Российский эксперт: «Вопрос Карабаха может решить военные усилия Азербайджана»

Об итогах встречи глав МИД Азербайджана и Армении в Женеве, о заявлении президента Макрона продвижении урегулирования карабахского конфликта весной этого года, рассказал в интервью Novayaepoxa.com российский историк, политолог, Олег Кузнецов.

— Недавно в Женеве состоялась встреча Мамедъярова и Мнацаканяна. Встреча была очень долгой. До этой встречи Пашинян практически дал огласку тому вокруг чего идут переговоры. Как вы считаете, какие процессы сейчас развиваются вокруг карабахского урегулирования?

— Лично я не увидел в заявлениях последнего времени премьер-министра Армении Никола Пашиняна чего-то принципиально нового по содержанию переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Надо понимать, что все они рассчитаны на внутреннюю аудиторию, так как за пределами страны он практически не появляется, чтобы не демонстрировать на международных площадках собственную неадекватность и интеллектуальную никчемность. За него за пределами Армении разговаривают другие.

Поэтому слова Пашиняна следует рассматривать не более чем информационный фон, характеризующий влияние тенденций внутриполитической обстановки в Армении на ее внешнюю политику. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что с момента своего прихода во власть Пашинян никогда не называл и не считал себя президентом «народа Карабаха», всячески стремясь отмежеваться от него, но и это — оголоски внутриполитических катаклизмов в его стране, но никак не новый вектор армянской дипломатии.

Что касается самих недавних 7-часовых переговоров глав внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении в Женеве, то они были хоть и самыми продолжительными по времени, но от этого не менее бесплодными. Переговоры по Нагорному Карабаху для Армении имеют характер «перманентной революции» по Льву Троцкому, когда «йель — ничто, процесс — все». Армения жизненного заинтересована в бессрочном и бессмысленном их продолжении, поскольку ее односторонний выход из переговорного процесса будет означать для нее начало войны с Азербайджаном, которая, скорее всего, приведет к ее военному поражению. Поэтому сегодня для официального Еревана позор своей дипломатии гораздо выгоднее военного разгрома, если они свой позор и насилие над здравым смыслом прекратить. Поэтому переговоры с армянской стороны будут продолжаться , пока не будут возведены до вершин смыслового абсурда.

— Президент Франции Макрон анонсировал подвижки в вопросе урегулирования конфликта весной. Что этим хотел сказать президент Франции?

— Я не обладаю телепатичесими способностями, чтобы приникнуть в мозг господина Макрона и там узнать, о чем он в действительности думает. Но ключом к пониманию смысла его намека может быть произнесенная им отсылка ко времени — «весной». Я полагаю, когда в Москве на праздновании 75-летия победы на нацизмом соберутся лидеры всех стран антигитлеровской коалиции (а дело идет именно к тому, Украина и Польша не в счет), то господину Пашиняну придется отвечать на очень многие неприятные для него вопросы и по государственной политике героизации нацизма в его стране, и по оккупации азербайджанских территорий, и по связям с Тегераном. А чтобы из избежать, так как не приехать в Москву просто не может, нужно до этого совершить какие-то конкретные позитивные действия. Возможно, что я сам здесь что-то нафантазировал, но какого-то другого логичного ответа на этот ваш вопрос у меня нет.

— В нынешних политических реалиях, насколько пашиняновская Армения готова к компромиссам?

— Ровно настолько, насколько ее сможет принудить к этому внешнеполитические обстоятельства и ни что иное. Обстановка внутри страны такова, что армянское общество не готово идти ни на какие компромиссы, — сказывается 20-летнее присутствие во власти «карабахского клана». Пропаганда которого промыла мозги практически всему населению от нуля до пятидесяти лет. Внутри Армении нет четкого понимания того, что делать дальше: все кричат, что Карабах не отдадим, но желающих ехать туда и заниматься его хозяйственной колонизацией не было и нет. Отсюда следует только один вывод: вопрос Карабаха решится только извне — или мирными усилиями международного сообщества, или военными усилиями Азербайджана.

Анар Гусейнов