.
Первый дебют состоялся в Teatrola Nuova Fenicedi Osimo в опере Бизе «Кармен» в партии Моралеса. Он является самым молодым солистом, выступившим в роли Дона Жуана в одноименной опере «Дон Жуан».
В сентябре прошлого года Магеррам Гусейнов успешно дебютировал на сцене знаменитого оперного театра Ла Скала в Италии в опере Луиджи Керубини «Али — Баба и 40 разбойников», которая не ставилась на сцене легендарного итальянского театра более пятидесяти лет. После этого он принимал участие в разных постановках и выступал в оперных спектаклях в разных странах мира. Магеррам Гусейнов — выпускник и солист всемирно известной Академии Ла Скала.
Азер Рзазаде – выпускник и солист всемирно известной Академии Ла Скала, лауреат международных конкурсов и участник престижных международных музыкальных фестивалей, выступавший со многими известными оркестрами мира во многих странах мира — Италии, Франции, Австрии, Великобритании, России, Турции, ОАЭ, Греции, Чехии, Словакии, Хорватии.
Несмотря на свой молодой возраст, Азер Рзазаде уже успел зарекомендовать себя, как вокалист с большим будущим, выступив на сценах многих престижных и знаменитых театров Старого света. Пример этому стало его блестящее выступление в легендарной опере итальянского композитора Джакомо Пуччини «Богема», которая с успехом прошла на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета 9 февраля текущего года.
5 апреля 2019-го года Азер показал красоту и мощь своего голоса, выступив на своем первом сольном концерте в Баку на сцене Азербайджанской государственной академической филармонии имени Муслима Магомаева с Азербайджанским государственным симфоническим оркестром имени Узеира Гаджибейли под руководством Народного артиста, профессора Рауфа Абдуллаева.
Фотографии предоставлены респондентами
Рустам Гасымов