Сказка французского писателя Шарля Перро «Кот в сапогах» ожила на сцене Камерного зала им. Куляш Байсеитовой, сообщили «Новой Эпохе» в пресс-службе театра «Астана Опера».
Музыку к всеми любимой истории в 1913 году написал композитор Цезарь Кюи, таким образом, появился оперный шедевр для самых маленьких, который радует юных зрителей всего мира вот уже 110 лет, а в «Астана Опера» проверенный временем сюжет был впервые показан 30 мая и 1 июня.
Режиссер-постановщик спектакля Еренбак Тойкенов и его ассистент Николай Куликов сделали спектакль очень динамичным, используя каждый уголок сцены, они не уходили далеко от сюжета, в опере-сказке младший сын мельника получил наследство от своего отца: кота и несколько монет, а старшему и среднему достались осел и мельница. Находчивый Кот попросил купить ему сапоги, и уж затем решил все проблемы своего хозяина. Благодаря ему юноша, который еще недавно был бедным сыном мельника, стал маркизом, получил роскошный замок и красавицу-принцессу в жены.
В разные дни перед публикой в партии Кота выступили Артур Габдиев и Нурканат Тапиев. Вокалистам органично удалось войти в роль, к слову, не самую простую, потому что в ней сохранялся дух большой оперы, с ариями и дуэтами. Кроме того, артисты проводили интерактив с детьми, дав им задание отвечать на вопрос Короля: «Чьи это поля?». В роли Маркиза предстали Әлихан Зейнолла, Талгат Аллабиринов, в какие-то моменты им приходилось, как детям, прыгать и бегать по сцене, при этом еще и петь, и они без труда брали высокие и низкие ноты. Небольшие по своему объему партии Старшего сына мельника (Ардак Толепберген) и Среднего сына мельника (Мерей Кадырханов, Хайдар Мустапин) очень достойно представили молодые артисты.
Образ Короля мастерски воплотил Валерий Селиванов, его низкий голос, умение держать королевскую осанку ни на минуту не дали возможности сомневаться в том, что он – настоящий правитель. Публика получила большое удовольствие от игры Людоеда — Жандарбека Еркинбаева, его необычный костюм, состоящий из огромных клешней, произвел большое впечатление на детей. Нежную Принцессу, полностью окунувшись в детство, показали заслуженный деятель Казахстана Жамиля Джаркимбаева, Елена Ганжа и Улпан Аубакирова.
Совершенно не уступали своим взрослым коллегам артисты детского хора «Астана Опера», юные исполнители показали высший пилотаж в вокальном мастерстве, умении двигаться по сцене, они были по-настоящему органичными, живыми, и их сверстники в зале смотрели на них завораживающими взглядами. И в этом большая заслуга руководителя детского хора Алтынганым Ахметовой.
Оркестр и хор под руководством дирижера-постановщика Элмара Бурибаева быстро освоили насыщенный материал, музыка буквально лилась с листа партитуры в зал, передавая слушателям яркие краски и ритмическую энергию композитора. Стоит подчеркнуть, что новую музыкальную редакцию к опере осуществил музыкальный редактор театра «Астана Опера», лауреат Республиканских конкурсов Алихан Идрисов.
«Я отредактировал старый клавир: ранее увертюра была в нём написана в четыре руки для фортепиано, переделав в две руки, и тем существенно облегчил игру. Кроме того, сочинил собственное вступление к первой картине и сделал оркестровку всей оперы для камерного оркестра. Музыка этой оперы-сказки «говорящая», дети с удовольствием угадывают в ней каждого из героев оперы», — рассказал Алихан Идрисов.
Спектакль получился по-настоящему ярким, благодаря озорной стилизации старинных костюмов Принцессы, Короля, придворных. Всё вместе художник Дарига Тайшикова соединила виртуозно: вроде бы старая книжка с картинками, но и вполне себе современность. Особую атмосферу одновременно и кино, и мультфильма создавали модерновые видеопроекции Азамата Куттыгужина, мягкий свет художника по свету Сергея Кулака, а также декорации-трансформеры Малики Тулегеновой.
«На постановку «Кот в сапогах» были использованы мягкие и жесткие декорации и, конечно же, разнообразный реквизит. Но так как сцена Камерного зала им. К. Байсеитовой небольшая и не позволяет делать кардинальные перемены за счёт декораций, мы использовали видеопроекции, которые переносили публику из одной локации в другую. Так, дети и взрослые путешествовали из дома мельника в замок Карабаса, из зеленых садов на широкие поля. А декорации-трансформеры позволили «превратить» кровать в трон короля», — рассказала сценограф Малика Тулегенова.
Самой главной оценкой новому спектаклю была реакция маленьких зрителей, которые во время представления даже привставали со своих мест, чтобы быть хотя бы немного ближе к сцене, так их увлекла игра героев, живое творчество артистов. Важно отметить, что премьера прошла при поддержке Министерства культуры и спорта РК, над постановкой работали – директор оперной труппы театра, заслуженный деятель Казахстана Азамат Желтыргузов, технический руководитель проекта Виктор Караре, руководитель проекта Маржан Жакенова. Вся команда и постановочная группа осуществили великолепный проект, который нашел отклик в чистых и добрых сердцах детей.
Но на этом сюрпризы для юной публики не закончились, в фойе Камерного зала им. К.Байсеитовой их ждала большая выставка детских театральных костюмов, рисунки и поделки воспитанников студии театральных ремесел «Астана Опера». И кажется, что ребята не спешили уходить домой, театр впечатлил и увлек их в свой безграничный мир творчества и высокого искусства.
Фотографии предоставлены пресс-службой театра