Военный эксперт: «Саргсян пойдет на очередные диверсии и это будет его последней провокацией в Карабахе»

Сегодня исполняется год со дня побед армии Азербайджана в апрельских боях 2016 года.

Шаир Рамалданов

На вопросы Novayaepoxa.Com относительно того, что изменилось за последний год на линии фронта, отвечает военный эксперт, полковник в отставке Шаир Рамалданов.

— Шаир муаллим, прошел год с апрельских боев на линии фронта. Давайте освежим память наших читателей, что на самом деле произошло год назад на линии фронта?

— Думаю, нет особой необходимости освежать память наших сограждан, так как каждый азербайджанец прекрасно помнит, что произошло в прошлом году на линии фронта. Отмечу, что апрельские события после 22-летнего перерыва, я имею в виду наступательную операцию на Горадизском направлением в 1994-ом году, азербайджанские ВС осуществили контр-наступательную операцию. Очень часто задают вопрос, почему операция произошла именно в начале апреля прошлого года, и с чем это было связано. Дело в том, что в марте в СМИ регулярно говорилось, что армянские вооруженные формирования проявляют повышенную активность на оккупированных азербайджанских территориях и стали вести интенсивный огонь из артиллеристских систем по приграничным позициям и населенным пунктам Азербайджана. В конце марта и начале апреля эти провокации стали усиливаться.

В результате артиллерийского обстрела населенных пунктов Азербайджана, расположенных вблизи линии противостояния, погибли гражданские лица, включая детей, а более 20 человек получили тяжелые ранения. В результате атак также был нанесен серьезный ущерб многочисленной общественной и частной собственности, включая гражданской инфраструктуре. Были разрушены частные жилые дома, электрических подстанции, километры водопроводных и газовых труб. Отмечу, что вооруженные силы Армении нанесли удары управляемыми ракетами по социальным учреждениям, включая школы, больницы и мечети. Эти события происходили на направлении Тапгарагоюнлу Геранбойского и других населенных пунктах.

С целью пресечения армянской провокации, обеспечения безопасности гражданского населения командованием Вооруженных сил Азербайджана было принято решение о принятии неотложных ответных мер и отбросить врага от тех высот, с которых они подвергали обстрелу населенные пункты и тревожили мирное азербайджанское население. Поэтому азербайджанские подразделения на данных направлениях выполнили поставленную задачу.

В результате в ходе четырехдневных боев подразделения Вооруженных сил АР освободили высоты в районе села Талыш, а также пункт Сейсулан, которые могли представлять угрозу для Геранбойского района и города Нафталан. Была взята под контроль стратегическая высота Леле Тепе, расположенная в направлении Физулинского района и позволяющая контролировать обширную территорию. Также в результате апрельских боев Вооруженные силы Азербайджана обеспечили контроль над дорогами в направлении Агдере-Мадагиз.

В боях были уничтожены принадлежащие армянам танки, артустановки и укрепленные инженерные сооружения, уничтожена и ранена живая сила врага. По итогам боев ВС АР были освобождены от армянской оккупации более 2000 гектаров территории, еще большая территория с оперативной точки зрения перешла под контроль армии Азербайджана. Подразделения Вооруженных сил Азербайджана осуществили укрепительные работы на освобожденных землях и обеспечили безопасность населенных пунктов вокруг Тапгарагоюнлу, Горадиза и других пунктов.

— Какие ответные действия предприняли армянские формирования?

— Естественно, после освобождения вышеупомянутых высот, активность армянских формирований возросла, так как они пытались отвоевать данные высоты. Однако, азербайджанские ВС, расположенные на линии соприкосновения войск, дали уверенный отпор оккупационным силам Армении. Наши солдаты в массовом порядке проявили героизм и отстояли эти высоты. Поэтому в настоящее время данные населенные пункты находятся в относительной безопасности от огня вооруженных формирований Армении.

— С военной точки зрения, что изменили эти бои? Какой стратегической важностью обладают данные высоты?

— Как гражданина АР, и военного для меня важен каждый метр азербайджанской земли. Что касается стратегической важности данных высоток, то неоднократные попытки армянских сепаратистов вернуть эти земли уже говорит об их стратегической важности. Во-первых, нам удалось обеспечить безопасность населенных пунктов, прилегающих к этим высотам. Во-вторых, эти высоты дают возможность вести наблюдения на многие километры вперед (около 10 км), что очень важно, так как данная обзорность покрывает большие территории на этих направлениях. Поэтому я считаю, что данные территории обладают особым значением в стратегическом и техническом плане!

— Какой резонанс вызвали апрельские события?

— Апрельские события показали следующее: во-первых, они развеяли миф о так называемой неприступности и непроходимости линии обороны Оганяна. Во-вторых, армянская сторона неоднократно говорила, что Азербайджан якобы не в состоянии провести подобные операции. Поэтому апрельские события и решительные действия Азербайджана показали нашу решительность. Это подняло патриотический и морально-психологический дух азербайджанских солдат, которые выполнили поставленные перед ними задачи. Считаю, что данный шаг со стороны Азербайджана стало определенной платформой для будущих действий наших вооруженных сил.

Кроме этого, апрельские события активизировали международные организации, которые давно зачислили армяно-азербайджанскую проблему в список замороженных конфликтов и как-то спокойно относились к существованию данной проблемы, не думаю, что там возможна подобная активизация. Они стали забывать, что существует очаг, который в любое время может вспыхнуть. Таким образом, данный конфликт стал находиться в эпицентре всеобщего внимания мировой общественности, причем не только Минской группы ОБСЕ, но и других международных организаций, которые на своих заседаниях поддержали действия вооруженных сил АР, потому что это было освобождение исторических и юридически признанных территорией Азербайджана, находящихся под армянской оккупацией. Мировая общественность понимает, что это юридическое право АР – восстановить целостность своей территории. Международные организация призвали армянскую сторону сесть за стол переговоров и принять конструктивные разумные решения для урегулирования данного конфликта мирным путем.

— Какое влияние оказали апрельские события на ход переговоров?

— После апрельских событий, как я упоминал выше, международные организации стали проявлять большую активность, выступая с заявлениями о необходимости переговоров и урегулирования данного конфликта мирным путем. Однако, во время годовщины данных событий в Армении прошли парламентские выборы. А как показывает многолетняя практика, во время выборов Ереван всегда уходит от переговоров и в какой-то степени старается нагнетать обстановку в Нагорном Карабахе, чтобы отвлечь внимание общественности и своего народа от внутренних проблем: социальных, экономических и других.

Однако, не могу не отметить, что апрельские событие повернули общественность в более конструктивную сторону, ведь армянское общество разделилось на две части. Здоровая часть общества, правильно оценивающая ситуацию, стала говорить о том, что Азербайджана – это соседнее государство и необходимо сесть за стол переговоров, чтобы решить данный вопрос мирным путем. Потому что на протяжении 23-х лет нагорно-карабахский конфликт ничего не принес Армении, а больше является балластом, так как плачевное состоянии армянской экономики не позволяют ей как-то изменить ситуацию в Нагорном Карабахе, реализовать какие-то проекты или привлечь туда иностранных или местных инвесторов, которые наотрез отказываются вкладывать туда свои инвестиции, зная, что это территория Азербайджана и она в любой момент может быть возвращена официальному Баку или на территории могут произойти боевые действия, а вести бизнес в таких условия неразумно.

Кроме того, цветущий живописный регион Нагорного Карабаха сильно пострадал от воинственной политики Еревана. Поэтому данный конфликт приносит Армении больше негатива, чем пользы, ведь страна осталась в стороне от масштабных экономических проектов, которые, в случае мирного соседства, могли бы проходить через ее территорию, что могло бы в какой-то степени наладить экономическую ситуацию в плачевной армянской экономике и улучшить уровень жизни ее населения, но агрессивная политика Еревана играет только против него.

Что касается второй части общества, которая представляет собой карабахскую диктаторскую хунту во главе с Саргсяном, то она на фоне растущей мощи Азербайджана продолжает запугивать население Армении, оперируя тем, что Азербайджанская Республика вооружается и они (клан Саргсяна) не хотят подпускать Азербайджан к своим границам, отдавая Карабах, стараясь выставить Азербайджан в качестве государства-агрессора. С помощью такой политики Саргсян и его партия войны отвлекает внимание населения от внутренних проблем.

— Насколько велики оказались армянские потери живой силы?

— Точные цифры назвать не могу. То, что потери велики, итак ясно. Тот факт, что потери живой силы, которые понесла армянская сторона во время апрельских событий прошлого года, всколыхнули всю Армению, говорит о том, что армянские сепаратисты потеряли много солдат. Доказательством этому стали пикеты матерей армянских солдат, которые были убиты. Население стало выступать с лозунгами «Почему наши дети должны погибать на азербайджанской земле?! Пусть они возвращаются и защищают свою Родину». Подчеркну, что эти потери стали причиной того, что в армянском обществе стали призывать к заключению мира с Азербайджаном. Апрельские события активизировали разумную часть населения Армении, потому что никто не хочет терять своих сыновей, тем более на оккупированной территории.

— Что дали Азербайджану апрельские события?

— Наибольшей пользой, извлеченной из апрельских событий, можно назвать освобождение определенного количества наших территорий, у нас появилась уверенность, что мы можем воевать и отвоевывать позиции, которые на протяжении 23-х лет находились под армянской оккупацией. Наши вооруженные силы смогли правильно, как тактически, так и стратегически провести операцию, которая принесла свои плоды. Мы увидели сплоченность и одностороннюю позицию, как оппозиции, так и правящей власти – все сплотились вокруг карабахского вопроса и верховного главнокомандующего, президента АР Ильхама Алиева. Это в определенной степени стало платформой для возможного будущего решения нагорно-карабахского конфликта военным путем, если переговоры, направленные на мирное урегулирование конфликта, будут безрезультатны. ВС Азербайджана полностью готовы получить команду от верховного главнокомандующего и перейти к активным боевым действиям по освобождению наших земель от армянских оккупантов. У нас для этого есть все необходимые ресурсы. Кроме военной техники, мы обладаем большим человеческим потенциалом, в нашей армии все основные специалисты — профессионалы, сверхсрочники.

— Недавно в Армении прошли парламентские выборы, в которых опять победил карабахский клан. На фоне этих политических событий можно ли ожидать вновь обострения ситуация на линии соприкосновения войск?

— Диверсии и провокации со стороны Армении обязательно будут. Это регулярно продолжается на протяжении 23-х лет. Всем известно, что президент Азербайджана поставил вопрос ребром – «Мы намерены вернуть наши земли». Армянская сторона об этом знает, которая естественно вновь решится на провокации. Дело в том, что парламентские выборы прошли, но в стране в настоящее время начнется послевыборной бурлящий период. Накал страстей начнет возрастать. Саргсян, чтобы отвлечь внимание народа и недовольных от существующей ситуации, может решиться на очередные диверсии.

— Готовы ли азербайджанские ВС?

— Несомненно! Руководство Минобороны во главе с министром Закиром Гасановым предпринимает все необходимые меры, укрепляются позиции, чтобы любая вылазка врага или диверсия была моментально пресечена. Сам министр Гасанов регулярно бывает на линии соприкосновения войск, сам осматривает позиции, оценивает обстановку и принимает необходимые меры и решения. С одной стороны армяне извлеки урок из апрельских событий, когда увидели всю решительность азербайджанской армии и руководства страны. Они поняли, что всегда будут получать жесткий отпор. С другой стороны, уровень недовольства в стране может возрасти настолько, что Саргсян не остановится ни перед чем.

Независимо от того, какие военные действия предпримет Армения, ВС Азербайджана готовы дать достойный отпор, что может стать последний армянской провокацией на линии соприкосновения войск.

Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

1099