«Синдром мертворождённости» и «комплекс недоразвитости»: что ожидает ЕАЭС в будущем?

О развитии экономического блока ЕАЭС и о его работоспособности рассказал Novayaepoxa.Com казахстанский политолог Султанбек Султангалиев.

— В последние несколько лет, тема ЕАЭС и его расширения спали с повестки дня. С чем это связано? Кризис?

— Полагаю, что у руководителей стран-участниц Евразийского экономического союза появилось осознание того, что не в количестве заключается главный критерий успешности. К пониманию этой простой истины подтолкнули постоянные взаимные претензии, выдвигаемые в результате нестыковок в действующих правилах и механизмах регулирования товарооборота, движения капиталов и рабочей силы внутри объединения. И действительно, прежде чем расширяться, то есть принимать новых членов в организацию, стремясь достигнуть пресловутого «эффекта от масштаба», необходимо досконально гармонизировать в первую очередь экономические взаимоотношения между действующими странами –участниками ЕАЭС.

Султанбек Султангалиев

Я бы не сказал, что Евразийский союз переживает кризис-это скорее естественные болезни роста. Сейчас мы видим совершенно иной тренд в развитии ЕАЭС- не механическое расширение количества участников, а заключение соглашений о зонах свободной торговли с другими странами — первой ласточкой был Вьетнам.17 мая текущего года в Астане было заключено временное соглашение между ЕАЭС и Ираном о создании зоны свободной торговли.

Там же, в столице Казахстана, между Евразийским экономическим союзом и Китайской Народной республикой был подписан договор о торгово-экономическом сотрудничестве и можно не сомневаться, что торговые отношения будут только углубляться. На разных стадиях обсуждения находятся проекты соглашений ЕАЭС о зоне свободной торговли с Индией, Монголией, Египтом и Сербией.

— Президент Белоруссии часто жалуется на данную организацию. Можно ли считать, что эта организация не дала ожидаемых экономических результатов?

— Объективно судить о проекте такого масштаба как Евразийский экономический союз, его выгодности для участников или наоборот убыточности, возможно будет только года через три-четыре. Сможет ли ЕАЭС преодолеть, столь присущий межгосударственным объединениям на постсоветском пространстве, синдром мертворождённости и комплекс недоразвитости, покажет уже ближайшее будущее. Что касается традиционного недовольства президента Белоруссии-то это уже неотъемлимая часть его политического имиджа и элемент тактических игр на славянском базаре, в стремлении выторговать дополнительные преференции в основном у России.

— Какую именно пользу можно выделить от данного союза Казахстану?

— Прежде всего, давайте остановимся на том, какие убытки нес бы Казахстан, если бы не входил в Евразийский экономический союз. Об этом абсолютно не говорят доморощенные сторонники выхода нашей страны из ЕАЭС либо в силу непонимания ситуации и абсолютно беспочвенным надеждам на то, что Казахстан выйдет из объединения, а все «ништяки» останутся или же исключительно поддаваясь эмоциям. Во-первых, имели бы место высокие пошлины на казахстанскую продукцию вывозимую в страны ЕАЭС ( в первую очередь в Российскую Федерацию).Во-вторых, тарифы на импортно-экспортную продукцию казахстанского бизнеса, перевозимого опять-таки по территории стран Евразийского союза, тоже не были бы щадящими.В-третьих, не было бы свободного движения капиталов и рабочей силы между той же Российской Федерацией и Казахстаном .Это исключительно экономические аспекты.

Что касается преимуществ для Казахстана, то прежде всего, благодаря членству в ЕАЭС для нас, страны, не имеющей выхода к океану облегчен доступ к центрам мировой торговли и внешним рынкам. Далее, унифицированный тариф позволяет существенно увеличить прибыль казахстанским экспортерам. К тому же благодаря увеличивающемуся товарообороту во многом существует малый и средний бизнес, пополняющий государственный бюджет и дающий рабочие места казахстанцам.

Особое положение казахстанских трудовых мигрантов в странах ЕАЭС , которое благотворно влияет на жизнь населения -это тоже заслуга Евразийского союза: сумма денежных переводов физических лиц из России в Казахстан, например, постоянно растет-в 2015 году- 514 млн. долларов, в 2016- 559 млн. долларов, в 2017- 694,8 млн.долларов. Казахстанские трудовые мигранты в ЕАЭС-это еще и снижение конкуренции на внутреннем рынке рабочей силы, а значит меньшее количество безработных и самозанятых, что положительно влияет на сохранение общественной стабильности. Перед Казахстаном возникает замечательная перспектива стать в ближайшее пятилетие главным коридором международной торговли между Востоком и Западом на евразийском пространстве, что принесет дополнительные и значительные доходы. В тоже время членство в ЕАЭС совершенно не сказывается негативно на торговле нашей страны с другими государствами.

Анар Гусейнов

www.novayaepoxa.com

1616
virtonnews.com