Турция между США и Россией: покупка второй партии ЗРК С-400 или выход из НАТО?

Развитие отношений Турции и США после избрания Байдена президентом и будущее российско-турецких отношений прокомментировал для Информационно-аналитического портала «Novayaepoxa.com — Новая Эпоха» эксперт по Турции, автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев:

— Яшар бей, в Турции многие считают, что избрание Байдена президентом США все больше усложнит отношения между Вашингтоном и Анкарой. Но есть эксперты, которые думают наоборот. А как вы считаете?

— Действительно, многие турецкие эксперты скептически настроены на будущие отношения Турции с США под руководством Джо Байдена. Но есть и те, кто ожидает, что в отличии от Трампа, Байден заинтересован в сильном Североатлантическом альянсе, а также намерен по-другому смотрит на происходящее на Ближнем Востоке. И хотя ни Байден, ни его кабинет не особо отличаются симпатией к турецкому руководству. Всё же есть надежды, что политику американский президент будет проводить, образно говоря, дружелюбную.

— Разногласия между США и Турцией при Трампе возросли до того, что Анкара откровенно обвиняла своего союзника в поддержке террористов и попытке подрыва государственности Турции, имея в виду отказ США от экстрадиции Гюлена. О каких ещё усложнениях между двумя странами может идти речь при Байдене, вроде бы хуже некуда? А хуже может быть полный разрыв отношений и выход Турции из НАТО, и насколько вероятно такое развитие ситуации?

— Говоря о поддержке терроризма, Турция имела ввиду поддержку американцами Отрядов народной самообороны (YPG) в Сирии, которые связаны с запрещенной в Турции террористической Рабочей партией Курдистана (РПК). Дело в том, что США признают РПК террористической, но каким-то образом игнорируя беспокойства Анкары по поводу усиления и распространения YPG у южных границ Турции сотрудничает с ними. США поставляет тяжелое вооружение этой организации, и продолжает работать с ними, несмотря на призывы турецкой стороны. Вопрос выхода из НАТО маловероятен, в турецком обществе, как и в руководстве страны нет негативного восприятия в отношении к этой организации. Более того, если мы вспомним первый словесный конфликт Макрона и Эрдогана он касался военного блока. Когда Макрон сказал о «смерти мозга» НАТО, первым в защиту выступил турецкий президент, жестко ответим французскому президенту, заявив, что «смерть мозга произошла у самого Макрона». Если посмотреть на их отношение, то можно заметить, что турки не относятся негативно к этому союзу. И оценивают его больше положительно чем негативно. Согласно опросу, проведенному компанией Konda в 2019 году 58% турок одобряют членство Турции в НАТО. Другой опрос Университета Кадир Хас (летом этого года) показал, что 60% населения республики поддерживают нахождение страны в Североатлантическом Альянсе. Между тем 69% из них уверены, что НАТО придёт на помощь Турции в случае необходимости, а 50% полагают, что НАТО вносит положительный вклад.

— Покупка первой партии российских систем ПВО С-400 Турцией привела к санкциям со стороны США на поставки вооружения в эту страну, в том числе Конгресс заблокировал контракт на поставки истребителей F-35 последнего поколения вооруженным силам Турции. Несмотря на все это Эрдоган заявил, что ведутся переговоры с Россией по поводу покупки второй партии ЗРК С-400. Что потеряет и что приобретет Турция в результате проведения правительством своей страны такой политики?

— Мне кажется, в данной ситуации, когда в США новая администрация, Анкаре будет трудно приобрести вторую партию С-400. Турция и так заявляла, что она готова купить американские Patriot или европейские SAMP-T. Хотя кажется с Patriot была поставлена точка, но, если стороны захотят не теряя лицо наладить двусторонние отношения, Эрдоган не будет говорить о втором этапе. И появится возможность договориться по американским системам ПВО. Т.е. так или иначе стороны не могут пожертвовать отношениями друг с другом и союзническими отношениями. А потому постараются найти выход, который в глазах турецкого электората Эрдогана будет приемлем, и возможен для новой администрации США.

— С приближением президентских выборов на политической арене Турции наблюдается оживление. Бывшие соратники Эрдогана, бывшие высокопоставленные чиновники Турции, отправленные в отставку после несостоявшегося путча, создали новую партию. Первые громкие заявления уже прозвучали из уст бывшего премьера Давутоглу и бывшего начальника Генштаба ВС Турции Илькера Башбуга, и не исключено, что заговорят и другие… Каким вы видите политическое будущее правящей партии Турции и лично Эрдогана? Ведь мы знаем, что по делу Гюлена были арестованы тысячи людей. В связи с этим недовольных властью внутри страны тоже немало. Насколько прочны его позиции на данный момент, если сравнивать этот период с периодом муниципальных выборов, на которых правящая партия проиграла во многих крупных городах?

— На самом деле последнее время звучат серьезные заявления со стороны оппозиции, именно той оппозиции, которая близка по идеологии к электорату правящей партии – Ахмет Давутоглу, Али Бабажан. Две партии отколовшихся союзников Эрдогана не особо популярны. И судя по опросам их рост, хотя он есть, не считается достаточным, чтобы говорить об стабильном росте популярности. Сейчас Эрдоган ищет пути объединения с третьей партией – Saadet. Для усиления своих позиций. Потому, что согласно опросам его позиции слабеют, и еще не известно, что будет в 2023 году, все может измениться, но сейчас уже понятно, что правящей коалиции нужен третий союзник.

Беседовал: Кавказ Омаров