Рафаил Алиев: «В своих работах по металлу я сочетал несколько видов техник»

Некоторое время назад во время интервью с Дианой Алиевой я обратил внимание, что стены дома семьи Алиевых украшают не только картины, но и оригинальные работы по металлу. Как выяснилось, их автором является супруг Дианы ханум — Рафаил муаллим, который изначально занимался именно художественной обработкой металла, и только спустя определенное время перешел к живописи.

Решив затронуть эту тему, ведь меня всегда привлекал данный вид декоративно-прикладного искусства — чеканка (прим. технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа), я вновь посетил мастерскую Рафаила Алиева, который во время нашей беседы рассказал про свой творческий путь, когда он стал заниматься художественной обработкой металла, чем его привлек данный вид искусства и отметил особенности своей техники.

Заниматься творчеством Рафаил Алиев начал с детства. Ему, как и большинству детей, нравилось рисовать. Однако, он не думал, что в будущем станет профессиональным чеканщиком или художником, и вообще свяжет свою жизнь с искусством.

После окончания школы отец устроил его лаборантом на завод к своему другу, чтобы молодой парень мог работать и зарабатывать на жизнь. Там ему подарили кусок листовой меди. Он, недолго думая, взял гвоздь, молоток и начал пытаться сделать на металле какой-нибудь узор. Как оказалось, этот случай, произошедший в начале 70-х годов прошлого столетия, стал для нашего героя судьбоносным.

«Дело в том, что в те годы было очень модным заниматься чеканкой. Это популярное для тех лет занятие увлекло многих, и я не стал исключением. Причем, оно позволяло получать и неплохую материальную прибыль. Помню, как показал одну из своих первых работ по чеканке друзьям, жившим в нашей махалле. Ребятам, среди которых были также учащиеся ПТУ, настолько понравились работы, что они стали уговаривать меня поступить в училище», — вспоминает Рафаил Алиев.

Однако, дело было осенью, время приемных экзаменов на тот момент уже прошло, поэтому парень подумал, что его уже не возьмут. Но ребята настаивали, сказав, что пойдут к директору вместе ним. Так и получилось. Они все вместе оказались в кабинете директора, который, увидев работы начинающего чеканщика, дал указ зачислить его в группу, и таким образом где-то в середине сентября его приняли в Профессиональное художественное училище №84 на Разина (ныне поселок Бакиханова), где он стал учиться по специальности художественная обработка металла.

По словам Рафаила Алиева, он попал в совершенно другой мир, в атмосферу творчества и искусства. «В группе нас было больше 30-ти человек, многие из которых были намного старше меня, но вопрос возраста никак не влиял на наши взаимоотношения. Оказавшись в училище, меня захлестнуло творчество. Это была совершенно другая жизнь. Учиться было действительно интересно. Там мы проходили и теорию, и практику. Нам преподавал скульптор Алик Дикерман, руководитель нашей группы, и другие азербайджанские художники. Получив порцию теоретических знаний, мы переходили к практике, где старались использовать свою фантазию и создавать разные узоры, рисунки и композиции, двигаясь от простого к сложному. В работе использовали медные листы специальной марки (М1), которая не пружинит и хорошо поддаётся обработке. Мотивации мне также добавлял тот факт, что у меня стало получаться, я видел результаты своей кропотливой работы, что меня также мотивировало не останавливаться на достигнутом», — рассказывает Р.Алиев.

Отучившись два года, Р.Алиев пошел в армию, а после воинской службы устроился в Художественный фонд, где оказался в гуще творческой среды, среди соратников, единомышленников.

Затем он поступил в Азербайджанский педагогический институт (ныне — Азербайджанский государственный педагогический университет) на факультет художественной графики. В 1988 году вступил в Союз художников СССР и Азербайджана в секцию декоративно-прикладное искусство.

Рафаил Алиев также научился заниматься выколоткой (дифовкой) — одним из способов холодной обработки металла, техника которой основана на использовании пластичности металла, способного под ударами молотка «садиться», вытягиваться и изгибаться. Отличие выколотки от чеканки заключается в том, что вся работа от начала до конца ведется не чеканами, а выколоточными молотками на опорных инструментах. «Как мы работали в этом случае. Автор отливал в бетоне барельеф в натуральный размер, а мы (чеканщики) обколачивали его медными листами, работая специальными выколоточными молотками. Далее сварщик соединял эти медные листы для предания работе целостности. В итоге получалась легкая скульптура, которая впоследствии проходила процесс тонировки, сзади работа укреплялась целостной конструкцией. При необходимости металл дополнительно обрабатывали, делали фактуру и т.д. Затем готовую работу можно было повесить, например, на стену здания. К слову, многие монументальные скульптуры в городе были сделаны по такому принципу», — объясняет Р.Алиев.

Создавая работы и набираясь опыта, у молодого чеканщика стала вырабатываться своя творческая линия, он стал участвовать в выставках. «В те годы председателю секции декоративно-прикладного искусства Союза художников Азербайджана Энверу Караеву нравились мои работы, которые он часто выставлял за пределами республики. Я в составе группы художников также занимался оформлением павильонов Выставки достижения народного хозяйства Азербайджанской ССР (ВДНХ) на Бакинском бульваре. Одним словом, было много интересных проектов, в которых мне довелось принимать участие», — вспоминает наш собеседник.

Рафаил Алиев, 1982 год

В училище ребятам говорили, что у хорошего чеканщика должно быть несколько сотен рабочих инструментов, среди которых разные молотки, чеканы, кованые стальные стержни (канфарники, расходники, лощатники, пурошники, сечки и др.), специальные опорные инструменты, наковальни, круглогубцы, плоскогубцы, шаберы, напильники, металлическая щетка и т.д. Особенность молотка чеканщика заключается в том, что один его конец плоский – для удара по чекану, другой – сферический – для выколотки углублений. Форма рукояти такова, что она отлично обхватывается пальцами и не утомляет руку даже при многочасовой работе. Рафаил Алиев, обстоятельно подходивший к своей работе, собрал для себя все необходимые инструменты, позволявшие ему заниматься творчеством, используя безграничную фантазию.

Шли годы. Р.Алиев сформировался как опытный мастер. Однако, он не стремился останавливать свои творческие поиски, экспериментировал с эмалями, создавая работы с помощью травления кислотами.

А спустя время приступил к освоению новой техники. «Дело в том, что в училище нас обучали наиболее популярной на тот момент по всему бывшему Союзу технике объемной чеканки, в результате которой получаемые работы отличаются более высокой формой рельефа. Но со временем меня заинтересовал другой вид чеканки с использованием плоскостной техники, имеющей более низкий рельеф. Несмотря на то, что каждый из этих видов обладает рядом достоинств, оба смотрятся эффектно, плоская чеканка, на мой взгляд, обладает более ажурным характером как признак высокого художественного стиля. Высота рельефа такой чеканки не более 1,5-2 мм. Но в этом случае мне уже понадобились другие инструменты, поэтому я сделал для себя разные приспособления для работы и начал осваивать новую технику», — рассказывает наш собеседник.

Рафаил Алиев отмечает, что каждая работа проходит несколько этапов, начиная от медного листа, и заканчивая готовым изделием. «Не буду раскрывать всех секретов, но расскажу про некоторые этапы. В своих работах по металлу я сочетал несколько видов техник: ковка, чеканка, гравировка. После нанесения рисунка на лист меди приступал к гравировке, причем используя офортную гравировку. Далее шла чеканка и т.д. На создание такого художественного блюда в среднем уходило около месяца. Конечно, многое зависело и от выбранного сюжета, ведь с годами я стал делать более сложные композиции, требующие больше сил и времени, но показывающие твою состоятельность как мастера. Со временем научился делать самые разные работы, блюда, причем на высоком ювелирном уровне, что неоднократно отмечали профессионалы, искусствоведы», — говорит Р.Алиев.

Работая над собой, наш герой постоянно изучал что-то новое. Ему нравилось искать и находить оригинальные орнаменты, узоры, элементы, которые он начинал использовать в своём творчестве. Был период, когда Рафаил Алиев скрупулезно изучал меджмеи, украшенные геометрическими, растительными и другими орнаментами. Для этого он даже ездил в Шеки, общался с мастерами, наблюдал за процессом их работы, но после подробного изучения понял, что в его возрасте уже будет сложно научиться этим заниматься, так как постигать это искусство нужно с детства, сидя рядом с мастером, который показывает тебе основы и особенности этой техники.

Если вначале своего творческого пути художественной обработки металла Рафаил Алиев работал в более традиционном стиле, то впоследствии стал обогащать свои знания, обращаясь к другим видам искусства. «Я стал больше изучать азербайджанскую миниатюру. Пять лет посещал Центр миниатюры, основанный в Ичеришехер азербайджанским художником Эльчином Аслановым. Центр, ставший творческой кузницей и отличной площадкой для обмена опытом, информацией и знаниями в области искусства, изучения миниатюры, её истории и поиска способов ее применения в современном искусстве, посещали как молодые, так и именитые художники своего времени. Среди них Адалят Байрамов, Эльчин Мамедов, Горхмаз Эфендиев, Гейюр Юнус, Санан Гурбанов и многие др. Причем, приходили туда и художники, которые не работали в миниатюре, но им было интересно. Одним словом, Центр собирал ярких представителей азербайджанского искусства того времени. Для многих молодых художников он стал своеобразной школой, а также помогал раскрывать границы талантов уже известных мастеров. Что касается творчества, то для моей плоскостной техники плоскостные рисунки были именно тем, что нужно. Поэтому сюжеты я стал находить уже и в миниатюре. Здесь и работы по Низами Гянджеви, и сцены охоты, и многое другое. Одним словом, изучение миниатюры помогло мне выйти на новый этап в творчестве, сформировать новую художественную линию своих творческих работ», — отмечает Рафаил Алиев.

Рафаил муаллим с удовольствием вспоминает время, когда он занимался чеканкой, ведь он посвятил этому делу долгие годы своей жизни. Его работы, композиции которых построены на восточных мотивах и обладают национальным колоритом, демонстрировались на республиканских и зарубежных выставках. В настоящее время многие из них хранятся в музеях и частных коллекциях.

Сегодня Рафаил Алиев занимается живописью, а чеканка, как он говорит, требует много физической силы и хорошего зрения, которое в результате многолетней работы потеряло свою остроту. Но о его пути как живописца и непростом процессе трансформации от декоративно-прикладного искусства к живописи мы обязательно расскажем в нашем будущем материале.

Рустам Гасымов 

www.novayaepoxa.com

2004
virtonnews.com