Информационно-аналитическая онлайн газета «Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха» продолжает знакомить своих читателей с новым авторским проектом Рустама Гасымова под названием «Наши корифеи».
Народный художник Азербайджана, лауреат Госпремии, кавалер ордена «Шохрат» Марал Рахманзаде — одна из ярчайших фигур в национальном изобразительном искусстве.
Марал Рахманзаде, которая родилась и выросла в мусульманской семье и до четырнадцати лет носила чадру, смогла получить профессиональное художественное образование в Москве.
Марал Юсиф гызы Рахманзаде родилась 23 июля 1916 года в пригороде Баку, селении Мардакян. Она была третьим ребенком большой многодетной семьи, в которой бережно хранились и передавались из поколения в поколение древние традиции азербайджанского искусства. Отец Марал был знаменитым в округе ювелиром, мастером филиграни, дедушка — искусным стекольщиком, дядя — резчиком по камню, а бабушка ткала изумительной красоты сумахи.
В школу Марал пошла уже с определенными творческими навыками и самым любимым предметом у нее был урок рисования. Ее первым учителем был тогда еще совсем молодой, впоследствии известный художник Салам Саламзаде. Рахманзаде уже в юности отличалась своей активностью, увлеченностью и талантом. Ее работы выставлялись на школьных выставках.
Окончив семилетку, в 1930-ом году Марал Рахманзаде поступает в единственный на тот период в Азербайджане художественный техникум им. А.Азимзаде.
Через три года окончив техникум, педагоги Марал ханум отправили в Москву для продолжения образования в Художественном Институте им. В.И.Сурикова. Ее педагогами были известные художники такие, как П.Я. Павлинов, Н.Э. Радлов, М.Ф. Шемякин, Д.С. Моор, Б.А. Фаворский, А.И. Кравченко. В период летней практики, которую так любила Марал, она со студентами и своими учителями ездила в Крым и работала там на пленэре. Лучшими графическими работами студенческой поры являются серии «Отдых колхозниц» (1935 год) и «Женщина Азербайджана в прошлом и настоящем» (1940 год). Интерес к судьбе мусульманской женщины в новых условиях жизни был доминирующим в творчестве художницы.
Известный русский живописец и искусствовед И.Э. Грабарь характеризовал Марал Рахманзаде, как «очень одаренную азербайджанку». Отмечались не только актуальные на тот момент тематические пристрастия художницы, но и ее умение, используя различные выразительные средства, раскрыть замысел, идею произведения, донести до зрителя внутренний посыл работ.
После окончания института в 1940-ом году, дипломированный художник-график Марал Рахманзаде получила работу в издательстве художественной литературы в Москве. Однако, год спустя она возвращается в Баку. Здесь начались активные годы творческой работы Марал ханум, в течение которых было создано большое количество произведений — линогравюр и литографий, книжной графики и рисунков, живописных произведений и акварельных работ. Начиная с военных лет и до конца своей жизни, Марал Рахманзаде участвовала более чем в 50 выставках по всему миру, а ее работы всегда находили своего зрителя.
В годы великой отечественной войны М. Рахманзаде создала большие станковые серии патриотического содержания. Одна из серий посвящена героизму советских женщин в годы войны — «Народное ополчение», «Женщины в строю», «Дочь партизана», «Связистка». Другая серия, состоящая из 19 листов, — труду людей в тылу — «Работа в колхозе», «Общественницы», «Артисты выступают перед фронтовиками».
Тему нефти художница раскрыла в графических работах. В 1947 году была создана серия тоновых литографий под названием «Нефть», состоящая из десяти листов. Ее привлекала романтика опасного и героического труда, суровая красота и мощь железных вышек, которые казались ей почти живыми существами, временами шипящими и клокочущими извергаемыми газами. Сама экспедиция была полна романтического энтузиазма. Художница жила в тех же условиях, что и нефтяники, а пристанищем им служил затопленный корабль. Она выходила с ними в море и часами наблюдала за работой, становилась свидетельницей героических схваток человека с разбушевавшейся стихией во время штормов или изумительных видов заката на фоне леса вышек.
Марал Рахманзаде была первым художником, которая поехала работать на Нефтяные Камни. Находясь среди нефтяников, наблюдая их трудовые будни, быт, она рисовала промысловые пейзажи Каспия, строительство эстакад, нефтяные резервуары, вышки, налив нефти.
В 1957 году в Москве был издан альбом «У нас на Каспии», куда вошли 15 работ. Это было одним из самых серьезных достижений художницы. О ней, о ее таланте и самоотверженности узнал мир. Картины Марал ханум участвовали во многих сборных выставках, которые устраивались по всему миру. Работы Рахманзаде были отмечены британской критикой в многочисленных публикациях, а также вошли в книгу о современной графике, вышедшей в Лондоне, в которой творчеству художницы была посвящена отдельная статья.
Марал Рахманзаде была близка тема образа женщины-матери, сестры, подружки, труженицы, будь то на поле или на заводе. Серии работ, посвященные женщинам Азербайджана, выполнены преимущественно в черно-белой технике линогравюры.
Неслучайно в произведениях художницы звучит мелодия, то динамичная и завлекающая, то лиричная и навевающая печаль, работала она всегда под музыку. Рядом с рабочим местом в мастерской художницы стоял патефон и огромное количество пластинок, которые Марал ханум привозила из всех своих поездок. Она равно глубоко чувствовала мугам, азербайджанские танцевальные мелодии и классическую оперу Ж.Бизе, Дж. Пуччини, Дж. Верди.
Марал Рахманзаде любила выписывать национальный костюм, подчеркивающий красоту женской фигуры. Ее девушки села нарядны и праздничны. Пышные, струящиеся юбки подчеркивают тонкую талию и горделивую стать. Шелковые келагаи с полосой традиционной орнаментальной вязи мягкими складками спадают на плечи. Будучи дочерью искусного ювелира, Марал ханум с любовью и знанием дела выписывала традиционные ювелирные украшения, дополняющие костюм. Она создала свой канон женской красоты — ее красавицы стройные и высокие как чинары, с удлиненными пропорциями, они несут себя в этот мир гордо и самодостаточно.
В творчестве художницы нашел свое отражение и другой типаж женщины той поры — советской труженицы, ударницы труда, не боящейся тяжелой физической работы. В череде женских образов, созданных Марал Рахманзаде, много путешествовавшей по миру, имеет смысл отметить акварельные портреты африканских женщин.
Пейзажный жанр занимает важное место в творчестве Марал Рахманзаде. Художница создала живописные работы — небольшие этюды и законченные, композиционно выстроенные полотна, графические рисунки и акварели, цветные линогравюры и литографии. Рахманзаде обожала горы Азербайджана и передавала в своих работах суровую красоту и разнообразие горных ландшафтов. По своей художественной форме живописные этюды Марал Рахманзаде напоминают классическую восточную миниатюру. В 60-годах художница побывала в некоторых отдаленных районах Азербайджана. Итогом этой поездки явились новые серии цветных линогравюр: «Моя Родина» и «Азербайджан». В этих сериях несколько работ посвящены природе Нахчывана.
В конце 50-х годов М. Рахманзаде создала серию цветных автолитографий «Баку». На этих листах изображены городские парки и площади, панорамы морских нефтепромыслов. Эти небольшие по своим размерам работы с теплотой и любовью передают очарование Баку, его настроение и облик. Серия «Баку» была показана впервые в 1959 году на выставке, приуроченной к Декаде литературы и искусства Азербайджана в Москве.
Рахманзаде работала над автолитографиями, посвященными Чехословакии, среди которых выделяются пейзажи «Зимний день Карловых Вар», «Улица в городе Хеб», «Центральная площадь города Хеб», «Санаторий Ричмонд» и другие. Литографии чехословацкой серии были показаны в 1961 году на республиканской выставке «Мир глазами художников Азербайджана», а также в Москве на групповой выставке, посвященной Чехословакии.
Индустриальная тема. Следующим этапом в творчестве Марал Рахманзаде стали графические листы, решенные в технике цветной линогравюры. Две серии работ Рахманзаде, получившие широкую известность были посвящены двум рабочим городам — Сумгайыту и Рустави. Каждая из серий состоит из шести индустриальных и городских пейзажей и двух портретов, изображающих передовиков производства.
Книжная графика занимала большое место в творчестве Марал Рахманзаде, которая в 1950 году создала чудесные, тонко прописанные и изысканно орнаментированные иллюстрации к произведениям азербайджанских классиков, в частности к рассказам Джафара Джаббарлы. Она выполнила несколько шмуцтитульных листов, изображающих персонажи из пьес «Севиль», «Алмаз», «Солгун чичеклер» («Увядшие цветы»).
Рахманзаде иллюстрировала и переводные издания — «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
В 1956 году был издан исторический роман М.С. Ордубади «Меч и перо», иллюстрации к которому были выполнены Рахманзаде в смешанной технике углем и черной акварелью.
В 1950-60-х годах Марал ханум работала над иллюстрациями к сборнику стихотворений Хатаи «Дехнаме», изданием «Азербайджанских сказок», в которых художницей были совмещены принципы объемно-пространственного решения со стилизацией и декоративностью классической восточной миниатюры.
Рахманзаде иллюстрировала сборник газелей поэтессы Хейран ханум, вышедший в 1961 году. Рисунки были выполнены в технике черно-белой линогравюры. Ее героини скорбят, печалятся, радуются и ликуют.
В 1980-х годах Марал Рахманзаде работала над иллюстрациями к книге «Шах Исмаил Хатаи» и к сборнику произведений Хуршидбану Натаван. В работе над этими иллюстрациями художницей была использована техника акварельной живописи.
Скончалась М.Рахманзаде 16 марта 2008 года. Похоронена на Мардакянском кладбище.
В Азербайджане помнят Марал Рахманзаде и чтят ее произведения, которые пополнили сокровищницу азербайджанского искусства. В 2011-ом году в галерее Халг Банка в рамках культурного проекта «Халг Аманаты» («Народное достояние»), прошла презентация художественного альбома, и выставка выдающегося азербайджанского художника, чьи работы вошли в Золотой фонд нации.
В ноябре 2016 года в Азербайджанском национальном музее искусств прошла выставка, посвященная 100-летнему юбилею со дня рождения Марал Рахманзаде.
Интересный факт из биографии художницы: Марал Рахманзаде позировала для статуи известной азербайджанской поэтессы Хуршидбану Натаван, которую ваяла член Союза художников Азербайджана, замечательный скульптор Елизавета Трипольская. Не случайно именно она позировала для этой скульптуры, ныне украшающей одну из лоджий музея Низами. Марал ханум была не только красива, но близка Натаван по духу — приоритетами для них обеих было образование, активная общественная позиция, умение сочетать в себе прогрессивные европейские взгляды с самобытностью национальной культуры.
Омар Эльдаров, ректор Азербайджанской Государственной Академии Художеств
«Монументальные индустриальные и живописные природные пейзажи, а также бесценные образцы книжной графики кисти Марал Рахманзаде стали неотъемлемой частью богатого культурного наследия нашего народа. Азербайджанским женщинам Марал Рахманзаде уделяла особое место в творчестве, она создала свой канон женской красоты — ее красавицы стройные и высокие как чинары, с удлиненными пропорциями, они несут себя в этот мир гордо и самодостаточно. Именно в этих работах проявилась сидящая глубоко внутри Марал Рахманзаде орнаментальная ментальность, впитанная ею с детства. Образы этих сказочных девушек словно были навеяны ей азербайджанскими сказками и песнями, которые она слышала в детстве и которые навсегда запечатлелись в ее памяти. Марал ханум – это художник, о творчестве которого не надо говорить, а надо смотреть ее картины, ведь каждая из них – яркая частица ее автора, излучающая энергию».
Фархад Халилов, председатель Союза художников Азербайджана
«Темы творчества художницы и по сей день интересны зрителю — это собирательный, полный лирики и грации, несколько идеализированный образ азербайджанской женщины, образ «новой советской женщины» — труженицы и активистки, это замечательная по своему эмоциональному накалу серия, посвященная нефтяникам Каспия, обширная ретроспектива городских и сельских пейзажей, в которых Марал Рахманзаде демонстрирует свое удивительное чувство цвета и композиции, а также многие другие серии, занявшие свое достойное место в истории изобразительного искусства Азербайджана — страны, которую Марал ханум любила и тонко чувствовала».
Рахиб Азери, теле- и радиоведущий
«Творческий путь Марал Рахманзаде полный интересных и значимых событий, важных открытий и нового «прочтения» вечных тем характеризуется ярким своеобразием, удивительной проникновенностью и наиболее полным отражением ее натуры — внутренне свободной, возвышенной и одухотворенной. Произведения мастера на различные темы вошли в историю нашей культуры как ценные образцы живописи. Работы художницы экспонировались в известных музеях, художественных галереях и выставочных салонах Лондона, Москвы, Нью-Йорка, Парижа, Токио и других городов мира».
Микаил Абдуллаев, Народный художник
«Марал ханум была одним из первых художников, которые посетили Нефтяные камни. Многие старые нефтяники вспоминают эту красивую, молодую женщину в ее облегающем комбинезоне с холстом в руках. Она хотела своими глазами увидеть, в каких экстремальных и непростых условиях приходится работать этим смелым людям в центре бушующего Каспия».
Абульфаз Гараев, министр культуры Азербайджана
«Имя Марал Рахманзаде в жизни азербайджанской культуры, можно сказать, священно. Созданные ею пейзажи, образы женщин можно считать одними из самых ярких в истории азербайджанского изобразительного искусства. Она была большим патриотом, очень любила родную землю. Несмотря на то, что Марал родилась в Баку, в Азербайджане кажется, не осталось уголка, которого бы она не изобразила на своих полотнах — от Хыналыга до Нахчывана. Стоит отметить, что много работ она посвятила созданию образа азербайджанской женщины, матери, ханум, в которых воплотился и образ Родины».
Ариф Гусейнов, Народный художник
«Марал Рахманзаде была ярчайшей представительницей азербайджанского изобразительного искусства. Она заложила начало азербайджанской графики. Как известно, высшее образование она получила в Москве. Марал ханум была первым художником-женщиной, которая поехала работать на Нефтяные Камни. А это в 50-е годы было нелегко. Там она создала серию литографий. Помимо этого, у нее много интересных работ. Среди них гравюры, посвященные азербайджанским женщинам, затем работы, посвященные Нахчывану. Она много делала для азербайджанской графики».
Назим Бейкишиев, Народный художник
«Я решил стать художником как раз после того, как познакомился в раннем детстве с работами Марал Рахманзаде. Ее творчество стало отправной точкой, благодаря которой я решил заняться искусством. Она была первой азербайджанской женщиной-художником, получившая почетное звание «Народный художник», которое она оправдывала своим ярким творчеством. Марал ханум создала прекрасные серии графических работ, а как она красиво изобразила Хыналыг. Это был великий художник».
При подготовке статьи использовались материалы из интернета
Рустам Гасымов
www.novayaepoxa.com