Бакинская городская скульптура: памятник Микаилу Мушфигу, созданный нашим современником

Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com – Новая Эпоха продолжает знакомить своих читателей с авторским проектом Рустама Гасымова под названием «Бакинская городская скульптура»

Вчера в культурной жизни нашей столицы произошло важное событие – во дворе школы №18 был открыт памятник выдающемуся азербайджанскому поэту Микаилу Мушфигу. Автор скульптуры — молодой перспективный азербайджанский скульптор Теймур Гарибов.

Ранее в рамках проекта «Бакинская городская скульптура» мы знакомили наших уважаемых читателей с памятником азербайджанскому поэту, созданным заслуженным художником Азербайджанской Республики, талантливой женщиной-скульптором Минаввар Рзаевой и архитектором Шафигой Зейналовой. Подробно узнать о создании этой скульптуры, увековечившей память легендарного поэта, можно здесь.

О создании памятника Микаилу Мушфигу рассказывает его автор Теймур Гарибов.

«История создания этого памятника довольно интересна. Дело в том, что около шести лет назад я получил заказ от Исы Наджафова на создание скульптуры Микаила Мушфига. Однако время шло, и Иса муаллим так и не определился с местом установки памятника. Все эти годы работа находилась у меня в мастерской, куда регулярно приходят заказчики и любители искусства. Один из моих заказчиков сообщил о данной скульптуре представителям Культурного фонда «Джабир Новруз», которые заинтересовались моей работой, получили одобрение Исы муаллима и решили ее установить в столичной школе №18, расположенной в центре города. Место для установки монумента было выбрано не случайно, ведь данная школа носит имя Микаила Мушфига вот уже 50 лет. Стоит отдать должное Наджафову, так как создание памятника выдающейся личности Азербайджана было его личной инициативой, и скульптура была создана на его средства. Он захотел увековечить память безвременно ушедшего репрессированного великого поэта Микаила Мушфига, творчество которого отличалось глубоким лиризмом и содержало в себе всю красоту родного языка», — рассказывает Гарибов.

После завершения переговоров и всех подготовительных процедур было решено установить скульптуру 27 декабря. Мастер решил немного освежить памятник и провести косметические работы. «Изначально планировалось сделать памятник из бронзы, но по определенным причинам нам пришлось воспользоваться более бюджетным вариантом, которым стал полиэстер, отличающийся практичностью. Сегодня он используется в разных областях, включая скульптуру, причем изделия из полиэстера спокойно переносят любые погодные явления, так как сверху покрываются стойкими красками. Если говорить о габаритах, то размер памятника составляет полторы натуры. Высота скульптуры составляет 2,3 м, то есть больше натурального человеческого роста, специально созданная для экстерьера. Скульптура может стоять в любом пространстве, поэтому использован такой размер. Поэт изображен, опершись на колено, и если он, к примеру, станет в полный рост, то его высота превысит 3 метра», — объясняет скульптор.

Что касается композиционного решения, то Теймур Гарибов, как это порой делают художники, решил сделать акцент не на визуальном сходстве, а создать образ вольнолюбивого поэта-романтика. «Разрабатывая образ, я решил, что нужно выйти за общепринятые рамки и существующие стандарты. Мне захотелось сделать что-то новое. Мушфиг ушел молодым. Он был свободолюбивой натурой. Поэтому я его представляю себе именно таким – это мое видение азербайджанского поэта. Возможно, кто-то его видит по-другому, но это моя точка зрения, как скульптора. Монумент своей позой, движениями и постановкой должен показать основной посыл поэзии Мушфига — вольнолюбие. Смотря со стороны, мы должны понимать, что перед нами именно он. Думаю, никто другой не встал бы в такую раскрепощенную позу. Если коснуться описания скульптуры, то Мушфиг стоит на скале, опершись на одно колено. Он жил в Баку, любил Абшерон, наши дачи и сады, золотистые пески Каспия. Поэтому мне захотелось придать работе раскованность. Находясь на возвышенности, он смотрит вдаль, наблюдает за волнами Каспийского моря и о чем-то думает. Возможно, мечтает или сочиняет стихи. В руках у него маленький блокнот, в который он при необходимости записывает строчки будущих произведений и делает какие-то наброски. Замысел работы – показать больше свободы, натуральности и естественности в противовес скованности и закрытости. Конечно, мною были соблюдены все законы скульптуры, за которые нельзя выходить, и эстетика. Например, несмотря на раскрепощенную позу, в скульптуре присутствуют элементы, указывающие на то, что человек образованный, начитанный, представитель азербайджанской интеллигенции, поэт. Одним словом, я постарался учесть все эти моменты и уместить их в одном характере (образе), совместив раскрепощение и вольнолюбие со статностью и грациозностью», — рассказывает автор работы.

Гарибов также отметил, что первоначальный эскиз несколько отличался от конечного варианта, так как претерпел определенные изменения. «Например, на эскизе левая нога у него стоит на скале, под которой должны были находиться фрагменты волны, разбивающейся о камни. Мушфиг стоит как скала и противостоит прибою. А с задней стороны скульптуры из-под ног поэта, словно парус поднимался вверх большой писательский лист, напоминающий развернутый сверток, на котором я сделал эпизоды из его самых известных стихотворений, ставших визитными карточками Микаила Мушфига – «Оху тар», «Йеня о баг толайды» и другие. Одним словом, это была очень интересная композиция, но по бюджетным соображениям пришлось отказаться от этих задумок и оставить только саму статую, которую мы видим сегодня», — говорит Теймур.

Скульптор также отмечает, что при работе определенную сложность доставляло отсутствие хороших качественных фотографий. «Конечно, образ Мушфига знаком всем нам, мы каждый раз видим его фотографии. Однако каждый мастер, работая над будущим произведением, хочет он этого или нет, вносит в него что-то от себя, какие-то свои черты или свой почерк. Бывают даже случаи, когда скульптуры чем-то похожи на своих авторов. Но я постарался показать образ поэта. Возможно, кому-то будет не хватать идеального визуального сходства, но дело в том, что я работал по фотографиям, качество которых оставляло желать лучшего, то есть не было четких снимков, на которых можно было бы рассмотреть мельчайшие особенности его лица, кожи, складок и морщин. Одним словом, эти фотографии не передавали четких линий особенно при увеличении формата, а это затрудняло работу, приходилось опираться на свое воображение, чувства и ощущения. Поэтому я постарался сделать акцент именно на целостности всей работы, а не на конкретно какой-то ее части, чтобы в скульптуре был гармоничный образ, всеми нами любимого поэта, опираясь на язык тела и жестикуляцию. Мне хотелось показать, как бы встал поэт, придя на море, как бы смотрел вдаль, что держал бы в руках и т.д.», — объясняет Гарибов, добавляя, что конечную оценку работе поставит зритель, когда памятник предстанет перед общественностью, не исключая как критику, так и восторженные отзывы, ведь каждый человек воспринимает искусство по-своему.

Стоит отметить, что скульптура Микаила Мушфига стала первой дебютной монументальной работой такого уровня Теймура Гарибова, установленной в центральной части города Баку.

Немного об авторе. Теймур Гарибов, талантливый азербайджанский художник и скульптор, родился 14 апреля 1978 года. Творческие способности будущего скульптора начали проявляться уже в раннем детстве, когда маленький Теймур в детском саду из пластилина лепил разные фигуры. Ему нравилось что-то мастерить, лепить, создавать. Со временем моторика рук развивалась, и любовь к этому увлечению росла из года в год. «Мне никто не говорил заниматься скульптурой. Все произошло само собой. Мне нравилось работать с материалом, выражать свои идеи и задумки с помощью пластилина, а впоследствии уже посредством глины. Это очень увлекательный процесс, когда из ничего ты создаешь какую-то фигуру или небольшую скульптуру. С годами я понял, что это мое…», — вспоминает Гарибов.

Учась в школе, Теймур начинает посещать местный кружок, а затем его записывают в Дом пионеров имени Юрия Гагарина, где он продолжает заниматься любимым делом, но уделяет ему уже гораздо больше времени. Мотивации добавляло и то, что работы юного Теймура оценивались профессионалами, ведь он регулярно участвовал во всевозможных конкурсах, где занимал призовые места. Мальчик, начиная с детского сада, получал грамоты, которые до сих пор хранятся у него дома. Эти достижения подогревали интерес и мотивировали юного скульптора еще усерднее заниматься любимым делом.

После 9-го класса Теймур Гарибов поступает в Республиканскую гимназию искусств им. А.Н.Алекперова. Здесь он проучился 3 года, продолжая участвовать в разных конкурсах и выставках, демонстрируя свои работы. Учеба складывается для него достаточно плодотворно, он совершенствует свои способности, приобретает навыки и регулярно прогрессирует.

В 1995-ом году Гарибов поступает в Азербайджанский Государственный Университет Культуры и Искусств на факультет скульптуры, который оканчивает в 1999-ом году, успешно защитив свою дипломную работу. Отслужив один год в азербайджанской армии, Теймур Гарибов поступает в Азербайджанскую Государственную Академию Художеств, которую оканчивает через два года.

Гарибов занимался активной творческой деятельностью на протяжении студенческих лет и после окончания вышеупомянутых учебных заведений, создавая памятники, надгробные скульптуры, композиции, выполняя разные заказы.

Гарибов регулярно участвует в выставках, а также пленэрах, провидимых НПО «Arts Council Azerbaijan», где демонстрирует результаты своего творчества. Работы скульптора хранятся в частных коллекциях.

Микаил Мушфиг (литературный псевдоним Микаила Мирзы Исмаилзаде) родился 5 июня 1908 года в Баку в семье учителя бакинской школы «Саадат» Мирзы Кадыра Исмаилзаде. Его отец писал стихи, а также являлся автором либретто оперы азербайджанского композитора Муслима Магомаева «Шах Исмаил».

В 1920 году он поступил в бакинскую учительскую семинарию. В 1931 Мушфиг окончил Высший педагогический институт (Азербайджанский Государственный Университет). Затем несколько лет преподавал литературу в бакинских школах. Он очень любил поэзию, поэтому сам стал писать стихи. Вскоре Мушфиг уже был признанным азербайджанским поэтом. С 1930 по 1935 годы он издал десять сборников стихов. 1932 году вышли его книги «Гюнюн сесляри», «Хлопок», «Первое мая», «Меж буровых вышек». В 1935 году – «Скала», «Крестьянин и змея». За свою короткую жизнь он написал множество стихов, в которых воспевал любовь и красоту. В них же был особый взгляд на социально-культурное развитие своей родины.

«Я не облако в небе, гонимое ветром!
Нет, мой жребий земной и мой путь не таков:
Я хотел бы, как молния, росчерком светлым
Проблистать над толпой облаков»

Мушфиг стал жертвой сталинских репрессий – в 1939 году поэта расстреляли. Его память увековечена в нашей стране. Одна из административно-территориальных единиц Карадагского района города Баку названа в честь поэта Мушвигабадом, на проспекте «Строителей» в Баку и в Хызы (2008г. 100-летие) установлены памятники Мушфигу, его именем названа одна из улиц в Баку.

«…Но без свободы есть ли им цена?
Жизнь без нее, как ночь без звезд, черна.
Культура без свободы — пустоцвет,
Искусство без нее сойдет на нет».

До сегодняшнего дня место захоронения Микаила Мушфига было неизвестно. Однако в октябре текущего года при проведении поисковых работ найдены останки, предположительно принадлежащие известному азербайджанскому поэту Микаилу Мушфигу. Об этом сообщила пресс-служба вице-премьера РФ Ольги Голодец, курирующей вопросы культуры.

Останки поэта, со дня рождения которого в 2018 году исполняется 110 лет, поисковики обнаружили в поселке Пута Гарадагского района республики. «Судя по результатам, требуется профессиональная исследовательская работа по идентификации найденных останков. Вместе с тем вызывает большое уважение факт упорной поисковой работы, проделанной группой энтузиастов».

Работу поисковиков, обнаруживших предполагаемые останки поэта, инициировал российский предприниматель и меценат Фархад Ахмедов. Ранее по его инициативе удалось отыскать и идентифицировать останки бывшего первого секретаря ЦК компартии Азербайджана Мир Джафара Багирова.

Рустам Гасымов