О том, как ситуация развивается в Армении, выгодна ли Азербайджану отставку Саргсяна, и как будет развиваться урегулирование карабахского конфликта, рассказал Novayaepoxa.Com российский политолог, историк, Олег Кузнецов.
— Как вы оцениваете ситуацию в Армении?
— Как абсолютно прогнозируемую схватку за власть между монополизировавшим страну и даже оккупировавшим страну «карабахским кланом» Кочаряна-Саргсяна и теми западными внешними инвесторами, которых они долгие почти два десятилетия водили за нос, обрушив Армению на дно социально-экономического кризиса и стагнации. Ереванские армяне , т.е. потомки османских армян, поставлены в стране, где они долгие десятилетия были хозяевами, на грань физического выживания, и сделали это «шуртвац» или «перевертыши» из числа карабахских, т.е. бывших персидских, армян, которых ереванские армяне долгие годы считали людьми второго сорта. Долгое время внешние инвесторы считали, что «шуртвац» объединят Армению и Карабах, и это станет первым шагом на пути возрождения «Великой Армении». Но они просчитались: эти «шуртвац» починили себе Армению, превратив ее в колонию Карабаха,и высосали из нее все людские и материальные ресурсы. Сейчас в Армении идет борьба за спасение всего того реально немногого, что уцелело за последние двадцать лет «карабахский клан» не успел разворовать или проесть.
Внешние инвесторы хотят безопасности своих капиталовложений в страну, видя в качестве гарантии получение под свой контроль части политической власти, причем власти реальной, а не номинальной в виде поста абсолютно декоративного президента страны. Им нужен контроль над бюджетом и армией, а отдавать их из-под своего управления Серж Саргсян явно не хочет, ибо этот шаг означает лично для него не только политическую, но и вполне физическую смерть. Вся происходившая в Армении в последние два года конституционно-правовая реформа изначально была нацелена на то, чтобы за ширмой смены формы правления сохранить в целости прежний политический режим всевластия «шуртвац». До поры до времени в Армении и в диаспоре этого никто не замечал или не хотел замечать, хотя я постоянно говорю об этом на протяжении последних двух лет, с самого момента провозглашения этой реформы. Тогда вся Армения надеялась на либерализацию режима, но этого не произошло, правящий класс только усилился, и осознание этого стало главной причиной общественных беспорядков в этой стране.
Если оценивать ситуацию в Армении одним предложением, то ее можно охарактеризовать так: страна находится в глубоком общенациональном кризисе, вызванном обострением противоречий между различными социальными группами армян, имеющими разные исторические корни, разворачивающемся на фоне глубоких экономических проблем, которые ранее были искусственно созданы правящим режимом как гарантия стабильности своего существования, так как чем менее ресурсов имеется в распоряжении населения, тем меньше оно способно на серьезные протесты.
— Как митинг в Армении может повлиять на Азербайджан, и, в частности, на урегулирование карабахского конфликта?
— Предлагаю азербайджанской аудитории не тешить себя иллюзиями на счет того, что социальные протесты в Ереване хоть как-то повлияют на позицию Армении или вообще армян по Карабаху. Надо четко отдавать себе отчет в том, что все армяне, независимо от персональной политической окраски внутри своего сообщества, в своей консолидированной массе как нация или как церковь остаются оголтелыми националистами и тюркофобами. И изменить это никак невозможно, поскольку последние 8-10 поколений этого народа воспитывались именно в таком духе.
Поэтому кто бы ни был или не пришел к власти в Армении, он никогда не начнет мирных и действительно конструктивных, а не декоративных переговоров с Азербайджаном по Карабаху. Даже если Серж Саргсян и его «карабахский клан» будут свергнуты в результате уличных протестов, в чем лично я сильно сомневаюсь, то начало переговоров новой власти с Азербайджаном даст им возможность поднять мятеж или общественные беспорядки, чтобы вернуть власть себе. Поэтому на переговоры не стоит рассчитывать.
Если говорить о том, выигрывает ли Азербайджан сегодня от массовых беспорядков в Армении, то ответ может быть только один: да, выигрывает. Уличные выступления собирают тысячи людей, которые отрываются от работы, не производят прибавочный продукт и тем самым не участвуют в созидательной экономической жизни. Тем самым стране наносится прямой экономический ущерб, и чем дольше беспорядки будут продолжаться, тем больший ущерб они принесут.
К сумме экономических потерь от неполученной прибыли нужно будет приплюсовать расходы на поддержание правопорядка и стабилизацию ситуации, прямой ущерб от порчи имущества и прочее, что никак не пойдет на пользу Армении и ее народу. В условиях войны любое внутреннее ослабление противника выгодно Азербайджану. Если бы я был президентом вашей страны, то обязательно переправил бы через Грузию в поддержку протестующих пару чемоданов долларов: пусть себе как можно дольше резвятся и развлекаются, ввергая Армению из ступора в хаос.
— Что в текущем положении большее соответствует национальным интересам Азербайджана: Серж Саргсян или новая власть?
— Думаю, что я уже достаточно ясно дал понять, каково мое мнение на этот счет, отвечая на предыдущий вопрос. Если нужно, я повторюсь. Во-первых, я не считаю, что какая-то «новая власть» в Армении сегодня возможна, по крайней мере, в нынешней ситуации. Человек, который отдал приказ убивать мирных жителей в Ходжалы, не остановится перед тем, чтобы отдать аналогичный приказ относительно жителей Еревана.
Скорее всего протесты в Ереване закончатся «кровавой баней», после которой «шуртвац» поставят вновь ереванских армян на колени. Во-вторых, смена власти, если такая в Армении все-таки состоится, не будет означать автоматического разрешения нагорно-карабахского конфликта, никто из Еревана не скажет Баку: «Придите и возьмите, что принадлежит вам по праву». Такого не будет. Азербайджану при любой армянской власти- не важно, старой или новой — потребуются военные усилия, чтобы услышать эти слова.
Беседовал: Ниджат Гаджиев
www.novayaepoxa.com