Абузар Ильяс: «Пакистан может попросить Россию разбомбить ИГ в Афганистане» - ИНТЕРВЬЮ

О ситуации, развивающейся в Афганистане и в Пакистане, рассказал Novayaepoxa.Com пакистанский военный эксперт, Абузар Ильяс.

— Недавние переговоры Талибана и России провалились. Как мы знаем, Талибан отказался договариваться с Россией. Как по-вашему что нужно России в Афганистане?

— Роль России в афганской политике имела большое историческое значение, которая со временем уменьшалась и постепенно стала еще меньше после распада СССР. Москва по-прежнему имеет доступ к нескольким группировкам, входящим в состав Талибана, но общая власть русских не настоль велика, чтобы играть решающую роль в этом конфликте.

Талибан — это не дисциплинированная армия под руководством одного военачальника, это объединение различных командиров, которые обычно приносили присягу главному командующему. В настоящее время талибы ведут партизанскую войну против НАТО и афганской национальной армии, сохраняя свои позиции против военной мощи крупнейших армий мира, а это означает, что у них есть реальный бизнес, на который нужно обратить внимание. Присутствие талибов в значительной части Афганистана является доказательством того, что они являются одним из заинтересованных лиц в Афганистане, и никакой мирный процесс, выборы или любой другой шаг не могут быть предприняты без их согласия или участия.

Перед тем, как ввязаться в эту игру, россияне должны доказать, что у них в руках имеются козыри, иначе Талибан никогда не будет иметь с ними дело, потому что них свои условия и с ними вести дипломатию очень сложно. В настоящее время Россия обеспокоена усилением роли ИГИЛ в Афганистане, из-за чего Кабул ведёт переговоры с Пакистаном, Китаем и Ираном, чтобы справиться с этой угрозой.

Пакистан уже неоднократно обращался к силам НАТО и Международным силам содействия безопасности (ISAF), с просьбой предпринять серьезные шаги против ИГИЛ или в противном случае Пакистан попросит Россию об афганской интервенции в стиле той, что мы наблюдали в Сирии, в рамках которой российские самолеты будут наносить удары по объектам ИГИЛ в определенных афганских провинциях. Китай, Россия и Пакистан уже участвуют в переговорах, чтобы прийти к консенсусу по возникающей угрозе ИГИЛ, потому что это региональные страны, которые пострадают в результате расширения деятельности ИГИЛ. В этой связи не стоит забывать, что страны НАТО и Соединенные Штаты находятся за тысячи километров от региона.

— Распространилась информация о том, что Россия сконцентрировала войска на границе с Афганистаном. Вторгнется ли Россия в Афганистан с целью предотвратить приход к власти Талибан?

— Возникающая угроза ИГИЛ заставляет проявлять беспокойство каждую страну, которая сталкивалась с угрозой ИГИЛ, с учетом осуществленных зверств этой террористической группы в Ираке и Сирии. Боевики ИГИЛ хорошо оснащены огромным источником постоянного финансирования, и это превращает данную группировку в одного из крупнейших игроков мира. Пакистан никогда не будет поддерживать какие-либо иностранные силы на территории Афганистана. Исламабад поддерживает внутреннее решение афганского конфликта, в котором будут приняты во внимание все крупные силы, чтобы положить конец многолетнему вооруженному конфликту.

Я не думаю, что русские повторят ошибку вмешательства в Афганистан с помощью своих сухопутных войск, потому что расширенные наземные линии связи — кошмар для российской армии, которые они не могут защитить даже миллионами своих солдат. Их военные конвои будут сталкиваться с огромными препятствиями на пути из Центральной Азии, и они прекрасно знают эту реальность. По аналогичной причине Красная Армия потерпела поражение. Экономика России не может поддержать такое вмешательство в Афганистан, но тем не менее русские могут собрать поддержку стран региона для проведения миссий в Афганистане подобные тем, что они проводили в Сирии — авиаудары.

— Как власти Пакистана относятся к усилению влияния Талибан в Афганистане, и как поступит Исламабад, если они придут к власти?

— В настоящее время Пакистан не поддерживает какую-либо вооруженную группу в Афганистане, потому что наш военный истеблишмент изменил прежнюю политику. Во время советско-афганской войны Пакистан финансировал и обучал вооруженные группы в Афганистане с помощью арабских и американских ресурсов, но в долгосрочной перспективе эти группы оказались постоянной проблемой для самого Пакистана. Их вспомогательные группы также сыграли свою роль в создании террористической группировки «Техрик-и-Талибан Пакистан» (ТТП), что стало огромной стратегической ошибкой со стороны пакистанского военного истеблишмента.

Что касается вопроса афганских талибов, Пакистан всегда будет поддерживать свои связи и контакты с афганскими талибами, так как они являются одной из основных сил в Афганистане, обладающих властью. Помимо этого, они могут снова прийти к власти, потому что талибы обладают большой популярностью у пуштунов, составляющих большую часть населения Афганистана.

Сегодня Пакистан не поддерживает афганских талибов так, как мы это делали в прошлом. Теперь мы не просто прекратили свою военную поддержку, но также предприняли некоторые серьезные действия, чтобы не допустить их в Пакистан. Ограждение пакистано-афганской границы находится в процессе реализации, а укрытия и убежища каких-либо воинственных групп были ликвидированы. В настоящее время в Пакистане проводится общенациональная операция «Рад-уль-Фасад», в результате которой все неправительственные боевые группы становятся частью пакистанской армии и пакистанских спецслужб.

— Не так давно было сформировано «исламское НАТО», как обстоят дела в этом направлении? Недавно распространилась информация о том, что пакистанский генерал будет руководить этой коалицией…

— Так называемый военный альянс, куда входит 41 страна, является двусмысленной структурой, потому что мы все знаем, что поведение Саудовской Аравии в отношении свободы информации не отличается прилежностью. Саудовцы не предоставили достаточной информации относительно целей и задач этого альянса. Оборудование, численность войск, структура — пока не были объявлены. Бывший пакистанский начальник штаба армии генерал Рахиль Шариф присоединился к этой армии в качестве своего первого главнокомандующего.

На мой взгляд, заявление о миссии, его цели и задачи будут реализованы после того, как он полностью приступит к своим обязанностям. Я думаю, что он теперь будет работать со своей командой или, возможно, он соберет свою команду и начнет работу с нуля. Зависит от Саудовского королевства — как они хотят использовать этот военный альянс. Либо они хотят использовать его в качестве организации для демонстрации дипломатической силы, либо хотят создать реальную силу для решения проблем воинственности и терроризма на Ближнем Востоке.

Я абсолютно уверен, что Рахиль Шариф сможет сдержать силу, которая будет использоваться против любой мусульманской страны, иначе эффективность его деятельности уменьшится. Как военный аналитик, я не думаю, что мы можем слишком много комментировать эту тему без каких-либо доступных нам данных или информации. Все анализы основаны на предположениях. Мы можем поговорить об этом в деталях, получив девиз и цель Исламской военной коалиции.

Ниджат Гаджиев и Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

1106