На вопросы Информационно-аналитического портала Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха отвечает казахстанский эксперт, директор Института геополитических исследований, профессор КазНПУ им Абая, доктор исторических наук Асылбек Избаиров:
— Асылбек Каримович, уже больше трёх недель продолжаются ожесточенные бои в Нагорном Карабахе. Следите ли вы за развитием ситуации на Южном Кавказе и что можете сказать об этом?
— Уже более трех недель продолжаются ожесточенные бои в Нагорном Карабахе, несмотря на соглашение о перемирии 17 октября. Сегодняшняя война больше превратилась в информационную. Кто-то первый сообщает об обстреле, кто-то занижает цифры, опровергает информацию. Но факт в том, что в результате этого конфликта гибнут люди, гибнет мирное население. Насколько мне известно, азербайджанские войска движутся в южном направлении. Даже Араик Арутюнян признал, что азербайджанская армия дошла до Зангеланского района и оказалась очень близко к Армении. Президент Азербайджана Ильхам Алиев также объявил, что взят центр Зангелана. На сегодняшний день конфликт идёт, и одним из условий его урегулирования, по словам президента Турции вроде бы, является возврат захваченных территорий. Турция оказывает большую помощь в этой войне. И все это наталкивает на мысль о возможности создания туранской или тюркской армии. Вот эта мысль сейчас витает в воздухе, и с обострением событий в Карабахе она становится всё актуальней.
— Вчера мы опубликовали пресс-релиз посольства Казахстана в Азербайджане, в котором подчеркивается, что ваша страна признает территориальную целостность нашей страны. А нашему народу почему-то кажется, что руководители Казахстана настороженно относятся к этому вопросу. Что можете сказать по этому поводу?
— Этот пресс-релиз состоит из трёх пунктов. В первом говорится, что осуждается эскалация конфликта в Нагорном Карабахе. Осуждается тем, что он наносит определённую дестабилизацию на Южном Карабахе и осуждаются человеческие жертвы. Второй пункт, в связи с этим осуждается обстрел города Гянджа и обстрел мирного населения. Казахстан выражает соболезнования родным, близким погибших. Казахстан, как и всегда, исходя из своей дипломатии, осуждает эти действия и призывает к мирному урегулированию. По поводу того почему азербайджанскому народу кажется, что Казахстан как-то осторожно относится к этому вопросу, вы должны понять, что у Казахстана очень протяжённая граница, половина наших границ соприкасается с Россией. Так или иначе, Казахстан одна из первых тюркских стран, пострадавшая в период колонизации российской империи и в период СССР был нанесён удар по менталитету, этносу, обычаям народа, была политика русификации и принятия казахами христианства. Имея такого соседа, которого мы объявили стратегическим союзником, имея определённые военные базу, конечно же, нам бывает достаточно сложно не учитывать мнения России. Поэтому Казахстан всегда с оглядкой смотрит на Россию, это понятно из-за всех исторических событий и геополитического положения. Нам сложно в этой ситуации выражать однобокую позицию, хотя мы и сейчас показываем, что мы за урегулирование конфликта и осуждаем обстрел города Гянджа. Мы показываем, что всё равно Казахстан находится на стороне братского тюркского народа Азербайджана, народа по вере. Наше население всегда благосклонно относилось к азербайджанскому народу. А власти пытаются учитывать мнения сторон и всё же поддерживают Азербайджан. Насколько я помню, по четвертой резолюции спорные территории не входят в интересы ОДКБ. То есть, так или иначе Казахстан показывает свою здравую позицию. Находясь в двух рамках, с одной стороны имея дружеские связи с Россией и с другой стороны, Россия говорит о мирном урегулировании конфликта. Нужно понимать, что казахстанский народ душой с Азербайджаном, а власти пытаются выбрать модель дипломатии, которая приведёт к урегулированию конфликта. В ходу всего этого конфликта мы всегда показывали, что находимся на стороне Азербайджана.
— Казахстан практически ведущая страна и ЕАЭС и ОДКБ, где членом является и Армения. А с начала боевых действий в Карабахе армянское руководство не перестает шантажировать Азербайджан «вмешательством ОДКБ». Как вы думаете, если встанет такой вопрос перед этой организацией, какова будет позиция Нур-Султана?
— Мы находимся в таком положении, что с одной стороны мы состоим в ОДКБ, а с другой есть тюркская солидарность. В действительности мы где-то полностью поддерживаем в соцсетях казахский народ полностью на стороне Азербайджана, а власти пытаются быть на стороне мирного урегулирования вопроса. Казахстан всегда говорил, что принимает нейтральную сторону. Мы и должны быть нейтральной страной, чтобы вести переговоры по конфликту. У Казахстана есть большой дипломатический опыт в сирийской войне. Так что Казахстан так и действует, но на практике всё же поддерживает Азербайджан. Даже, если начнутся боевые действия на территории Армении, я могу сказать, что война идет уже 30 лет, просто нарушено очередное перемирие, и часть территорий Азербайджана оккупированы Арменией, как признано четырьмя резолюциями, поэтому любые действия Азербайджана, кроме явных военных преступлений, не могут считаться агрессией. Никаких военных обязательств у Казахстана перед Арменией нет и быть не может. ОДКБ не означает, что мы должны отправлять туда военных. У нас есть другие гарантии. Мы активно сотрудничаем с Турцией. Не зря сейчас есть разговоры о тюркской армии. Наше членство в ОДКБ как раз гарантия того, что Казахстан будет стоять за мирное урегулирование вопроса. Армения старается нейтрализовать про-азербайжанские страны ОДКБ, как, например, Афганистан. Поэтому Армения пытается вывести всех членов, поддерживающих Казахстан. Такого вопроса вообще не может стоять. В этом случае мы и не выйдем из ОДКБ, но наша дипломатия заявляет о мирном урегулировании. На самом деле, мы должны сказать, что ОДКБ не при чем в Нагорном Карабахе. ОДКБ не имеет никакого отношения к конфликту. Я продолжаю говорить, что я вижу это и в социальных сетях, что казахстанский народ находится на стороне с братским народом, азербайджанцами.
Беседовал: Кавказ Омаров