«Риголетто» на сцене Театра оперы и балета

21 мая в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета зрителям была представлена опера «Риголетто» Джузеппе Верди, сообщает «Новая Эпоха».

Одна из лучших трагедий Гюго «Король забавляется» вдохновила талантливейшего композитора Джузеппе Верди на написание очередного произведения. В результате, получившаяся опера «Риголетто» по праву признана одной из лучших и с огромным успехом ставится на различных сценах мира. Это — романтическая драма с трагической развязкой, повествующая о распутном и циничном герцоге Мантуанском. Ему пытается мстить шут Риголетто за надругательство над его дочерью. Замыслив жестокую месть, Риголетто невольно становится убийцей своей дочери.

Автор либретто: Франческо Мария Пьяве; режиссер-постановщик – Боб Массини; художник-постановщик – заслуженный деятель искусств Александр Филиппов; режиссёр – заслуженный артист Азербайджана, профессор Гусейн Алиев; хормейстер — заслуженный деятель искусств Севиль Гаджиева; концертмейстер – Роза Салимова.

Спектаклем дирижировал народный артист Азербайджана Фахраддин Керимов.

Для исполнения партии Риголетто руководством Азербайджанского театра оперы и балета был приглашен солист Белградского Национального театра (Сербия), лауреат международных конкурсов вокалистов Матич Драгутин.

В роли Герцога Мантуанского дебютировал заслуженный артист Азербайджана Рамиль Гасымов. Партию Джильды, дочери Риголетто, исполнила заслуженная артистка Азербайджана Инара Бабаева.

В спектакле приняли участие: народные артисты Азербайджана Али Аскеров (партия профессионального убийцы Спарафучиле), Акрам Поладов (партия графа Монтероне); заслуженные артисты Азербайджана: Сабина Вахабзаде (партия Маддалены — сестры Спарафучиле) и Турал Агасиев (партия кавалера Марулло), а также солисты Нина Макарова (партия Джованны служанки Джильды и графини ди Чепрано), Фахмин Ахмедли ( партия Борсы), Рза Хосровзаде (партия графа ди Чепрано, первое исполнение) и Мелек Исрафилова (партия пажа).

Немного о сюжете. На балу во дворце герцог Мантуанский ухаживает за графиней Чепрано, вызывая ревность её мужа. Шут зло издевается над графом Чепрано. Веселье бала нарушается появлением графа Монтероне, который требует от герцога возвратить ему дочь. Монтероне проклинает Герцога и Риголетто. Проклятье Монтероне не даёт покоя Риголетто, шут тревожится за судьбу любимой дочери Джильды, которая живёт в глухом предместье.

Однажды Джильда встречает юношу, чья красота пленяет её. Это герцог, переодетый студентом. Он пылко клянется Джильде в вечной любви. А тем временем придворные похищают Джильду и приводят ее к герцогу. Риголетто нанимает убийцу Спарафучиле, чтобы расправится с герцогом. Но сестра Спарафучиле – Маддалена, влюбленная в герцога, просит брата пощадить его. После долгих уговоров Спарафучиле соглашается убить первого, кто постучится в дверь. Этот разговор слышит Джильда, она по-прежнему любит герцога и готова отдать жизнь для спасения возлюбленного. Спарафучиле выносит мешок с мертвым телом. Шут торжествует — наконец он отмщен, но, собираясь бросить труп в воду, Риголетто слышит вдалеке весёлую песенку герцога. Он в ужасе разрезает мешок и видит свою умирающую дочь.

Эта опера показывает истинную и чистую любовь, которая вынуждает молодую девушку пожертвовать собой ради любимого. Кроме того, в ней есть измены, предательство, наемный убийца, мистика и глубокая боль отца, потерявшего свою единственную дочь, но вынужденного оставаться в своей маске шута.

«Риголетто» — одно из наиболее известных произведений Джузеппе Верди, пример классического театра в представлении композитора со страстями, слезами, нежностью и коварством, с историческими костюмами и романтическим антуражем. Действие оперы строится на резких драматических контрастах. В центре ее острая психологическая драма, многосторонне очерчивающая образ Риголетто — язвительного придворного шута, нежного, глубоко страдающего отца, грозного мстителя. Ему противостоит легкомысленный и развращенный герцог, обрисованный на фоне придворной жизни. Душевная чистота, беззаветная преданность олицетворены в образе юной Джильды. Эти контрастные характеры замечательно воплощены в музыке оперы.

Эмоциональное выступление артистов было по достоинству оценено столичной публикой. После окончания спектакля, когда артисты вышли на поклон, зрители встречали их продолжительными аплодисментами и криками «Браво!» в знак признательности за доставленное эстетическое удовольствие.

Показ оперы «Риголетто» Джузеппе Верди стал ярким событием не только в творческой деятельности театра, но и в культурной жизни республики.

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

391
virtonnews.com