Туркменских резервистов ставят под ружье
В Туркменистане повышены меры безопасности и начат учет резервистов – резко обострилась ситуация на туркменско-афганской границе. Сообщается, что в афганском приграничье скопились боевики неправительственных вооруженных группировок, в числе которых были замечены и отряды «Талибана» .
В столкновениях погибли более 20 афганских военнослужащих. Под угрозой оказалась реализация транспортных проектов, в том числе уже запущенный Lapis Lazuli (Лазуритовый коридор) и строительство газопровода TAPI.
Пять провинций на севере Афганистана, которые граничат с Туркменистаном, частично или полностью находятся под властью боевиков.
Об этом сообщил корреспондент Радио «Азатлык» (туркменская служба Радио «Свободы») в Афганистане Шамердангулы Мырады.
По данным различных источников, в туркменском приграничье скопилось до 20 тыс. боевиков, воюющих с правительственными войсками и подразделениями западной коалиции. Потери несут обе стороны. Информацию об этом подтверждает депутат Национального парламента Афганистана от провинции Бадгис Сейит Муса Дженабы.
Схожие оценки звучат от туркменских пограничников и представителей из Министерства обороны Туркменистана. В военном туркменском ведомстве подтвердили, что боевики блокируют район строящегося газопровода TAPI.
В самом Туркменистане, по информации оппозиционного портала «Хроника Туркменистана», началась проверка резервистов. В военкоматы республики поступило негласное указание поставить на учет всех мужчин до 50 лет.
«В приграничных с Туркменистаном афганских провинциях около пяти лет действуют и этнические туркменские группировки, которые или мимикрируют под талибов, или со стороны просто ассоциируются с «Талибаном». Среди них есть афганские туркмены, живущие в Афганистане многие поколения. Много потомков тех, кто в 1920–1930-х годах в рядах «мухаджиров» уходил за кордон от советской власти. Тогда целый ряд влиятельных племенных кланов оказался в приграничных районах Афганистана. Среди потомков существуют реваншистские настроения, включая и претензии на родовые земли. Примечательно и то, что эти реституционные претензии распространяются главным образом на газоносные Серахский и Мервский (Марыйский) оазисы», – сказал эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.
Он напомнил, что в 1990-х годах было несколько эпизодов, когда, спасаясь от наступлений «Талибана», большие группы этнических туркмен пытались из Афганистана уйти на туркменскую территорию. По указанию Ашхабада эти попытки были жестко пресечены.
Помимо обращения за помощью к Москве или Ташкенту Туркменистан может обратиться и в ООН. Но в этом случае придется взять обязательства перед международным сообществом – принять беженцев-туркменов из Афганистана, предоставить им гражданство, выплатить компенсацию за причиненный в советское время вред. Это трудно представить. И дело не в отсутствии средств, а в том, что в Туркменистан придет туркменский народ совершенно иной культурной ориентации, чем тот, кто сегодня живет в стране. А это властям Туркменистана совершенно не нужно.
www.novayaepoxa.com