В минувшие выходные в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета публике была представлена опера «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, сообщает Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха.
Либретто Чезаре Стербини написано по одноименной комедии Пьера Огюста Карона де Бомарше. Композитор создал ее за 20 дней, использовав частично фрагменты из более ранних сочинений. Так, в увертюре звучат темы из опер «Аврелиан в Пальмире», «Елизавета, королева Англии». Над шедевром Россини до сих пор не властно время, опера пышет здоровьем и жизненной энергией.
«Севильский цирюльник» пленяет неиссякаемым остроумием, мелодической щедростью и виртуозным блеском вокальных партий. Этому произведению присущи характерные черты итальянской оперы-буффа: стремительная динамика сценического действия, обилие комических положений. Герои оперы, ее сюжет, изобилующий неожиданными поворотами, кажутся выхваченными из самой жизни.
Увертюра вводит в обстановку забавных приключений. Изящные мелодии, темпераментная ритмика, стремительные нарастания полны огня, кипения жизненных сил.
«Севильский цирюльник» — яркая комедийная опера Россини пленяет остроумием, виртуозными вокальными партиями и неожиданными сюжетными поворотами, присущими традиционной оперной стилистике Италии. Опера насыщена забавными приключениями, интригами и эмоциями, а музыка полна изящества, свежести и стремительной темпераментности.
«Севильский цирюльник» — мелодичное произведение, воспевающее нежные любовные чувства, активность и находчивость, опера имеет большое социальное значение, поскольку она высмеивает притворство, распущенность и ханжество.
Трели Розины передают решимость утвердить свою волю (и без особых сентиментальных поблажек, вызывающих шутки Фигаро и нетерпение Бартоло). Альмавива — не столько страстный, сколько галантный волокита, и в его беседах с Розиной никогда не чувствуется глубокой любви, хотя он и искренен. Дон Бартоло, вспыльчивый и капризный, стоит между ними, его вокальная линия сердита и полна досады, это по-детски обидчивый старик. Дополняет квартет вокальная партия дона Базилио, мнимовластная, в которой необходимо отметить и поразительной силы декламацию.
Для исполнения в опере партии Альмавивы руководством Азербайджанского театра оперы и балета был приглашен ведущий солист Львовской Национальной оперы, заслуженный артист Украины, победитель многочисленных вокальных конкурсов в Чехии, Венгрии, Украине, Узбекистане, финалист международного оперного конкурса Пласидо Доминго «Operalia» (Вашингтон) Николай Шуляк.
Певец обладает красивым лирическим тенором и с успехом исполняет технически сложный репертуар – к примеру, партию дона Рамиро в «Золушке» Россини с ее знаменитыми верхними «до». С концертным и оперным репертуаром он объездил многие страны мира. В партии Графа Альмавивы («Севильский цирюльник» Россини) он выступал в Азербайджане; партию Де Грие («Манон Леско» Пуччини) пел в Японии; партию Пинкертона («Мадам Баттерфляй» Пуччини) исполнял в Дании; в Бельгии и Нидерландах выступал в операх Верди «Травиата» и «Риголетто» (Альфред, Герцог); на роль Ромео («Ромео и Джульетта» Гуно) был приглашен в Германию. Николай Шуляк – участник музыкальных фестивалей в Авиньоне, Будапеште, а также на Украине, в Узбекистане и Алжире. Удостоен звания «Заслуженный артист Украины».
На партию Фигаро был приглашен солист оперы Одесского Национального академического театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов вокалистов Богдан Панченко.
Панченко окончил Черновицкое музыкальное государственное училища им. С.И. Воробкевича (класс вокала Гакман Л. С. (2006 г.) и Одесскую государственную (ныне – национальная) музыкальную академию им. А.В. Неждановой (класс вокала Митюшкина В. А.). Ныне — ассистент-стажёр Одесской национальной музыкальной академии им. А.В. Неждановой. (Научный руководитель – Митюшкин В.А.).
Является дипломантом Международного конкурса вокалистов «Искусство ХXI века» (Киев, 2010 г.), дипломантом открытого конкурса-фестиваля исполнительских искусств «Гран-прі карпатського регіону» (г. Берегово, 2010 г.), V открытого конкурса молодых вокалистов им. Анатолия Соловьяненка «Солов’їний ярмарок» (Донецк, 2010 г.). В ноябре 2014 года стал абсолютным победителем 49-го международного конкурса Антонина Дворжака: диплом победителя и пять специальных премий (за лучшее исполнение репертуара Пуччини, лучшее исполнение репертуара Россини, премия Карловарского симфонического оркестра, премия дирижера Франтишека Дрс, премия мера города Карловы Вары и приз зрительских симпатий).
С 2012 г. – солист Одесского национального театра оперы и балета. В репертуаре исполнителя партии: Фигаро в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини, Роберт в опере «Иоланта» П.И. Чайковского, Пинга в опере «Турандот» Дж. Пуччини, молодого вождя в опере «Белоснежка и семь гномов» Э.Колмановского.
В спектакле приняли участие ведущие солисты Азербайджанского театра оперы и балета – Народные артисты Азербайджана Али Аскеров (партия Базилио) и Акрам Поладов (партия доктора Бартоло), заслуженные артисты республики Инара Бабаева (партия Розины), Турал Агасиев (партия Фиорелло), а также солисты Нина Макарова (партия Берты) и Махир Тагизаде (партия Офицера).
Спектаклем дирижировал главный дирижер театра, заслуженный артист Азербайджана Эйюб Гулиев.
Каватина Розины «Una voce poco fa» в исполнении Инары Бабаевой, каватина Фигаро «Largo al Factotum» (небольшая оперная лирическая ария) Богданом Панченко, ария Берты «Il vecchietto cerca moglie» в исполнении Нины Макаровой и канцона Альмавивы «Se il mio nome saper voi» в исполнении Николая Шуляка вызвали у публики восторг и аплодисменты.
Во время просмотра спектакля «Севильский цирюльник» появляется ощущение легкости, радости жизни, восхищение находчивостью главных героев, их неуёмной энергией и обаянием. Публика заражается весельем, происходящим на сцене. Можно с уверенностью сказать, что «Севильский цирюльник» является наилучшим подтверждением таланта, изысканного вкуса и врожденного музыкального чутья Джоаккино Россини.
«Севильский цирюльник» является одной из самых известных опер Россини. Благодаря этому произведению итальянский композитор завоевал европейскую славу, а его склонность к песенным вдохновенным мелодиям стала основанием для почетного звания «итальянского Моцарта».
Рустам Гасымов