Политолог: «Запад планировал окружить постсоветское пространство чередой острых конфликтов»

На днях Президент Российской Федерации Владимир Путин отправился с визитом в страны Средней Азии, где, в рамках своего турне, он провидит встречи с главами государств и другими высокопоставленными чиновниками.

Тофик Аббасов

Чем может быть обусловлен визит Путина в Среднюю Азию и какие задачи стоят перед РФ, нам помог разобраться известный азербайджанский политолог, специалист по проблемам современной геополитики и конфликтологии Тофик Аббасов.

— Как мы знаем, началось среднеазиатское турне Путина, в рамках которого он уже совершил визит в Душанбе, сегодня в Бишкеке, где проводит встречу с президентом. С чем связана эта внезапная поездка путина в этот регион на фоне обострения конфликта в Донбассе и ухудшения экономического положения в стране?

— Это не случайная поездка, так как о ней было заявлено заранее. Об этом была информация в СМИ. Экспертные сообщества обсуждали среднеазиатское турне Путина. Не будем забывать, что Центральная Азия и государства, расположенные в этом регионе, традиционно являются партнерами РФ и многие из этих государств уже находятся в ОДКБ и в Евразийском экономическом союзе. Поэтому Москва попеременно в год по несколько раз продолжает вести политический диалог с лидерами этих стран. С другой стороны в рамках названных структур, и военно-политический союз ОДКБ и Евразийское пространство, как экономический блок, существует много общих приоритетов, которые страны хотят передавать сообща.

Учитывая то, что регион достаточно большой и перспективный, где сосредоточены огромные транзитные возможности, поэтому необходимость усиления транспортно-коммуникационных связей Средней Азией с внешним миром представляет собой большую задачу. Поэтому Россия с одной стороны выступает в качестве промоутера перспективных проектов, а с другой – коспонсором и одним из надежных партнеров, который знает структуру геоэкономических приоритетов, понимает важность геополитической координации в свете того, что к данному региону примыкают очень нестабильные государства, такие, как Афганистан, Пакистан, где также имеются террористические организации, громко заявившие о себе в мире. Поэтому геополитический компонент поддерживает геоэкономические старания. Поэтому неоднократно сообщалось, что центральноазиатское турне Путина должно немного подпитать импульсами взаимодействие Москвы с каждой из этих отдельных стран и сообща они попытаются быть во всеоружии перед лицом вызовов надвигающих времен.

— В последнее время в Западных СМИ часто распространяется информация о тайных переговорах между Москвой и Талибаном. Насколько, по-Вашему, это является правдой? Как мы знаем талибы и другие группировки в Афганистане в основном поддерживались западными странами.

— Дело в том, что не одна Москва ведет переговоры с Талибаном. Имеются контакты со многими террористическими структурами, потому что некоторые из этих организаций по мере движения меняют свои векторы и отходят назад от ранее заявленных зловещих целей, так как они видят, что на Ближнем Востоке насилие, варварство и необузданность превращаются в норму, и это все угрожает не только людям, оказавшимся в ловушке разрушительных процессов, но и всему мировому сообществу.

Например, если до недавних пор ИГИЛ неистовствали, изощрялись, говоря, что нужно умертвить всех шиитов, иноверцев, христиан и прочих, но на этом тревожном и неспокойном фоне Айман аз-Завахири сказал, что шиитов убивать нельзя, точнее не обязательно. Одним словом, он уже смягчил свой тон. Ведь сегодня мы наблюдаем острую конкуренцию между террористическими организациями, которые стремятся доказать, кто из них главнее, важнее и чьи приоритеты и цели больше всего необходимы для будущего в плане ожидания мусульманского сообщества. Поэтому некоторые террористы, видя дикость своих бывших соратников, начинают от них дистанцироваться. Я считаю, что здоровые силы, страны, желающие усмирить наступательное движение террористического монстра, понимают, что одним оружием, угрозами и спецоперациями тут не обойтись. Поэтому, если имеется какая-то возможность даже минимальная для того, чтобы наладить политический диалог с более-менее умеренными группировками и сетями, то нужно этим воспользоваться.

Поэтому в настоящее время Талибан на фоне, например, ИГИЛ выглядит овечкой, если мы начнем сравнивать степень насилия, дикости и зверства той и другой организации. Ведь представители ИГИЛ, которые устраивали демонстративные и показательные казни, отрубали головы, сжигали людей живьем, умерщвляли детей, потеряли головы, и таким варварским поведением вызывают огонь на себя. Однако, на их фоне нужно уметь видеть тех, которые от них дистанцируются, настраиваются на более-менее гуманный лад. Возможно, они не до конца отказались от своих первоначально заявленных целей, но с другой стороны они видят, что нельзя настраивать против себя все мировое сообщество. Поэтому, как сами мусульманские, так и немусульманские государства, видят в этом большую угрозу для будущего и стараются наладить контакты с более-менее умеренными силами и организациями. Ведь сегодня это и важно и востребовано самой ситуацией, когда необходимо наращивать базу сотрудничества для локализации и блокирования самых опасных террористических группировок и сетей.

— Все локальные конфликты на территории бывшего Союза резко обострились. Как вы думаете, не управляется ли это из одного центра?

— Это старая история, когда на базе межрелигиозных и межэтнических отношений сильные центры и влиятельные государства всегда провоцировали конфликты, и пытались вот таким способом вмешательства застолбить за собой выигрышные позиции, чтобы присутствовать и в дальнейшем, возможно, манипулировать общественным мнением и сознанием доверчивых людей, а также вправить какие-то конфигурации политических партий, чтобы ослабить соперников и использовать возникающие противоречия в своих национальных интересах. Это было, есть и будет.

С одной стороны был ли план западных государств и стран сообщества Запада по окружению постсоветского пространства чередой острых конфликтов для того, чтобы создать дополнительные проблемы и Китаю, и РФ им другим странам. Это не новость. Но с другой – с приходом к власти в США новой администрации наступательный пыл немного ослаб, потому что создавать проблемы, конфликты и стараться дестабилизировать ситуацию, легко и просто, но потом эти конфликты могут перерасти в огромные проблемы и станут очагом более глобальной угрозы.

Возьмем, к примеру, кавказский регион, где много непотушенных точек, включая нагорно-карабахский конфликт, где в любое время может вспыхнуть конфликт вокруг Абхазии и Южной Осетии, помимо этого Приднестровье и многое другое. Как мы знаем, после Второй мировой войны страны бывшие метрополии стали устраивать дележку, резали по живому истории народов, племен, устанавливали свои порядки и специально закладывали бомбы замедленного действия, чтобы спустя время воспользоваться плодами своей работы. Одним словом, это было сделано намеренно. И когда последователи этой политической элиты заявляют, что на Ближнем Востоке имеются искусственные формирования, хочется спросить, а кто стоял у истоков плана создания этих как они их называют искусственных формирований? Это были те же англичане, французы, американцы и т.д. Это те страны, которые создавали порядок на Ближнем Востоке, давали бывшим подмандатным территориям право на создание государственных образований. Они на политической кухне готовили блюдо из сырых некондиционных товаров (ингредиентов). Поэтому сейчас мы имеем то, что имеем. На фоне многострадальной Сирии мы видим, насколько все это болезненно, когда страну попытались фактически разобрать на части, одним словом «раздолбать», хоть это звучит немного грубо, но полностью описывает сложившуюся ситуацию.

В результате этой политики видим, что погибают люди, приливается невинная кровь, разрушается культурное наследие, подрывается нормальный уклад жизни целых стран и регионов. Поэтому сегодня человечество уже находился на пределе, видя, насколько серьезно эти конфликты угрожают глобальному будущему, мировому сообществу и ставят под вопрос реализацию планов, выделяющихся своей востребованностью.

Поэтому сложившаяся ситуация нуждается в разрядке, в ослаблении накала страстей, а для этого необходимо выработать комплексный подход и координирование действий, специальные программы и прочее с использованием интеллектуального потенциала, новаторских идей, что даст возможность передохнуть уставшему человечеству от этих конфликтов, войн и неурядиц, и направить свой творческий потенциал на то, чтобы придумать, как бороться с тяжелыми болезнями, недугами, ранней смертностью и прочим.

Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

1092