ВЕЛИЧАЙШИЙ АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ ХХ ВЕКА

 

 

 Имя Гейдара Алирза оглу Алиева золотыми буквами вписано в многовековую историю Азербайджана как основателя азер- байджанства и создателя государственности. Оно стало сино­нимом всех социальных, экономических и политических успе­хов, достигнутых Азербайджаном, которым он руководил с 14 июля 1969 года. Если подойти к этому вопросу в более широ­ком контексте, то можно с уверенностью сказать, что Гейдар Алиев стал символом истории азербайджанского народа, охва­тывающей период почти в 40 лет — чуть меньше полувека. Но разве только азербайджанского народа? Если вы посмотрите на его многогранную деятельность, то в ответ на этот вопрос скажете решительное «нет». Мы также уверены в том, что к сво­ему ответу вы ещё добавите, что «Гейдар Алиев является вели­кой личностью, подписавшийся под деяниями, идеями и проек­тами планетарного масштаба». В этой статье я хотел бы оста­новиться на основных составляющих феномена Гейдара Алиева. Одной из них является, то, что общенациональный ли­дер ценился, как влиятельный политический деятель во всём Советском Союзе. И не только тогда, когда являлся членом По­литического Бюро ЦК и первым заместителем председателя Совета Министров СССР, но даже тогда, когда был кандидатом в члены Политического бюро и первым секретарем ЦК Комму­нистической партии Азербайджанской ССР.

 

Он был самым высокопостав­ленным политиком Советского Союза. Одним из важных момен­тов является то, что Гейдар Алиев руководил очень важными стра­тегическими направлениями та­кой огромной страны, как СССР. Сюда входил широкий круг во­просов, связанных со странами социалистического лагеря, ре­шением проблем Ближнего Вос­тока, внешнеполитические отно­шения со странами Дальнего Во­стока, Центральной и Юго-Вос­точной Азии, Латинской Америки, тяжёлой и лёгкой промышленно­сти, железных дорог, транспорта, строительства, здравоохранения, непосредственный контроль и уп­равление такими важными соци­ально-экономическими направ­лениями, как образование, рабо­та с молодёжью.

Как глава Азербайджанской ССР Гейдар Алиев уделял боль­шое внимание подготовке нацио­нальных кадров. Именно по его инициативе молодые азербай­джанцы отправились учиться в самые известные и престижные вузы СССР.

Личной заслугой Гейдара Алиева была подготовка нацио­нальных кадров по очень редким специальностям во имя будуще­го Азербайджана в высших учеб­ных заведениях Москвы, Ленин­града, Киева и Минска. В 1969- 1982 годах в этих вузах сверх ус­тановленной квоты обучалось бо­лее десяти тысяч азербайджан­цев. 21 июня 1978 года более 760 человек прошли внеконкурсную процедуру приёма на обучение по 244 специальностям, имею­щим важное значение для народ­ного хозяйства Азербайджана, были направлены в высшие учеб­ные заведения Москвы, Ленин­града и других городов Союза. Вернувшись на родину, они мно­го сделали для развития Азер­байджана и делают это до сих пор. Они составляют большин­ство интеллигенции, активной части азербайджанской диаспо­ры в России, Украине, Белорус­сии и других странах. Гейдар Алиев считал этих молодых лю­дей будущим Азербайджана и лично интересовался их образо­ванием и бытовыми проблемами.

Всем известно, что роль Азер­байджана во Второй мировой войне в советский период не по­лучила должной оценки. Гейдару Алиеву удалось сделать ряд ре­шительных шагов в этом направ­лении и вписать историческую роль нашей республики в исто­рию. В 1980 году в городе Таган­роге был установлен памятник 416-й Таганрогской дивизии. Ко­нечно, благодаря инициативе и решительности Гейдара Алиева. Он лично участвовал в церемонии открытия этого памятника.

В своей речи Гейдар Алиев от­метил, что тень паучьей свастики не коснулась земли Азербайджа­на, но вся наша республика стала арсеналом фронта. Азербайджан непрерывно снабжал фронт и страну горючим, производил три четверти всей советской нефти, непрерывно снабжал воюющую Армию оружием,боеприпасами и обмундированием, отправлял продовольствие.

Особо отличились бойцы 416- й азербайджанской стрелковой дивизии, двигавшиеся на на­правлении главного удара в бою за Таганрог. Бойцы Азербайджан­ской дивизии одними из первых вошли в Таганрог. В ходе наступ­ления дивизия уничтожила более трёх тысяч солдат и офицеров противника, а также большое ко­личество боевой техники. За му­жество и героизм, проявленные при освобождении Таганрога, приказом Верховного Главноко­мандующего 416-й дивизии было присвоено почётное звание «Та­ганрогская».

Освободившись от фашист­ского ига, жители Таганрога писа­ли трудолюбивому азербайджан­скому народу: «Мы никогда не за­будем боевые действия стрелко­вой дивизии, которая теперь но­сит имя Таганрогской и состоит из представителей вашего наро­да. В Таганрогской битве укрепи­лись кровные узы русского и азербайджанского народов».

После освобождения Таганро­га дивизия воевала за Мариуполь, Херсон, Мелитополь, принимала участие в разгроме Никопольской группировки противника, осво­бождении Николаева, Одессы, Кишинёва, в боях южнее Варша­вы, на стыке Вислы и Одера, на западной окраине Берлина, за­вершив боевой путь в центре сто­лицы — у Бранденбургских ворот. Бойцы 416-й Таганрогской диви­зии уничтожили 23 тысячи немец­ко-фашистских захватчиков, око­ло 5,5 тысяч попали в плен.

Или же возьмём вопрос, свя­занный с Нариманом Наримано­вым. Всем известно, что отноше­ние к этому великому сыну Вос­тока было неоднозначным. Мно­гие с помощью армян пытались оклеветать его. Гейдар Алиев за­крыл этот вопрос тем, что отме­тил 100-летие Наримана Нари­манова на уровне СССР. О нём был снят художественный фильм «Звёзды не гаснут», а в Ульянов­ске ему был поставлен памятник.

В то время Азербайджан так­же был известен как место про­ведения международных выста­вок и научных конференций. В 70-е годы Азербайджан с офици­альными визитами посещали ру­ководители, главы правительств и парламентов других стран, в том числе Финляндии, Йемена, ГДР, Венгрии, Палестины, Чехос­ловакии, Болгарии, Сирии, Кубы, Эфиопии, Египта.

Кроме этого, когда Гейдар Алиев руководил Азербайджа­ном, он в качестве главы делега­ции СССР совершал визиты во Вьетнам, в ГДР, Сирию, Индию, Югославию, Мексику, Лаос и дру­гие страны, и вёл переговоры от имени правительства СССР.

Это было признанием влия­ния Гейдара Алиева ещё в 70-е годы в масштабах всего СССР.

Будучи первым заместителем Председателя Совета Министров СССР, он возглавлял 12 минис­терств и десятки учреждений, в том числе таких важных направле­ний, как машиностроение, строи­тельство, транспорт, образова­ние, здравоохранение, торговля, лёгкая промышленность. Пяти­летняя деятельность Гейдара Алиева в Москве настолько об­ширна и разнообразна, что явля­ется предметом многочисленных диссертаций и научных исследо­ваний.

Отдавая дань уважения памя­ти общенационального лидера в 2007 году на основании докумен­тов из Государственного архиваАзербайджанской Республики и Российского государственного архива кинофотодокументов, мною была подготовлена книга «Кремлевские будни Гейдара Алиева», также в связи с его 85- летием был выпущен специаль­ный журнал под названием «Лич­ность».

Когда Гейдар Алиев встречал­ся с лидерами Японии, Вьетнама, Индии, Анголы, Мексики, Эфио­пии, Йемена, Венгрии, Никара­гуа, Лаоса, Кубы, Югославии, ГДР, Польши и Болгарии, когда вёл переговоры за рубежом, и в Москве, когда он выступал с ре­чью о проблемах молодёжи (31 января 1985 года), слушатели за­давались вопросом: кто он, дип­ломат или социолог? Те, кто вни­мательно слушал его выступле­ние относительно проведения в СССР реформы образования (11 -12 апреля 1984 года), считали

его профессором педагогики. Когда Гейдар Алиев выступал с речью о проблемах здравоохра­нения и перспективах его разви­тия, все думали, что он является специалистом по медицине.

Когда он выступал на Байка­ло-Амурской магистрали в июне 1984 года, слушатели думали, что он является инженером, или транспортником или же железно­дорожником.

Одним словом, Гейдар Алиев своим умением, глубокими знани­ями, гениальным умом, необык­новенным талантом, железной логикой, несокрушимой волей стал любимцем, кумиром и насто­ящим лидером всего советского народа. Гейдар Алиев был избран депутатом Верховного Совета РСФСР с Алтайского края. Люди до сих пор помнят его встречу с избирателями в Барнауле. Гейдара Алиева любили за то, что он сам любил простой народ.

Старшее поколение хорошо помнит заявление Гейдара Алиева о прекращении членства в КПСС в связи с событиями 20 января. Да, он вышел из партии, членом которой был с 1945 года. В отличие от тех многих, которые всего боятся и скрывают свою позицию, он пошёл на этот опас­ный шаг и, опять же, сделал это во имя Азербайджана, потому что любил свой народ. В своём заявлении он написал: «Довожу до вашего сведения, что я принял решение о выходе из КПСС. Сра­зу же хочу предупредить, что это не просто дань «моде», а итог вы­страданного мною тяжёлого пути разочарований и переоценки ценностей на протяжении по­следних лет.

Основные причины, побудив­шие меня сделать этот шаг, за­ключаются в следующем.

Первое. Вопрос о выходе из КПСС у меня возник ещё 20 янва­ря 1990 г. в связи с военной аг­рессией против азербайджан­ского народа, осуществлённой политическим руководством центра и ЦК Компартии Азербай­джана. В результате январских событий погибли и получили уве­чья сотни невинных мирных жи­телей, среди которых были ста­рики, женщины, дети.

Осудив этот антигуманный, антиконституционный, противо­правный акт в своих выступлени­ях, я надеялся, что ЦК КПСС рас­кроет это преступление, выявит виновников. Но в ответ на это вскоре была организована мас­сированная травля против меня со стороны печатных органов партии, которую начала газета «Правда». Все мои попытки вы­ступить в этих же средствах мас­совой информации с аргументи­рованным опровержением наду­манных фактов были тщетны. Гласность, провозглашенная как основное завоевание перестрой­ки, на практике оказалась одно­сторонней.

Прошло полтора года. Не только ничего не было сделано для раскрытия этого чудовищно­го преступления, виновники ко­торого давно известны, а наобо­рот, предпринимаются все необ­ходимые меры для его сокрытия в расчёте на то, что время помо­жет забыть эту трагедию. Однако история нам неоднократно дока­зывала, что никакие годы, деся­тилетия не смогут заставить за­быть и простить кровавые пре­ступления против своего народа.

Второе. В результате лице­мерной политики центра вот уже более трёх лет сохраняется ост­рая конфликтная ситуация в На­горно-Карабахской области Азербайджана, сложившаяся усилиями армянских национали­стов под покровительством ЦК КПСС. Область, по существу, вы­шла из-под государственного уп­равления Азербайджана.

Государственный суверенитет, территориальная целостность Азербайджана, вопреки Конститу­ции, грубо нарушены. Между Ар­менией и Азербайджаном идёт необъявленная война, почти ежедневно гибнут люди с той и другой стороны. И всё это в пре­делах Советского государства с его «гуманной» идеологией.

Убеждён, было бы желание у руководства партии, межнацио­нальный конфликт, возникший в связи с так называемым вопро­сом о Нагорном Карабахе ещё в 1987-88 гг., можно было бы пред­отвратить в самом начале, не до­пустить всё более усиливающего­ся противостояния, кровопроли­тия, принесшего тяжелейшие бедствия и страдания как азер­байджанскому, так и армянскому народам. Значит, политическому центру этот конфликт был нужен…

Всё вышеизложенное заста­вило меня пойти на крайний шаг и объявить о выходе из КПСС, хо­тя для меня решиться на это бы­ло чрезвычайно трудно. Я вырос в семье коммунистов, и вся моя сознательная жизнь связана с Коммунистической партией. Я связал свою судьбу с партией большевиков в двадцатилетием возрасте в 1943 году. Я искренне верил в идеалы Коммунистичес­кой партии и активно участвовал в осуществлении её планов. Те­перь вся эта вера разрушена. Бесконечные заявления об об­новляющейся партии, обновляю­щемся Союзе республик очеред­ной обман народа.

Необходимо честно и открыто сказать людям, что коммунисти­ческий эксперимент, социалис­тический выбор в нашей стране себя не оправдали, созданный и поддерживаемый силой Союз республик себя исчерпал.

Я представляю трудности, ко­торые возникнут передо мной после этого заявления, предвижу всевозможные нападки и мо­ральную травлю. Трезвый анализ пройденного партией пути при­вёл меня к настоящей позиции, которую я изложил. При этом я сознаю и меру своей ответствен­ности.

Покидая ряды КПСС, выра­жаю своё уважение ко всем чест­ным и порядочным коммунистам, которые ещё верят и надеются».

Я мог бы показать текст вы­ступления Гейдара Алиева в од­ном-двух предложениях. Однако в советское время не у всех хва­тило бы мужества пойти против репрессивной машины, выдер­жать ожидаемые и неожиданные натиски, преследования. Для этого нужна железная логика и сильная воля. Все эти качества были сконцентрированы в лице Гейдара Алиева.

В 80-х годах прошлого века, отвечая на вопросы корреспон­дента «Литературной газеты», Гейдар Алиев отметил следую­щее: «Произнося слово «закон­ность», мы имеем в виду не столько Уголовный кодекс, сколько моральный кодекс нашего общества. И с этой точки зре­ния собственно правонаруше­ния, их профилактика — не только юридический вопрос. Это соци­альный, нравственный вопрос, поскольку речь идёт, прежде все­го, о борьбе за человека, об ува­жении прав, охране достоинства и чести, о воспитании в нём луч­ших гражданских качеств, высо­ких моральных принципов.

Если бы мы не верили и неод­нократно не убеждались в том, что подавляющее большинство людей живут и работают честно, мы не смогли бы ничего изме­нить. Вопрос в том что их работы часто исчезали из-за расточи­тельности, небрежности и мо­шенничества. В большинстве случаев принципиальные и чест­ные сотрудники не могли продви­гаться по службе. Мы столкну­лись и с таким явлением, когда отдельные преподаватели вузов, руководящие работники стреми­лись устраивать своих детей в ву­зы по «родительским» специаль­ностям. Нам пришлось ограни­чить такие действия, а вот на юридический факультет госуниверситета вовсе запретили при­нимать детей работников адми­нистративных органов. Как мож­но назвать интеллигентами про­фессоров, даже академиков, уст­раивающих на свою кафедру, в лабораторию, институт собствен­ных детей, внуков, родню, да ещё создающих им льготные условия для подготовки диссертаций, продвижения по научной лестни­це независимо от того, есть ли у них к этому способности?

Что касается юридического факультета, то здесь тоже наше решение было связано с нездо­ровой тенденцией. Мы обнару­жили, что абсолютное большин­ство зачисленных на этот фа­культет студентов — дети работ­ников милиции, прокуратуры, су­дов, юридических кафедр, пар­тийных, советских органов. Нас обеспокоило сложившееся поло­жение, во многих случаях связан­ное со злоупотреблениями, а больше всего — вредные послед­ствия, опасность появления не­коей семейственности и «на­следственности» в составе адми­нистративных органов».

Далее он отмечал: «Когда я выступал против этих извраще­ний, на первых порах до меня до­ходили высказывания о том, по­чему, мол, такие строгости, были же потомственные врачи, учите­ля, юристы, учёные — дед, отец, сын. Почему же мол, сейчас это запрещается? Ответ мой на это таков: да, были и могут быть, но только на высокой нравственной основе, по призванию. Я лично глубоко уважаю и высоко ценю династии потомственных шахтё­ров, нефтяников, сталеваров, хлеборобов. Потомственность, основанная на честном отноше­нии к делу, формирует в поколе­ниях подлинную интеллигент­ность, будьте работники физиче­ского или умственного труда».

Задолго до этого интервью, 21 июня 1978 года, Гейдар Алиев уже заложил основы этого вопро­са на состоявшемся в ЦК Комму­нистической партии Азербай­джана совещании «Высшая орга­низация вступительных экзаме­нов в высшие учебные заведе­ния» (газета «Коммунист», 23 ию­ня 1978 г.).

В своём выступлении он от­метил, что на вступительных эк­заменах должна быть обеспечена максимальная объективность, для абитуриентов должны быть созданы благоприятные условия. Ведь выбор ученика по конкурсу — это сложное, серьёзное испы­тание. Поэтому к каждому маль­чику и девочке нужно относиться с максимальным вниманием и добротой.

Необходимо строго контроли­ровать весь процесс подготовки и проведения экзаменов, исклю­чить всевозможные злоупотреб­ления, протекционизм, влияние родства, фамильярности, мест­ничества и другие нештатные си­туации. Со взяточниками, афери­стами и всякого рода мошенника­ми, которые ещё находятся в ву­зах, надо бороться решительно».

Лозунг «Пусть справедли­вость верх берёт» вызвал широ­кий резонанс на всей территории республики. Откровенно говоря, многие из нас не очень верили в то, что эта борьба будет эффек­тивной. Работая в транспортной организации, день и ночь гото­вясь к экзаменам, я несколько раз подавал документы на очное и заочное отделения юридичес­кого факультета Бакинского госу­дарственного университета име­ни С.М.Кирова. То у меня не хва­тало «балла», то под разными предлогами я подпадал под кон­курс. Ни для кого не секрет, что поступать на престижные фа­культеты вузов без протекцио­низма в то время было практиче­ски невозможно. Гейдар Алиев сломал этот давно укоренивший­ся стереотип, что было на пользу таким малоимущим юношам, ка­кими являлись мы — дети рабочих и крестьян. Выступление Гейдара Алиева воплотило в жизнь давние мечты сотен таких же молодых людей, каки я. Нако­нец, в 1978 году, после успешной сдачи вступительных экзаменов, меня приняли на дневное отделе­ние юридического факультета Бакинского государственного университета. Для меня и для та­ких, как я, крестьянских и рабо­чих детей это был настоящий по­дарок от Гейдара Алиева, за что я бесконечно благодарен общена­циональному лидеру — величай­шему азербайджанцу XX века.

Целью этой небольшой статьи является раскрытие некоторых особенностей феномена Гейдара Алиева, и это исходит из стрем­ления показать, что его личность не вмещается в определённое время и пространство.

В заключение также хотелось бы довести до сведения читате­лей дорогой для меня газеты, с которой я сотрудничаю давно, одно небольшое замечание. От­дельные фотографии в этой ста­тье публикуются впервые.

 

Эльдар АСКЕРОВ, юрист, Главный советник государственной службы.

 

www.novayaepoxa.com

919