Композитор, прославивший азербайджанскую музыку на весь мир
Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com (Новая эпоха) представляет вниманию своих читателей новый авторский проект Рустама Гасымова под названием «Воспоминания».
Проект «Воспоминания» посвящен ярким азербайджанским личностям, не так давно покинувшим этот мир. В рамках данного проекта родственники, друзья, близкие и коллеги будут делиться своими воспоминаниями о человеке, которому будет посвящен материал. Мы познакомим вас с воспоминаниями, интересными случаями и своими впечатлениями, одним словом, строками, наполненными теплотой, любовью и ностальгией о каждом герое проекта.
30 июля на 83-м году жизни, после продолжительной болезни скончался выдающийся азербайджанский композитор, лауреат Государственной премии Азербайджана, Народный артист АР, кавалер орденов «Шохрат» и «Шараф» Хайям Мирзазаде, которому и посвящен наш сегодняшний выпуск.
Х.Мирзазаде родился 5 октября 1935 года в Баку в Ичери Шехер. В 1957 году окончил Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибейли, и тогда же начал преподавать в ней. С 1969-1983 гг. был заведующим кафедрой композиции Азербайджанской государственной консерватории. Профессор с 1979 года. Похоронен на II Аллее почетного захоронения в Баку.
Гудсия Юсиф, доктор философии, член Союза композиторов Азербайджана
Перед тем, как начать говорить о маэстро, мне бы хотелось привести несколько цитат азербайджанского композитора Хайяма Мирзазаде как правила его жизни, которые говорят сами за себя.
«Я не пишу музыку для обывателя, не люблю писать музыку для прохожего с улицы. Я пишу для подготовленного, образованного, интеллигентного читателя, мыслящего, слушателя. Потому что образованный человек — это воспитанный интеллектуал, который является представителем мировой культуры»
«Я никогда не дружил с легковесными людьми, не люблю скучных людей, сам люблю пошутить и люблю чужие шутки, не люблю мошенников»
«Жизнь не может быть ровной, это было бы очень скучно…»
«Есть одна нация — человеческая» — именно эти слова Хайяма Мирзазаде как нельзя лучше характеризуют его жизненное кредо и проходят красной нитью через все его творчество….Гениальный композитор, целый пласт нашей культуры, невероятно харизматичный Человек-стержень, никогда не сгибающийся и не знающий страха высказывать свое мнение…
О творчестве и биографии, особенно в эти дни, после ухода Маэстро, говорится много и часто. Мне же хотелось бы поговорить о нем как о личности, о его ярчайшей харизме. Казалось бы, такое уже всем знакомое слово: «харизма», а ведь сразу и не ответишь, что оно означает. Это слово для многих людей так и остается загадкой. Понятие «харизма» пришло к нам из времен Древней Греции. Хариты – древнегреческие богини – обладали способностью изящно и грациозно двигаться и отличались неописуемой красотой. В современном мире харизму можно охарактеризовать, как способность притягивать к себе внимание, как ресурс личности человека, помогающий самосовершенствоваться.
Высокий профессионализм, масштабный талант и личностное обаяние – главные особенности этой гениальной личности. Общая черта многих харизматичных людей – совершенное владение искусством слова. Хайям Мирзазаде – не исключение, а наоборот яркий пример этой закономерности. Маэстро был искусным оратором, слушать которого можно было часами. Достучаться до людей, вызвать у них изменение эмоционального настроения, открыть сознание своих собеседников, для внесения необходимой ему информации, мастерское владение искусством рассказывать байки, истории, притчи, умение донести общеизвестные факты, интересные случаи из личного опыта и проиллюстрировать все это доводами – вот грани необыкновенной личности Хайяма Мирзазаде. Он мастерски владел искусством убеждения, с успехом пользуясь различными историями, помогающими ему оказывать больший эффект на слушателя.
В большинстве случаев основным объектом его историй выступал он сам как человек, включая его опыт, личные взгляды, убеждения. Богатый опыт жизни Хайяма Мирзазаде позволял ему вести дискуссию, основываясь на фактах из личной биографии, дополняя беседу примерами из ближайшего окружения. Выступая публично, общаясь даже тет-а-тет, Хайям Мирзазаде буквально «выливал» на собеседника собственные эмоции. Я никогда не переставала удивляться тому энтузиазму, с которым он рассказывал о чем-либо. Во время беседы Маэстро доводил до слушателя любую информацию в окраске своих личностных отношений ко всему. Оперируя терминами психологии,«проявление идейного лидерства» во всем – в темпе голоса и манере поведения. По моему мнению, для харизматичного человека отсутствует понятие биологического возраста. Это напрямую относилось и к маэстро Мирзазаде. Его речь никогда не была скучной. Он обладал уникальным пониманием, когда стоит получать обратную реакцию и на интуитивном уровне чувствовал настроение собеседника…
Живая речь, которая мастерски преображалась в музыкальные пласты – вот основной инструмент харизмы Хайяма Мирзазаде. Достаточно было одной краткой фразы по телефону — «Мирзазаде слушает»: какой голос, какой тон.. Для маэстро самым важным было сконцентрировать внимание человека на своей персоне, а дальше он всегда был ведущим любого разговора. Он никогда, ни при каких обстоятельствах не прибегал к использованию заранее написанных речей и слов. Хайям Мирзазаде был истинным лидером. Говорю как музыкант и психолог, он с первых тактов своей речи был способен вскружить голову, наполнить человека уверенностью и поменять стереотип мышления и суждения. Его речь была в основном переполнена особенными словами, высказываниями, эпитетами, специфическими выражениями, которые редко используются в обиходе основной массой людей. Особо специфическое владение жестами и самое главное, все эти приемы и жестикуляции дополняли всю гармоничность его личности, делая его риторику более выразительной и убедительной.
Я обожаю сложных людей: амбициозные, характерные, яркие, настойчивые, многогранные личности, у которых можно многому научиться. Они сражают своей харизмой, недоступностью, пышут уверенностью и силой… С такими титанами ужиться нелегко, но именно к таким тянет, именно с такими и хочется идти, вдыхая их в полные легкие и, задерживая внутри настолько, насколько хватит сил… Такие Люди привлекают всех, а достаются только себеподобным. Они — личности, которые твердо знают, чего хотят и уверенно к этому движутся. Они не смотрят по сторонам и не придают значения общественному мнению…
Я всем сердцем благодарна всем моим Великим учителям, среди которых был и Хайям Мирзазаде, которые помогли мне стать тем, кем я сегодня являюсь. Людям, которые мне содействовали, вдохновляли и поддерживали на всем пути моей жизни. Светлая память!
Хатира Гасанзаде, доктор философии по искусствоведению
Вы всегда в нашей памяти, Маэстро…
Большой зал Бакинской Музыкальной Академии имени Узеира Гаджибейли. Церемония прощания с выдающимся композитором Хайямом Мирзазаде.
Вы собрали всех в родной для Вас и нас Alma Mater. Со сцены смотрели особым взглядом, будто задавали вопрос, который беспокоил Вас….Это беспокойство звучало и в Вашей прощальной музыке.
Порою сложно бывает писать о человеке, к творчеству и личности которого ты относишься с большой любовью и уважением. И с течением времени понимаешь, насколько недосягаемым и в то же время таким близким был он. Человек со стойкими убеждениями, строгий, говорящий правду в лицо, гордый, верный друг, одновременно ранимый и способный радоваться, очаровывать других и любящий пошутить. Таким многогранным был он, Маэстро….
Перед глазами, словно кадры киноленты проходят незабываемые мгновенья… Ваш дом, нескончаемые беседы и хлебосольный стол. Богатая библиотека, редкие произведения изобразительного искусства и многое, многое другое. Словно попадаешь в иное пространственно-временное измерение, проходя через мост, соединяющий традиции и современность, Восток и Запад. Будучи ярким, колоритным рассказчиком, повествуя о каждом художнике, об их произведениях и других уникальных предметах, которые украшали Ваш дом, Вы берегли в своем очаге тепло и уют азербайджанского духа.
Как же прекрасно знали Вы этот удивительный край под названием Азербайджан, каждый его регион, каждый уголок, его обычаи и традиции, известных личностей, и простых жителей, рожденных на этой земле, особенности и нравы людей, проживающих в этой стране. Вы их любили, и эту любовь прививали нам, в свойственной Вам манере. Иногда я думала, что Вы даже коллекционируете натуры людей. Все эти детали находили свое отражение в Вашей музыке. Но основой всего была, конечно, любовь. Любовь, которую Вы берегли в своем очаге вместе с Ляман ханум, семьями ваших сыновей Парвина и Фахри и, конечно, вашими сестрами, души не чаявшими в Вас, Афет ханум и Чимназ ханум.
Выдающийся композитор, педагог, достойный сын, любящий супруг, требовательный и заботливый отец, нежный дедушка, незаменимый брат, верный друг. Всё это гармонично сочеталось в Маэстро.
Будучи студенткой, часто видела Вас в фойе консерватории. Потом мне посчастливилось узнать Вас поближе на открытии моей первой персональной выставки, которую Вы посетили. Приход на вернисаж столь выдающегося мастера, тонкого ценителя изобразительного искусства и большого друга азербайджанских художников, имело для меня очень большое значение. Это было Ваше величие.
Незабываемы наши встречи во время телепередачи «Музыкальная сокровищница». Готовили выпуск о Кара Караеве. Сколько любви и уважения было в этих беседах. Я и зрители наглядно стали свидетелями того, с каким почтением Вы относились к великому учителю, любовь к которому не ограничивалась словами и всегда проявлялась на деле. Во время работы над другими выпусками этой передачи, общаясь с Вами, я убедилась в том, что дар преподавания был ниспослан Вам свыше. Об этом всегда говорили и Ваши студенты: «Хайям муаллим для нас был композитором и педагогом с большой буквы, профессионалом своего дела, человеком энциклопедических знаний, экспертом в области музыки и заботливым отцом. Каждый из его учеников не похож на другого, и у каждого из них свой почерк и свой путь. Он был строгим и требовательным учителем. Старался «сломать» мешающие нашему развитию и становлению устоявшие в нас стереотипы, бережно оберегая нашу индивидуальность. Порою, он оберегал нас от нас самих же. Радовался каждому нашему успеху…»
Где бы не звучала музыка Хайяма Мирзазаде, она всегда достойно представляла азербайджанское искусство на мировой арене. Если не ошибаюсь, в прошлом году в программу концерта, посвященной современной музыке, которая проходила во Франции, вошли 12 произведений Маэстро, что стало большим событием для музыкальной жизни Азербайджана. Это редкое событие. Ваша музыка не имеет временных границ, она всегда актуальна и востребована. В природе и науке есть фундаментальные величины, которые не зависят от системы координат измерения. Вы, Маэстро, та фундаментальная величина, которая в разных изменяющихся общественно-политических формациях с большой честью представлял азербайджанский народ во всем мире.
Маэстро, Вы навсегда останетесь в памяти нашего народа!
Я и мой супруг потеряли большого друга. Одна из Ваших песен начинается словом «Помнишь»… «Yadındamı»… Помним… Yadımızdasiz…Хайям Мирзазаде…
P.S. Будучи на работе, узнала от его студентов, что отмечают день рождения Маэстро на кафедре «Композиции». Написала и подарила. Так родились эти строки в те минуты… 14 лет назад…
***
Гордый шутник…
Можно ли Вас так назвать?
Не знаю…
А может Вы и есть Ичери Шехер,
Таинство, колорит, который живет в ином измерении?
Не знаю…
А может Вы дерево,
Немножко инжир, немножко нар, немножко зейтун?
Не знаю…
А может Абшеронский ветер, который то бушует, то затихает?
То Хезри, то Гилявар, который очень любит землю, воду и огонь?
Не знаю…
А может это ковер или сказка, или вода из родника?
Не знаю…
Наверное, это и есть сама Природа, в которую мы приходим и оставляем след.
О Господи! Спасибо тебе за эту Природу, которой одарила нас.
За сказку, в которой мы живем, за воду, которая утоляет жажду.
За воздух, землю, воду и огонь, который живет в нас самих.
За деревья, которые похожи на нас самих (a может мы похожи на них).
За Ичери Шехер, который живет в Гордом шутнике и в каждом из Нас.
Да сохранит нас Аллах!
Живи Природа, живи… (05.10.2004)
Фарах Таирова, доктор философии, музыковед
Ф.Таирова — автор книги «Дмитрий Шостакович и азербайджанская музыкальная культура» (2006), где она написала о Хайяме Мирзазаде, как об ученике ученика Шостаковича Кара Караева, в связи с работой над этой книгой она и познакомилась с Маэстро. В своем издании Тахирова затрагивает воздействие Шостаковича и его традиций на творчество его учеников Караева и Гаджиева, а также его последователей следующего поколения, в списке которых и Хайям Мирзазаде.
Я познакомилась с Хайямом Мирзазаде во время учебы в докторантуре Бакинской Музыкальной Академии (2003-2006) по совету моего научного руководителя, профессора, видного азербайджанского ученого, музыковеда, бывшего ректора Консерватории Эльмиры Аббасовой.
Дело в том, что я писала диссертацию под руководством Эльмиры ханум на тему «Традиции Шостаковича в творчестве Кара Караева и Джевдета Гаджиева», которую мне предложила написать моя двоюродная сестра, мой первый учитель, декан магистратуры БМА, известный ученый-музыковед, профессор, автор и ведущая музыкальной передачи на AzTV «Домик волшебных звуков», заслуженный деятель искусств АР Шахла Гасанова, которой я безмерно благодарна.
Во время работы над диссертацией, а потом уже и над книгой Эльмира ханум посоветовала мне обратиться к Хайяму Мирзазаде, и предупредила: «Он очень строгий, пунктуальный и требовательный человек, поэтому будь внимательна и всегда вовремя иди на назначенные с ним встречи и беседы». Так и начались мои встречи с Великим композитором, последним из могикан, человеком-легендой Хайямом Мирзазаде у него в квартире в доме композиторов напротив шахматной школы и в БМА. Во время наших встреч Маэстро сам посоветовал мне, какие из его сочинений лучше рассмотреть в книге о Шостаковиче, дав мне ноты и компакт диски этих произведений, которые я анализировала, причем выбрать верный ракурс анализа мне помог сделать сам Маэстро. Он был очень добрым и жизнерадостным человеком, любил шутить, хотя с виду казался слишком строгим.
Его беседы, наставления, советы, воспоминания о Караеве (его учителе) и о Шостаковиче были безумно интересны, так как всегда сопровождались остроумными и оригинальными шутками. С ним было безумно интересно рассуждать, размышлять, думать, оценивать и делать выводы.
Хайям Мирзазаде – это была эпоха в азербайджанском композиторском творчестве. Мы потеряли выдающегося яркого представителя школы великого Караева, личность большого масштаба, достаточно неординарную. Наряду с этим, Хайям муаллим был философом, прекрасным композитором, очень внимательным учителем, которого любили и ценили его студенты, многие из которых впоследствии стали известными музыкантами, композиторами, педагогами в разных уголках мира от Германии до США. Светлая память, Маэстро!
Вафа Гадимова, музыковед, педагог школы-студии БМА и Азербайджанского Государственного Педагогического Университета
«Я – гений…»
Не зря, именно этой фразой я назвала свое воспоминание о такой выдающейся личности, как Хайям Мирзазаде. Да, именно так он говорил о себе полушутя-полусерьезно, улыбаясь при каждой нашей встрече. И он был прав! В моем понимании Хайям муаллим был одной из последних «СТЕН» нашей музыки, нашей консерватории, один из завершающих из того поколения композиторского наследия К.Караева. Его стойкая натура, гордый и мужественный дух большой пример для нас – людей музыкальной сферы. Я бы назвала его так: «Коренной и Настоящий!» («Əsil və Əsl!»)
Первая наша встреча с Хайямом Хадыевичем свершилась благодаря моему научному руководителю, профессору кафедры «История музыки» БМА Ульвие ханум Имановой. Тогда, будучи студенткой второго курса «Историко-теоретического» факультета БМА им. У.Гаджибейли, я выбирала тему для своей дипломной работы. Уже с первой же беседы с Хайямом муаллимом, поняла, что это – пунктуальный, серьёзный, но веселый; твердый, строгий, и в то же время добрый; критикующий, но честный и уникальный Человек. Его саркастические шутки запомнились мне навсегда… вот, так мы и познакомились…
Свою дипломную работу, а в дальнейшем и магистерскую диссертацию я писала о нем. Начиная изучать творчество Хайяма Мирзазаде и исследовать его произведения, я заметила, что о нём было очень мало написано (только в учебнике несколько страниц и некоторые статьи), чему я была весьма удивлена. Таким образом, все свои вопросы, интересующие меня по теме, я задавала непосредственно самому Маэстро. Он предложил мне рассмотреть его сольные сонаты для арфы, скрипки, виолы, гитары и фортепиано — одна прекрасней другой, а на будущее — его камерно-инструментальное творчество. Предоставил мне кассетные записи и ноты.
Познакомившись с музыкой Хайяма муаллима уже поближе, я открыла для себя иной мир – мир Хайяма Мирзазаде – глубокого, фундаментального и феноменального человека–композитора… Меня поражало то, что при каждом прослушивании я находила что-то новое, другое, погружаясь всё глубже и глубже. Вышеперечисленные его качества и в музыке находят свое выразительное отражение. Музыка Мирзазаде – это воплощение синтеза двух начал: Запада и Востока, рационального и эмоционального. Его музыка, на первый взгляд, вроде, не сугубо национальная, т.е. нет таких броских показов мугамных интонаций и т.д., а вот генетическая память, всё же говорит здесь свое слово.
Хорошо помню, когда я подошла к Хайяму муаллиму, немного стесняясь, но уверенная в своих убеждениях, с вопросом: «Хайям муаллим, у вас в одной сонате конкретные интонации лада «Чаргях», а в другой «Сегях», и это явно чувствуется», на что он мне ответил: «Да нет там ничего подобного. Вы все теоретики–музыковеды выдумщики… выдумываете всякие ненужные вещи, а композитор об этом вовсе даже и не думает, когда пишет…» Он всегда отличался иронической, критикующей и шутливой беседой…
Вот, еще вспомнилось… Хайям муаллим однажды как-то сказал, твердо предупредив меня, пока не имея представления о моем почерке, что ни в коем случае не надо сравнивать его ни с каким-либо иным композитором, поскольку это его ужасно раздражало… я улыбнулась и учла! Была очень счастлива, когда он прочитал и одобрил мои работы, написав свои пожелания на титульном листе. Глубоко сожалею, что не смогла продолжить дальнейшею работу, так как очень хотелось написать свою научную диссертацию именно о нём и с ним. Но, увы! Изучением его деятельности занимаются, вот уже много лет, наши дорогие, уважаемые музыковеды-ученые БМА. Дорого ценю и благодарю за всё, что он дал нам. Находиться в одном помещении с ним – это уже было для нас, студентов, огромным счастьем и почтением…
Общаться с Маэстро было нелегко, но интересно. Не каждый мог принять его слова, претензии или замечания, потому что он был человеком с не простым, а сложным характером. Но под его строгим обликом прятался капризный ребёнок с доброй душой. Это тот человек, тот художник, тот мастер, который подтверждал слова своими действиями! Не каждый мог его полюбить, и он не мог полюбить каждого. Но любили и любят те, которые знают и чувствуют его глубокую натуру, его душу! Честность, правдивость, прямолинейность характера, талант знать и чувствовать людей – это неоценимый дар. Студенты его обожали… даже те, которые непосредственно не были его студентами, как, например, я. Они просили разрешения присутствовать на уроках «Устада». Несмотря на снисходительность и требовательность к своим студентам, он всегда поддерживал их. Они были и оставались для него своими, родными…
Последняя наша встреча состоялась в прошлом году перед концертом на фестивале им. Ростроповича в Филармонии, где впервые прозвучала его Третья симфония «Dyptich». Там я с ним увиделась, спустя много лет. В этот день очень волновалась, что вновь увижу его… и кто бы мог подумать, что это будет моя последняя встреча с Маэстро…
Завершая, хочу добавить, что Хайям Мирзазаде – весомая, харизматичная, неповторимая фигура в истории Бакинской Музыкальной Академии, носящей имя гениального Узеир-бека, а также в истории Азербайджанской Культуры, Музыки и Искусства. Всегда уважала, любила и буду любить его вечно! Вы – Гений, Дорогой, Настоящий, «Устад» — «Əsil və Əsl», Хайям муаллим! Вечная память!
Продолжение следует!
Рустам Гасымов