Присутствие российских военных в ЦАР подпитывает слухи разного толка. На прошлой неделе Москва объявила, что послала еще 60 специалистов в эту африканскую страну.
Автор кувейтской газеты «Аль-Кабас» Салима Либаль пытается разобраться, зачем Москве нужна Африка и выгонит ли она Париж. Российское присутствие вызывает опасения у Франции, которая не желает отказываться от прежних колоний, отмечает журналист.
ЧВК «Вагнер» в Африке
С 2015 года Россия стремится укрепить свое военное присутствие на черном континенте, пытаясь преодолеть дипломатическую изоляцию в результате западных санкций, и находить новые экономические перспективы, используя природные ресурсы, которыми богаты многие африканские страны. В свою очередь это вызывает беспокойство Франции, которая не желает отказываться от прежних колоний.
Присутствие ряда российских военных в Банги, столице Центральноафриканской республики, — причина тревоги во Франции, которая начала задаваться вопросом, как утверждает «Фигаро» (Le Figaro), каковы устремления Москвы по отношению к давней французской колонии и всей Африке, особенно, если учесть, что эти военнослужащие в основном являются наемниками, работающими в интересах частных компаний.
В начале 2017 года Франция, по словам «Фигаро», начала искать способ снабдить солдат Центральноафриканской республики оружием после их подготовки европейской миссией, однако французские планы столкнулись с препятствиями в виде больших финансовых затрат. Другая идея заключалась в том, чтобы предоставить им груз с оружием, изъятым в Индийском океане. Для этого требовалось получить согласие, поскольку международное право предусматривает ликвидацию такого оружия.
Совет Безопасности поддержал этот подход, однако Москва выступила против, побуждая новое правительство Франции направить президента Фостена Аршанджа Туадера в Россию.
Русский подарок
Президент Центральноафриканской республики встретился с Сергеем Лавровым в Сочи. Там министр иностранных дел России предложил своему гостю принять российский подарок, в том числе 5200 автоматов Калашникова, 840 пулеметов и 270 ракетных установок.
У Организации Объединенных Наций не было другого выбора, кроме как поддержать российское решение доставить оружие в Банги в начале 2018 года. В свою очередь, Москва официально объявила о размещении в Центральноафриканской республике 175 обучающих специалистов, включая пять военных и 170 гражданских лиц, для подготовки вооруженных сил этой африканской страны.
На прошлой неделе Москва объявила, что послала дополнительно 60 специалистов в страну, и стало казаться, что российский контроль над этой маленькой страной стал реальностью, поскольку президент Центральноафриканской республики отказался от руандийских «голубых беретов», которые должны были защищать страну, а на смену им пришли российские силы под руководством Валерия Захарова, человека, тесно связанного с российской разведкой и имеющего должность советника по безопасности.
21 августа Россия подписала с Центральноафриканской республикой соглашение об обороне, детали которого еще не обнародованы. Все это происходит на фоне конфликта, который продолжается в стране с 2012 года между исламистскими повстанческими группами (бывшая группа «Селека»), контролирующими север и восток, и отрядами христианской милиции «Анти-балака», которые контролируют западную часть страны и правительство.
Хочет ли Москва изгнать Париж?
Хотя Москва это отрицает (вопреки присутствию российских военных), она заполнила вакуум, причиной которого стал уход французских войск, действовавших в стране в период с 2013 по 2016 годы. Однако, по словам французов, Кремль на этом не остановился, когда запустил враждебную информационную кампанию, используя телеканал «RT», центральноафриканскую прессу и камерунское телевидение.
Российская дипломатия также начала мирные переговоры между вооруженными группами касательно раздела власти и доходов от месторождений (между повстанцами и правительством). В августе прошлого года на мероприятии в Хартуме собрались все действующие лица. Это мероприятие было проведено за несколько недель до очередного совещания, организованного Африканским союзом, который при поддержке Организации Объединенных Наций, Франции и международного сообщества пытался достичь соглашения, чтобы положить конец кризису.
«Российский шаг представляет угрозу для Центральной Африки, поскольку это подрывает работу Африканского союза», — отметил дипломат в интервью для «Фигаро» (Le Figaro).
Что касается Парижа, то он предпочел ответить сдержанно. Прошлой весной министр иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан совершил турне, чтобы обсудить центральноафриканский вопрос с Конго, Чадом и Африканским союзом. В сентябре Ле Дриан заявил, что мирная инициатива, поддерживаемая ЕС, является единственной рамочной базой, согласованной международным сообществом, чтобы выйти из этого продолжающегося кризиса.
Деятельность России
Деятельность России в Центральноафриканской республике довольно обширна и очень расплывчата. В то время как группа, прибывшая из Москвы, организовала свой тренировочный лагерь в бывшем дворце, принадлежавшем императору Бокассе, примерно в 65 километрах от Банги, в столице находились другие солдаты.
«Военные инструкторы выполняют свою работу и ничего больше, — цитирует газета „Фигаро» (Le Figaro) осведомленный источник в Банги. Но есть еще 170 гражданских лиц, и некоторая информация указывает на то, что за последние несколько месяцев их число увеличилось до 400 человек».
Дворец Бокассы площадью 40 гектаров с собственной площадкой для посадки самолетов может использоваться для контрабанды оружия. Эти гражданские лица официально связаны с иностранной компанией под названием Sewa Secrecy Service, которая была основана в 2017 году в Банги. Однако на самом деле большинство этих гражданских лиц связано с частной военной группой, присутствие которой является незаконным, а именно ЧВК «Вагнер».
В конце июля трое российских журналистов трагически погибли при невыясненных обстоятельствах в Центральноафриканской республике во время расследования деятельности данной компании.
Наемники из «Вагнера» работали в Донбассе на Украине в 2013 году и в 2017 году отправились в Сирию после подписания соглашения об эксплуатации нефтегазового месторождения совместно с Россией. В апреле хорошо информированный источник сообщил, что они отправились из Дамаска в Банги, чтобы найти новые возможности и присоединиться к другим российским наемникам, приехавшим из Судана, где Москва уже несколько лет ведёт активную деятельность.
Основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина, близкого друга Путина, и его людей видели в нескольких частях страны, особенно в Бриа. Это город на востоке, богатый золотом и бриллиантами. Чтобы проникнуть в город, русские «подарили» ему больницу в мае прошлого года и контролировали операции центральноафриканских вооруженных сил, как это было в Банги в апреле, мае и в Бангасу прошлым летом.
Преследует ли Россия экономическую цель?
«Русские не изобрели ничего нового, — рассказывает бизнесмен из Центральной Африки. Их вмешательство является военным, но они надеются получить финансовую прибыль за счет использования природных ресурсов страны, как это было в Ливии в свое время».
Чтобы достичь этой цели была создана другая компания под названием «Лобае Инвест» (Lobaye Invest). Она была учреждена в октябре 2017 года, и официально ею управляет 50-летний бывший сотрудник службы безопасности, работавший в Санкт-Петербурге, Евгений Ходотов. Он также является главой компании «М Инвест», специализирующейся на эксплуатации драгоценных камней. Тем не менее, для многих единственным лицом, ответственным за все это, является Евгений Пригожин. Ряд членов группы «Вагнер» обеспечил защиту разведочного оборудования во время его транспортировки.
Вооруженные боевики в Центральноафриканской республике
Центральноафриканская Республика обладает важными природными ресурсами, включая алмазы, золото и уран. Тот же бизнесмен рассказал, что драгоценные камни и золото распределены в больших районах и что речь идет не о шахтах, которые силы безопасности могут легко защитить. Богатые ресурсами районы в основном подчиняются повстанческим группировкам, которые ранее имели название «Селека», поэтому необходимы переговоры для их эксплуатации.
Существуют ли более широкие амбиции?
Российские намерения вызывают множество вопросов. Многие источники описывают Центральную Африку как «лабораторию» или «плацдарм» для более широких инициатив на континенте. Дипломаты и спецслужбы, по словам газеты «Фигаро» (Le Figaro), изучают вопрос о долгосрочном присутствии России в Африке. Москва, похоже, пытается прорваться через дипломатическую изоляцию, возникшую в результате западных санкций, восстановив свое влияние на континенте, который имел прочные отношения с Советским Союзом в прошлом.
Эти мотивы кажутся логичными, однако недавние попытки России создать военное присутствие в Джибути, где есть французские, американские и китайские базы, потерпели неудачу из-за вето США, поэтому она стремится укрепить свое присутствие на востоке континента. Так, были установлены крепкие отношения с Суданом, а в этом году начали складываться тесные отношения с Центральноафриканской республикой, которая вместе с рядом других стран подписала с Москвой соглашения об обороне, включая Танзанию, Бурунди и Ботсвану.
С 2015 года Россия подписала 19 соглашений об обороне со странами континента. С 2016 года Африка стала приоритетом для российской дипломатии, а заместитель министра иностранных дел Михаил Богданов посетил континент более 50 раз. По словам французского источника, россияне также стремятся привлечь к данному процессу другие страны, такие как Ангола и Гвинея, богатые природными ресурсами.
www.novayaepoxa.com