Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com – Новая Эпоха продолжает знакомить своих читателей с авторским проектом Рустама Гасымова под названием «Бакинская городская скульптура»
Сегодня мы расскажем вам о монументальном памятнике выдающемуся поэту XVI века Мухаммеду Физули, чьи произведения вошли в золотой фонд азербайджанской и мировой литературы.
Монумент поэту установлен в Баку на площади Физули перед зданием Азербайджанского государственного академического национального драматического театра. Его открытие состоялось в далеком 1962 году, а год спустя за эту работу скульпторы Омар Эльдаров и Токай Мамедов получили первую премию на конкурсе и серебряную медаль Академии художеств СССР. Это был первый памятник великому поэту на всем Ближнем Востоке и Средней Азии.
Об истории создания скульптуры Физули рассказывает Народный художник АР, ректор Азербайджанской государственной академии художеств, выдающийся скульптор Омар Эльдаров.
«Физули — один из выдающихся представителей азербайджанского народа тюркского мира. Этот гениальный поэт-лирик считается величайшей фигурой в классической литературе Востока. В 1958 году в Советском Союзе достаточно широко отмечался 400-летний юбилей Мухаммеда Физули. Тогда была выпущена почтовая марка с его портретом, но правительство приняло решение об увековечивании памяти азербайджанского поэта, и объявило конкурс на возведение монументального памятника Физули на Кубинской площади, перед которой строилось новое здание Аздрамы», — вспоминает Эльдаров.
Несмотря на то, что была высокая конкуренция, молодым скульпторам Омару Эльдарову и Токаю Мамедову, сокурсникам по «Репинке», удалось сказать свое слово. В итоге в конкурсе победила их работа. «Желающих было довольно много, к примеру, скульпторы старшего поколения – Фуад Абдурахманов, Джалал Каръягды и многие другие мастера того времени. В итоге сделанный нами эскиз в соавторстве с Токаем Мамедовым, который и предложил мне работать вместе, был удостоен первой премии. Получить право на создание памятника столь знаковой Личности – было крайне почетно и ответственно. Это была работа №1, которую мечтал получить каждый скульптор. Однако сам процесс подготовки был не простым. Это и создание набросков, нахождение композиционного решения будущего памятника, его постамента и многое другое. В таком деле самое главное – замысел, идея, композиционное решение, творческая часть работы – процесс создания образ гениального мыслителя.
Скажу больше, по условиям конкурса памятник Физули должен был быть установлен на месте, где сейчас находится памятник «Освобожденная женщина» автора Фуада Абдурахманова. Был сделан эскиз, где Физули стоит, облокотившись. Однако немного спустя, нам сообщили, что место для будущей скульптуры изменено, теперь это театральная площадь Аздрамы. Поэтому пришлось сделать другой эскиз, это и была рабочая модель, которую утвердило жюри», — рассказывает Омар муаллим.
Первоначально была создана первая промежуточная двухметровая модель. Однако когда авторы водрузили ее на модель будущего постамента, она его визуально раздавила. «К тому же, модель была очень тяжелая, массивная, а складки одежды были гораздо крупнее тех, которые были сделаны на окончательном варианте. Она была динамичная, но, как выяснилось, по своему силуэту оказалась в два раза тяжелее, чем должна была быть. Постамент оказался для скульптуры совсем крошечным. Ввиду того, что цельный гранитный блок весом 50-60 тонн уже был заказан, мы не смогли его изменить. Тем более, в те годы было сложно транспортировать и перемещать такие габаритные грузы, так как не было необходимой техники, которая доступна сегодня. Поэтому пришлось работать над самой скульптурой и облегчить ее, сделав более миниатюрной по сравнению с предыдущим вариантом», — отмечает Эльдаров.
В мастерской Омара Эльдарова работа кипела. Самой сложной частью ее было создание образа мыслителя. «Нам помогли консультации писателей и литературоведов, в частности известного азербайджанского писателя, драматурга, переводчика и общественного деятеля Мирзы Ибрагимова, который помог нам дельными советами и предоставил много полезной информации. Как впоследствии отмечали многие, нам удалось создать возвышенный и индивидуально своеобразный образ, отличающийся большой пластической красотой. За основу был взят образ Физули, созданный турецким художником. Я предложил Токаю изобразить поэта не в чалме, а в тюбетейке, чтобы его силуэт не ассоциировался с Низами или другими историческими личностями, памятники которым ставят именно с таким головным убором. И это сработало! Решение оказалось верным. Памятник по своему силуэту отличался от других, так как скульптуры с чалмой имеют определенное сходство. Ведь главное для памятника – это первое впечатление от его силуэта, линии которого отличаются певучестью, плавностью и компактностью. Старинная одежда, в которую обличен мудрец солидного возраста, ниспадает крупными складками, а величественность и статность скульптуры придает памятнику значимость и монументальность. Главное, что каждая деталь дополняет другую и перед нами предстает целостная композиция. А борода усиливает элемент солидности», — объясняет автор.
Поза, которую принял поэт, символизирует философские размышления, в которые погружен Физули. «Это и несчастная любовь, и бытие, и человеческая сущность. Его правая рука касается подбородка, а в левой он держит книгу. Физули стоит и созерцает происходящее. Если говорить о габаритах памятника, то они достаточно внушительные: общая высота памятника — 11 метров, самой же фигуры — 5,5 метра. Размеры были выбраны не случайно, ведь монумент создавался в расчете на обозрение с нескольких точек».
Бронзовая скульптура Физули была установлена на сером гранитном пьедестале, украшенном горельефами на тему его поэмы «Лейли и Меджнун». «Мы сделали упор на лиро-эпическую поэму «Лейли и Меджнун» — вершину творчества азербайджанского поэта Мухаммеда Физули. Пластически и сюжетно мне это понравилось. Отличительная особенность горельефа была в том, что мы не сделали тонкий легкий незаметный рельеф, а наоборот, отдали предпочтение глубоким и широким линиям, вырубленным в камне. Например, на постаменте великого Низами (автор Фуад Абдурахманов) мы наблюдаем классический вариант, где изображены сюжеты и сцены из произведений мастера. У нас же фигуры достаточно выпуклые и заметные. На тот период такой подход считался революционным.
К слову, мы постарались добиться сочетания бронзовой скульптуры с пьедесталом, верхняя часть которого замечательно отшлифована, а фактура нижней части сохранена. Таким образом, огромная необработанная каменная глыба производит впечатление естественной скалы, из которой выступают горельефные фигуры двух влюбленных — Лейли и Меджнуна», — рассказывает Омар муаллим.
Работая над фигурами, авторы сделали образ Лейли женственным и нежным. «Правильные черты лица, мягкие очертания плеч и рук, глубокая одухотворенность показаны с большой пластической силой, а жест опущенной вниз левой руки олицетворяет грусть тогда, как правая рука слегка поддерживает голову. Накидка, наброшенная на голову девушки, мягкими складками обрамляет ее и ложится на плечи, придавая еще большое очарование фигуре».
Если говорить о Меджнуне, то эмоционально он противопоставлен образу Лейли. «Внутреннее напряжение героя подчеркнуто всем разворотом сильного мускулистого тела парня, напряженными кистями рук. Он весь во власти охватившей его суровой скорби. Склоненная голова и опечаленное лицо полно огромной тоски. В образах Лейли и Меджнуна мы постарались показать художественную силу и глубину самого светлого человеческого чувства — чувства любви, воспетой Физули», — вспоминает Эльдаров.
Здесь стоит отметить работу архитектора Гаджи Мухтарова, который хорошо справился с поставленной перед ним задачей. «Это был хороший скромный человек, который стоял на академических позициях, а не на ультрасовременных, поэтому с ним было удобно работать. Памятник занимает центральное положение по отношению к площади. В планировке сквера правильно использован рельеф, а примыкающий к монументу прямоугольный бассейн органически связан с памятником», — говорит мастер.
Торжественное открытие памятника Мухаммеду Физули в Баку состоялось 2 июня 1962 года. Открытие монументов в те годы сопровождалось торжественными церемониями. В этот день собралось огромное количество людей. Это был многотысячный митинг. Площадь и прилагающие к ней улицы были заполнены народом. Всем хотелось посмотреть, как будет выглядеть скульптура выдающегося азербайджанского поэта-мыслителя. Это было настоящее событие.
Был хмурый осенний день. У края площади высился закрытый покрывалом монумент. Присутствовали члены правительства, гости, известные поэты и писатели.
Прошло много лет с тех пор, как не стало Физули, реальный облик поэта не сохранился. Собравшиеся горожане перед недавно выстроенным зданием Аздрамы с нетерпением ждали, когда же спадет покрывало с памятника. Всем было интересно, каким увидели Физули два молодых скульптора. Ведь именно таким он останется на следующие века. Когда было сброшено покрывало, и Физули явился тысячам людей, площадь взорвалась аплодисментами.
По поводу облика Физули Омар Эльдаров как-то сказал «Очень сложно создать образ исторической личности, когда у тебя отсутствует портрет данного человека. К примеру, памятник Физули, Авиценне и многим другим мыслителям, которые я создал. Здесь мне приходилось изучать жизнь, биографию и деятельность этих людей, чтобы узнав характер, особенности человека, показать это все в скульптуре».
Перед собравшимися горожанами предстал пожилой человек в широкой накидке — джуббе. Кисть правой руки прислонена к лицу, другая — сжимает книгу. Авторы обратили внимание на самые мелкие детали, придавшие образу выразительность. Глубокие складки меж бровей, морщины, пересекающие лоб мыслителя, горечь пережитого и увиденного усиливают эмоциональную насыщенность образа. Он взирает на жизнь с высоты ее понимания и безрадостного осмысления, погрузившись в философские размышления о ее сущности и смысле. Это памятник, разрушивший стереотипы, ведь взгляд поэта отнюдь не устремлен вдаль, а его плечи не распрямлены. Памятник Физули является одним из лучших образцов национальной монументальной скульптуры.
Мухаммед Физули, являющийся представителем известного азербайджанского рода Баят, является одним из самых выдающихся поэтов, создававших свои произведения в жанре дивана. Предполагается, что отец Мухаммеда Сулейман киши переехал в Ирак из местности Араш Азербайджана. Мухаммед родился и умер в Кербале.
Физули был грамотным человеком, получившим хорошее образование. Он был знаком с медициной, логикой, математикой, астрологией и рядом гуманитарных наук, религиозно-философскими течениями. Классик изучил турецкую, персидскую, арабскую, индийскую литературы. Поэтому исследователи считают, что отец поэта Сулейман киши был богатым человеком, давшим сыну хорошее образование.
Физули посвятил свои произведения, оды Шаху Исмаилу Хатаи, Шаху Тахмасибу и их полководцам. Поэт никогда не стремился быть близким к шаху. Физули, представивший несколько од Султану Сулейману, встретился с турецкими поэтами, приехавшими в Багдад с султанской армией. Исследователи считают, что Физули по их просьбе написал поэму «Лейли и Меджнун».
Физули писал стихи на трех языках – тюркском (азербайджанском), арабском и персидском. На этих языках он создавал диваны, оды, собирал их в виде книги. Поэт создал самые прекрасные образцы азербайджанской поэзии (газели) на родном языке после Насими.
На основе легенды о Лейли и Меджнуне, написано много произведений. Впервые в письменной литературе к этой теме обратился Низами Гянджеви. До Физули многие тюркские, персидские, таджикские, арабские, индийские поэты писали об этой теме, но поэма «Лейли и Меджнун» Мухаммеда Физули превзошла их и поднялась на вершину и около пяти столетий находится на этой вершине. Выдающийся композитор Узеир Гаджибейли написал первую на Востоке оперу на основе этой поэмы, которая завоевала большую славу. Композитор Джахангир Джахангиров написал «Кантату Физули» на газель поэта «Мени джандан усандырды» («Не хочу жить без любимой»), которая является одной из жемчужин азербайджанской музыки. Самые известные произведения Физули – «Шикаетнаме», «Здоровье и болезнь», «Ринду захид». Среди самых известных газелей поэта – «Мени джандан усандырды», «Слово», «Джан верме гамии-ешге…», «Эй хеким», «Хейрат эй бют» и другие. В Азербайджане издан пятитомник сочинений Физули.
Фото: Юрий Шамилов, Рустам Гасымов, Шаин Гусейнов и другие
Рустам Гасымов
www.novayaepoxa.com