«Баку и Исламабад могут совместно работать над баллистическими ракетами дальнего радиуса действия» - Пакистанский военный эксперт

Абузар Ильяс

О ситуации в Пакистане, а также какие тенденции ожидаются в этом регионе, и пакистано-азербайджанских отношениях рассказал, Novayaepoxa.Com пакистанский военный эксперт, Абузар Ильяс.

— Г-н Абузар, как вы оцениваете ситуацию в Пакистане, и какие сейчас процессы идут в стране?

— Ваш вопрос очень открытый, поскольку он не определяет, какую именно ситуацию мне следует анализировать. Но что касается вопроса о безопасности в Пакистане, то сейчас ситуация немного неспокойная. Я должен отметить, что сегодня Пакистан движется к наиболее гибридным аспектам асимметричной войны. С течением времени война с терроризмом становится все более сложной и ориентированной на разведку. За последние полтора десятилетия Пакистан столкнулся с сильным кровопролитием в самой трудной войне, когда нашим обычным вооруженным силам пришлось противостоять хорошо вооруженным террористическим силам.

Пакистанские вооруженные силы успешно вернули свою утраченную территорию, которая много лет назад попала в руки злодеев. Это был поэтапный процесс, в ходе которого были осуществлены многочисленные военные операции по исполнению распоряжения правительства в отдаленных районах, контролируемых террористами. В настоящее время правительство страны предпринимает шаги для включения исторических племенных районов в провинцию, где преобладают пуштуны, то есть провинцию Хайбер-Пахтунхва (КПК), располагающуюся на севере Пакистана КПК, что станет важным прогрессивным шагом в борьбе с воинственностью.

— Как сейчас обстоят дела в Афганистане, и какая угроза сейчас есть в регионе?

— Нынешняя ситуация в Афганистане мало чем отличается от прошлой. Так называемое исламское государство (ИГИЛ) — это новая угроза, которую должны решать власти региона и США. Пакистан призывает ИСАФ и НАТО вновь и вновь принимать решительные меры против талибов и святилищ ИГИЛ в Афганистане. С этой целью же Исламабад часто обращается к афганскому правительству и официальным лицам Афганской национальной армии, однако в афганских провинциях вблизи пакистано-афганской границы по-прежнему действуют несколько лагерей подготовки боевиков и укрытий.

ИГИЛ — серьезное явление, для борьбы против которого необходимо принять серьезные меры, в противном случае оно станет еще одним важным участником в афганской силовой игре. Недавняя волна бомбардировок в крупных городах Пакистана напрямую связана с боевыми группами, базирующимися в Афганистане. Операция пакистанской армии «Зарб-и-Азб» против террористов, которая началась в 2015 году и теперь преобразована в операцию «Рад уль Фасад», вынудила боевиков либо сдаваться, либо погибать, либо бежать в Афганистан. Пакистан официально попросил правительство Афганистана и силы США заблокировать въезд этих террористов в Афганистан, но они не предприняли никаких действий, из-за которых боевики бежали из Пакистана и создали новые укрытия в Афганистане. Существует много доказательств, которые наглядно показывают, что Дирекция национальной безопасности (NDS) наряду с индийской спецслужбой (RAW) финансируют и поддерживают эти группы в партизанской войне против Пакистана.

— Как вы считаете, насколько есть вероятность эскалации конфликта в Кашмире и готов ли Пакистан к войне?

— Пакистан и Индия уже провели две крупные войны по кашмирскому вопросу. В результате этого самого старого нерешенного вопроса, который до сих пор находится на повестке дня Совета Безопасности ООН, произошло несколько мелких конфликтов, таких как операция Каргила. Пакистан всегда поддерживал право самоопределения для кашмирцев. Для этого в Кашмире необходимо провести референдум, чтобы кашмирцы могли сами решить свою судьбу. Индия отказывается от этого фундаментального права и подавляет народ Кашмира с помощью одного миллиона военных и полувоенных формирований, расквартированных в долине.

Их зверства не являются скрытыми случаями, когда индийские военные подвергают изнасилованию и убийству невинных женщин и мужчин из Кашмира. Зверское поведение индийского правительства и индийской армии вызывает серьезные беспорядки в долине, где тысячи людей идут против индийской бесчеловечной политики, из-за которой давление на индийцев только растет. Здесь следует отметить, что индийцы всегда используют Пакистан в качестве козла отпущения за свои собственные преступления в Кашмире. Они обвиняют Пакистан в вооруженном движении местных кашмирцев против индийской армии.

Индийская армия в свою очередь нацелилась на пакистанские деревни, расположенные вблизи линии контроля, из-за чего конфликты и столкновения возникают снова и снова. Индийцы используют малое и тяжелое оружие в неспровоцированных актах нарушения прекращения огня в результате чего пакистанские силы вынуждены отвечать ответным огнем и такая практика приводит к гибели людей с обеих сторон. В результате нынешних военных действий в Кашмире, которые привели к гибели местного борца за свободу Бурхана Музафара Вани, народ Кашмира начал новое движение против Индии, четко требуя свободы.

Это движение создает большое давление на правительство Дели, из-за которого они демонстрируют свое разочарование, нарушая соглашение о прекращении огня в более крупных масштабах. Впервые после 2002 года индийская армия использует тяжелую артиллерию для эскалации конфликта и выведения его на новый уровень, что привело к конфронтации на уровне артиллерии между двумя странами. Пакистанская армия всегда полностью готова к любой войне с Индией, потому, что это одна из самых профессиональных армий в мире, и они хорошо знают свою работу.

— Как известно Азербайджан воюет с Арменией и часть азербайджанских территорий под оккупацией. Какую военную поддержку Пакистан Азербайджану?

— Пакистан всегда поддерживал Азербайджан в нагорно-карабахском конфликте, и самый яркий пример искренности Пакистана в отношении братьев азербайджанцев состоит в том, что мы до сих пор не признавали Армению как государство. Как вам известно, пакистанское правительство и пакистанские вооруженные силы ведут переговоры с официальными лицами Азербайджана по нескольким оборонным вопросам, включая вопросы передачи технологий в оборонной промышленности, в частности, самолета «JF-17 Thunder». Армия Пакистана, имеющая отличный опыт действий в горах Кашмира и Северо-Западного Пакистана, может предложить специальное обучение (военные тренинги) для азербайджанских войск. Пакистан готов продать Азербайджану любую систему оружия, которая не санкционирована никаким международным договором.

Пакистан готов продавать Азербайджану производимое страной оружие, но премьер-министр Азербайджана, похоже, требует «технологической» поддержки, оказанной Исламабадом азербайджанской военной промышленности. Азербайджанская армия подписала соглашение с пакистанской фирмой «GIDS» (Global Industrial Defence Solutions) о ручных гранатометах, что является новым шагом в оборонном сотрудничестве двух стран. Пакистан и Азербайджан могут совместно работать над проектами наступательных вооружений, такими как баллистические ракеты дальнего радиуса действия 300 км и ракеты, артиллерийское оружие и бронемашины. Промышленная инфраструктура и природные ресурсы Азербайджана могут помочь обеим странам финансировать военные исследовательские и научно-конструкторские проекты.

На мой взгляд, стрелковое оружие Пакистана может помочь нашим братьям-азербайджанцам в любом конфликте с Арменией, но самое главное — это возможность обучение, которую Пакистан может предоставить азербайджанским военным. С апреля прошлого года интенсивность в районе Нагорного Карабаха между армянскими и азербайджанскими силами серьезно возросла, что представляет собой аналогичную ситуацию, которая наблюдается на линии контроля в Кашмире. Пакистан и Азербайджан сталкиваются с аналогичной угрозой, поэтому Пакистан – это лучшая страна, которая помогает Азербайджану в военном отношении справляться с проблемами, с которыми он сталкивается в настоящее время в этом военном противостоянии конфликте.

— Какую позицию займет Пакистан в случае усиления агрессивной политики США против Исламской Республики Иран, если конфликт приобретает военный окрас?

— Пакистан всегда поддерживает суверенитет независимых государств, и не перейдет на сторону США в случае возникновения любого военного конфликта, поскольку Иран также является братской страной для Пакистана и обеспечивает безопасную границу для Исламабада, когда наши военные силы растянуты с Востока на Запад против Индии и посредников, финансируемых индийцами. Иран стал первой страной, которая признала Пакистан после обретения страной своей независимости.

В Пакистане проживает огромное количество мусульман-шиитов, многие из которых занимают высокие посты и должности, а также имеют сильное лобби. Это лобби также повлияло на решение Пакистана несколько лет назад, когда саудовский режим потребовал помощи Пакистана в войне против йеменских хусистов.

Эти шиитские группы и шиитские политические партии, безусловно, будут и в будущем влиять на позицию Пакистана, поэтому я почти уверен, что мнение Пакистана не будет таким уж нейтральным в этом конфликте, как это было во время прошлых конфликтах США против мусульманских стран. Пакистану в этом случае придется обеспечить безопасность границы Пакистан-Иран, и в результате этой ситуации возникнет гораздо больше осложнений, поэтому Пакистану в этом случае придется предпринимать расчетные шаги. Я должен также отметить, что Пакистан противостоит и будет противостоять угрозам США, если Америка постарается создать ситуацию либо с нашим участием, либо ситуацию против нас, аналогичную той, которая была создана США до ее афганского вторжения в 2001 году.

Ниджат Гаджиев и Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

1381