Грузинский политолог: «Открытие транспортного коридора через Абхазию — катастрофа для Грузии»

Согласно информации, распространенной грузинской газетой «Резонанси» и французским радио RFI, на оккупированных грузинских территориях открываются транспортные коридоры — представители швейцарской компании согласуют последние детали в Тбилиси и Москве в конце марта. Если это произойдет, Россия и Грузия могут открыть транспортные транзитные коридоры в Армению через Абхазию и Южную Осетию.

В материале «Резонанси» отмечается, что Россия дала своего рода «зеленый свет» имплементации соглашения о мониторинге грузооборота на абхазском и т.н. юго-осетинском участке грузино-российской границы. Соглашение, подписанное в 2011 году, предусматривает создание комплексной, современной системы аудита и наблюдения за перемещением грузов, при помощи которой частная компания будет вести международный мониторинг торговли.

Гела Васадзе

На вопросы Novayaepoxa.Com отвечает политический аналитик Кавказского института стратегических исследований Гела Васадзе.

— Согласно информации, распространенной грузинской газетой «Резонанси» и французским радио RFI, на оккупированных грузинских территориях открываются транспортные коридоры — представители швейцарской компании согласуют последние детали в Тбилиси и Москве в конце марта. Если это произойдет, Россия и Грузия могут открыть транспортные транзитные коридоры в Армению через Абхазию и Южную Осетию.

— Договоренности, достигнутые на встрече Абашидзе-Карасин, вызывают серьезную обеспокоенность у тех в Грузии, которые понимают, что это значит. В сущности это то, что можно было спрогнозировать, об этом говорили многие аналитики, в том числе и я в своей статье Главные внешнеполитические риски Грузии в 2017 году, написанной в начале года. Я вовсе не шаман, способный предсказывать будущее. Просто очевидно, что Кремлю, для возвращения доминирования на Южном Кавказе, необходима как экономическая, так и политическая база. Политическая — это создание в наших странах правящего истеблишмента, для начала лояльного, а потом и зависимого от неоимперского центра. Ну а экономическая база – это, прежде всего, энергетическая и логистическая зависимость от северного соседа. Так что мы просто наблюдаем за реализацией стратегии Кремля step-by-step, и предсказать следующие шаги не представляет труда.

— Вообще, насколько реально прокладывание данного транспортного коридора через территорию, которую официальный Тбилиси называет сепаратисткой? К тому же грузинские власти все эти годы на всех международных площадках называют Россию страной, оккупирующей Южную Осетию и Абхазию…

— Давайте будем называть вещи своими именами — с 2008 года сепаратистов на территории Абхазии и Самачабло (Южной Осетии) нет. А есть коллаборационисты, служащие в российской оккупационной администрации. И то, что часть этой самой администрации формируется путем местных выборов, принципиально ситуации не меняет. Если бы наши правительственные чиновники и, кстати, многие члены гражданского общества, понимали бы эту простую истину, многих недоразумений можно было бы избежать. Территории оккупированы, о каком транспортном сообщении через них может идти речь?

— Как вы считаете, если Грузии и России удастся создать данное сообщение, как это может отразиться на азербайджано-грузинских отношениях? Вряд ли Азербайджан порадует открытие дополнительных транзитных маршрутов в Армению, ведь открытие дополнительных маршрутов в Армению позволит значительно расширить и упростить армяно-российский товарооборот.

— Плохо может отразиться, как и все, что происходит сейчас на Южном Кавказе. Но, давайте и тут будем откровенными, без увеличения влияния Москвы в самом Азербайджане, которое мы наблюдаем в последние годы, даже нынешним грузинским властям было бы сложно объяснить нашему обществу подобные уступки Кремлю. А так логика объяснений следующая — у Баку прекрасные отношения с Москвой, Ереван вообще их союзники, даже Анкара урегулировала отношения, несмотря на противоречия, почему бы и нам не уступить, если уступают все в регионе. То, что эти уступки противоречат национальным интересам Грузии, как-то при этом игнорируется.

— Не секрет, что азербайджанские компании являются налогоплательщиком №1 в Грузии и значительная часть грузин зарабатывает благодаря азербайджанскому бизнесу и туристам. Что может приобрести и потерять Тбилиси, ведь создание данного транспортного коридора может привести к возникновению проблем в азербайджано-грузинских отношениях, что может привести к сокращению азербайджанских инвестиций и реализации проектов в Грузии?

— Насчет азербайджанского бизнеса, верно, это действительно так. Но тут есть другая сторона. Азербайджанский бизнес зарабатывает в Грузии, поэтому и платит налоги, ровно также, как туристы из Азербайджана тратят деньги, потому что отдыхают здесь. Сокращение инвестиций и снижение уровня экономических отношений, негативно отразится как на Грузии, так и на Азербайджане. Это ослабит обе страны. Конечная цель Москвы, отрезать Азербайджан от Турции и европейских рынков, замкнуть на себе все три страны Южного Кавказа отдельно друг от друга. Так что сокращение, о котором Вы спрашиваете, будет, мягко говоря, не совсем мудрым шагом, но не думаю, что такое возможно. Просто это противоречит нашим общим интересам.

— Не считаете ли вы, что за открытием автомобильного сообщения может последовать и реанимация сообщения по железной дороге через Абхазию, а в состоянии ослабить режим блокады Армении, остающейся в стороне от всех региональных проектов, и может даже преуменьшить значимость транспортного коридора «Север-Юг» ввиду появления армяно-грузинской альтернативы?

— Несомненно, Москва обязательно постарается сделать это, ибо это и есть следующий логичный шаг в реализации их планов в регионе. Для Грузии это означает катастрофу, так как ведет к де-факто признанию Абхазии и увеличению российского военного влияния в регионе. Роль экономики тут второстепенна, Армения итак беспрепятственно получает товары через порты Грузии и через Иран. Так что в реальности никакой блокады нет, да и никогда не было. А вот с политической и военной точек зрения, открытие железной дороги через Абхазию, несомненно, окажет негативное влияние на весь регион.

Рустам Гасымов
Novayaepoxa.Com

www.novayaepoxa.com

2632