Кыргызская певица: Мне по душе исполнять лирические композиции, как известная азербайджанская песня «Sən gəlməz oldun» - Интервью+Фотографии

Интервью Novayaepoxa.Com с дочерью известного киргизского композитора, автора многих популярных песен Догдурбайя Урманбетова, молодой талантливой певицей из Кыргызстана, которая за свою музыкальную карьеру успела выступить в разных странах, стремясь покорить мировую сцену.

Знакомьтесь, Лира Урманбетова, выступающая под псевдонимом «Севен».

— Лира, расскажите, как получилось, что Вы стали певицей, ведь в детстве большинству детей нравится петь, но далеко не все становятся музыкантами или вокалистами? Когда и кто заметил у Вас музыкальные способности?

— Сестра мне всегда рассказывает, что мой талант она почувствовала еще, когда я сидела в коляске, ведь при каждом звучании малейшей музыкальной композиции я начинала танцевать. Я была пушистым ребенком, поэтому коляска не всегда выдерживала, захлопывалась и падала, и сестре сложно было вытащить меня обратно из коляски. Также несколько раз родители меня теряли, искали по городу, благо те времена были спокойными, и люди были воспитанными и добрыми, а все потому — что, если мимо проходил паренек с магнитофоном с громкой музыкой, я могла следом за музыкой уйти и пропасть (улыбается).

В те годы отец был директором дом культуры Джеты — Огуза, а позже его перевели заведующим Отделом культуры Тюпского района Иссык-кульской области. Мама была хореографом и танцовщицей в танцевальном ансамбле «Каркыра». Они часто гастролировали. Всегда дома были гости, звучала музыка, радость веселье. Часто приезжали гости из Латвии и Казахстана. Чуть ли не каждый день у нас проходили застолья. В обязательном порядке отец начинал играть на аккордеоне, а меня заставлял петь для гостей. Пока не спою мне не было положено поиграть на улице (смеется).

Записывали в студии песни, выступали на радио. Даже как-то в студии записали и мое пение. Спела песню «Ай чыкты карачы» и еще несколько композиций, которых я уже не помню….

Вот в такой музыкальной атмосфере я и выросла. Напевала индийские песни, тогда они были очень популярными. Заодно научилась танцевать. Меня часто с собой забирала тетя, и у нее в гостях я танцевала индийские танцы и пела. Намного позже научилась танцевать восточные танцы.

В начале 90-х годов прошлого столетия все изменилось, родителям пришлось много работать, чтобы содержать троих детей. Были переломные моменты, когда люди бросали свои любимые профессии и уходили в коммерцию, чтобы заработать на жизнь. Аналогичным образом был вынужден поступить и мой отец. Из-за кредитного долга, который поглотил все наше имущество, дом, машину, нам пришлось перебраться в город Бишкек, оставшись без связей и денег. Позже удалось поправить финансовое положение семьи, родители дали своим детям образование, им удалось купить дом.

Родители старались по возможности кроме школы отдавать нас на курсы английского, дополнительные музыкальные занятия и.т.д. Я часто принимала участие в школьных конкурсах, где и выигрывала первые места. В начальных классах я училась на отлично, преподаватели часто отмечали, что у меня есть абсолютный слух и память.

Однажды народная артистка Киргизской ССР Эркин Мадемилова, первая женщина-балетмейстер Кыргызстана, а в прошлом прима-балерина Национального академического театра оперы и балета имени А. Малдыбаева посоветовала маме, непременно отдать меня в театр оперы и балета, но позже я поняла, что балет это не мое, мне больше хотелось петь….

— Когда наступил тот переломный момент, и Вы окончательно решили посвятить свою жизнь музыке?

— Отец был против моей затеи. Он не хотел, чтобы я стала певицей, так как папа прекрасно понимал тот факт, что нашим «певицам» сложно выйти замуж. Он советовал мне стать «поваром» или выбрать какой-нибудь профессию из сферы молочной продукции, желал, чтобы я закончила ПТУ, говоря, что «на худой конец от голода не умрешь». Эта профессия прокормит.

Помню, когда настала пора выбирать вуз, я специально приехала к нему на работу. В те годы он работал в Кыргыз Полиграф Комбинате. Я заявила: «Отец, мы живем всего один раз, так почему я ради желудка должна отказываться от своей мечты, папочка, пойми, что хочу оставить след в истории» (смеется) Думаю, тогда и наступил тот переломный момент в моей жизни…

— Вы окончили Киргизскую национальную консерваторию по классу эстрадно-джазового вокала у Рафаила Сарлыкова. Насколько полезным оказалось для Вас обучение? Помогали ли Вам педагоги развивать Ваши вокальные способности?

— Конечно, помогли! У Рафаила Сарлыкова в свое время обучались такие певицы, как Светлана Назаренко «Группа 312», Жылдыз Осмоналиева и многие другие звезды нашей эстрады. Я до сих пор помню его замечательные советы насчет шоу-бизнеса и вокала: «Не пойте в мороз и во время болезни, можете отказаться петь, чтобы не потерять голос. Самое лучшее лекарство для голоса — молчание. Откажитесь от «острого», кислого, сладкого, семечек, орех, спиртного и курения. Перед началом занятия – распевка просто обязательна! Не насилуйте свой голос и многое другое» Он часто меня отправлял в качестве жюри на другие вузы от его имени. А еще я была его способной ученицей, помню, как Рафаил Сарлыков меня даже брал в другие университеты, где он также преподавал, на изучение новой музыкальной аппаратуры. Дело в том, что технически я была хорошо подкована, сидела и показывала что к чему, как аранжировать песни на новых для тех времен японских «Yamaha» и американских «KORG».

Многие ученицы на тот момент, когда я училась, боялись Сарлыкова, так как у него зачастую менялось настроение. Он мог быть и грозным и добрым, и веселым и спокойным, но главное – он был отличным педагогом. Я очень рада, что проучилась у него в классе, его советы просто бесценны!

— Почему Ваш выбор пал именно на джаз? Чем привлекает Вас этот музыкальный жанр?

— Отмечу, что не только Джаз. Я люблю петь и в стиле Soul, R&B, Pop, Rock. Одним словом, мне нравится разнообразие. Пою кыргызские и свои авторские композиции. В моем репертуаре также особое место занимают отцовские песни в моем исполнении, такие как «Журок сыры», которые еще до моего рождения были популярными примерно в 1979 году. Например, эту композицию почти каждый кыргыз споет вам наизусть, ведь она стала, можно сказать, народной песней. Мне по душе исполнять лирические композиции, как известная азербайджанская песня «Sən gəlməz oldu», которую в в свое время исполняла Народная артистка СССР Зейнаб Ханларова.

— Почему Вы решили выбрать для себя сценический псевдоним, и по какой причине им стало именно число «7»?

— Во всем мире самый популярный язык — это английский язык, и связи с этим многим легче понять и легче произнести это слово. В начале своей карьеры я начала работать с менеджером из Америки Диной Ривьерой, которая также посоветовала мне выбрать именно этот сценический псевдоним, так как она знала мою историю, связанной с числом «семь». Я седьмое поколение «Карга аке», одного из великих, мудрых из семи «аке» из замечательного Иссык-Куля, которые почти на протяжении ста лет брали на себя ответственность за выживание кыргызских родов и фактически являлись народными наставниками. Учителя и добрые советчики, хранители традиций, создатели законов.

Число «семь» встречается в мифах и легендах человечества с глубокой древности. Оно считается символом вечной жизни и гармонии: 7 небес, 7 нот, 7 дней недели, 7 цветов радуги, 7 смертных грехов (Фома Аквинский). Этот список можно долго перечислять (улыбается) К тому же, я родилась в «Жети — Огуз» («Жети» в переводе семь). Поэтому могу сказать, что число «семь» мне приносит удачу и везение. Вот такая история создания моего псевдонима Лира «СЕВЕН» (смеется).

— Вас раньше нередко критиковали за откровенные наряды и глубокое декольте. Как Вы справлялись с критикой в свой адрес, и связано ли это с консервативными настроениями, царящими в киргизском обществе? Возможно, люди еще к этому не готовы?

— Возможно, они были к этому не готовы. Но я могу сказать одно — меня назвали первой кыргызской «сексуальной певицей». Общество поделилась на две части: те, кто сильно осуждали меня, и те, кто с удовольствием и с легкостью приняли мой клип, и желали еще больше подобных клипов, но, на мой взгляд, в те годы вторых было меньше по сравнению с первой группой. Даже на государственном телеканале запрещали ротацию моего клипа. Помню, как многие телеканалы, такие как НТС, НБТ, 5-Канал, и газеты во время интервью всегда затрагивали тему, например, мои: наряды, глубокое декольте, сексуальные движения в танцах и т.д. В первое время я приняла это за оскорбление, и даже вошла в депрессию. Мне было больно, я близко к сердцу воспринимала эти высказывания. На тот момент моя психика была не готова принять такой натиск. Долгое время я не могла прийти в себя, страдала от бессонницы. Врач прописал мне множество лекарств, ему даже пришлось пойти на крайность – дать транквилизаторы, после чего я почти на три дня просто отключилась! Мне хотелось уехать подальше от критики, осуждений и негатива. Позже я так и поступила, уехав в Малайзию.

В тот период стало сложнее находить работу, а точнее принимать заказы на банкеты, концерты, ведь на тот момент кафе и рестораны, устраивающие свадебные мероприятия, были единственным источником дохода. Клиентки, точнее заказчицы музыкального сопровождения для своих свадеб, были в основном женской половиной. Они, естественно, начинали ревновать своих мужей и просто напросто из-за этого не хотели видеть моего выступления (смеется). Благо, а, может, и нет, но в те годы еще существовали казино, которые позже позакрывали. Там я еще как-то могла немножко подзаработать и прожить. Мой репертуар в основном составляли джазовые композиции и в стиле Soul, R&B, свои песни и.т.д.

Но c каждым годом я все больше начала замечать, что наш народ становиться более консервативным… Раз уж так, я решила действовать, и преподносить себя совсем в другом стиле. Если их так напрягает одежда, они хотят видеть скромность, то хорошо и это для меня не проблема. Я, умею быть универсальной (улыбается)! За все эти годы жизнь меня научило многому, сделала меня сильной и морально устойчивой личностью.

— С чем связано Ваше желание выступать именно на зарубежной сцене, покорять иностранную публику?

— После той «критики», о чем я рассказала выше, мне стало невыносимо, и я решила хоть на время уехать из страны и отдохнуть от негатива, да и к тому в финансовом плане возникли определенные трудности. Как можно было крутиться в обществе, где от тебя требует высокой планки, соответствовать статусу «звезды», ты должна была выглядеть безупречной, красивой, радостной, привлекательной? Все это, как вы знаете, требует финансов. Эту проблему понимала только я сама. Ведь у меня не было и сегодня нет ни спонсоров, ни продюсеров, а поддержку от родственников я никогда не ждала. Я старалась гордо держать себя на публике, а когда приходила домой, а дома нечего было просто напросто кушать. Однако, никто об этой внутренней проблеме из зрителей (фанатов) не знал, что и подтолкнуло меня рискнуть и своим ходом отправиться покорять новые горизонты. Я начала искать агентов, через них можно было уже выйти на местные, лайф-бенды в других странах. Отмечу, что без рабочей визы вас просто напросто могут посадить в тюрьму. Но к счастью на тот момент мне подвернулся контракт в «Малайзии» и я уехала.

— Вы не опасаетесь критики «патриотов», убежденных, что нужно начинать с родной сцены?

— Вообще-то, я и начала с родной цены! Я всегда пою отцовские патриотические композиции. В Кыргызстане мало, кто сочиняет песни этой тематики, поэтому моего отца можно смело назвать «Отцом патриотических песен». Я всегда стараюсь популяризировать свою страну, гордо заявляю, что я певица из замечательной горной страны Кыргызстан!

— Определенное время Вы работали в других странах в качестве солистки группы, выступающей в одном из самых элитных отелей столицы. Какие мировые хиты Вы исполняли и не испытывали ли Вы языковых сложностей, барьеров, особенно при контакте с новой культурой?

— Вообще, я чувствовала себя, как «рыба в воде», конечно, если не учитывать те первоначальные трудности насчет языка. Спустя определенное время я легко и просто находила общий язык с любым представителем другой национальности и культуры, ведь музыка – это то, что объединяет всех, это универсальный язык, понятный без слов.

— Вы регулярно курсируете между двумя городами – Бишкеком и Антальей. Как Вы оказались в Турции? Насколько благоприятной оказалась среда для Вашей профессиональной деятельности в Турции?

— Подать заявку на этот контракт мне посоветовал мой знакомый. Работа заключалась в выступлениях в пятизвездочных отелях Турции (Антальи) с музыкальной группой под названием «Cheesecake», где я в настоящее время солирую. Эта компания уже 4-ый год приглашает меня и мою сестру Нико выступить по контракту на шесть месяцев. Кстати, моя младшая сестра играет на «Кыл-Кыяке» (кыргызский национальный инструмент) и поет. Обычно, в других странах живешь в том же отеле, где и выступаешь, а здесь в Антальи, у нас договоренность с компанией, согласно которой они предоставляют нам квартиру со всеми условиями. Кроме того, нам каждый день предоставляют ужин в отличных ресторанах 5-звездочных отелей.

В свободное от работы время мы отдыхаем на местных пляжах. Мы занимаемся спортом, катаемся на кораблях, иногда нам устраивают кемпинг и многое другое. Эта работа сезонная.

В зимний период в Кыргызстане я занимаюсь дизайном собственной линии «Design By Lira Seven», собственноручно изготавливаю головной убор традиционного характера «Шокуло», но в современном стиле. Вдобавок, продолжаю выступать на разных концертах.

— Если провести параллель, как Вы оцениваете развитие музыкального искусства в Кыргызстане по сравнению со странами, где Вам удалось работать и выступать?

— У нас в Кыргызстане много талантливых музыкантов, и, соответственно, высокая конкуренция. Музыкальное искусство в Кыргызстане понемногу развивается за счет конкуренции, и это меня приятно удивляет! Мой народ любит танцевальные и позитивные песни о любви, патриотизме. Сегодня особенно привлекает та музыка, где смешаны разные стили, колориты, традиционные, фольклорные, а также кое-какие музыкальные частицы, позаимствованные от других национальностей, а точнее из их музыкальной культуры. Например, из американского, индийского, арабского, африканского и других стилей.

Проблема в том, что в других странах в музыкальную культуру вкладывают гораздо больше финансов, нежели у нас. К счастью, наши таланты не сдаются, а стараются работать над собой, причем за свой счет, и главное — поднимать свой уровень, что играет важную роль для развития музыкального искусства в Кыргызстане.

— Насколько изменился Ваш репертуар в процессе своего становления, как певицы, и какие хиты он в себя включает?

— В мой репертуар входят самые разные музыкальные композиции. Я исполняю около 500 иностранных песен. Я всегда ориентируюсь на вкусы и интересы той или иной страны, публики, где буду выступать.

— Лира, спасибо Вам за интересную беседу. Мы желаем Вам удачи и творческих успехов.

— Спасибо!

Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

2808