Доведение до самоубийства – консультация от правозащитника

В качестве эксперта выступает известный правозащитник, директор Правозащитного Центра Азербайджана Эльдар Зейналов, который ответил на самые часто задаваемый вопросы, то бишь вопросы, которые так актуальны на сегодняшний день, и ими часто задаются все больше людей.

Давайте разберемся, что понимается под высказываем доведение до самоубийства. Как происходит на практике наказание виновного и как на практике может быть доказана его вина. Какое наказание ему вменяется и что может требовать с него семья потерпевшего?

«Доведение человека до самоубийства или до покушения на самоубийство считается уголовным преступлением и в настоящее время наказывается по статье 125 Уголовного Кодекса лишением свободы на срок от 3 до 7 лет. До мая 2011 года виновный мог быть наказан ограничением свободы на срок до 3 лет, причем нижний предел не указывался. То есть, по решению судьи, виновного могли оставить на свободе, заставив отмечаться в комендатуре несколько месяцев. Это отражало снисходительное отношение Фемиды к таким случаям.

Человек может покончить с собой, послушав выступление Байдена или от расстройства репертуаром нашего телевидения. Но это не дает основания обвинить их по статье 125. Для обвинения нужно, чтобы, во-первых, самоубийца находился в материальной, служебной или иной зависимости от виновного. Во-вторых, самоубийство должно быть результатом угроз, жестокого обращения или систематического унижения достоинства жертвы.

Как правило, покушению на самоубийство предшествует скрытый период, когда жертва по той или иной причине избегает высказываться об угрозах, жестоком обращении или унижении в свой адрес. Нередко сама жертва может стирать угрозы с телефона или отзывать заявления в полицию, и потом бывает сложно доказать виновность. Тем более, что презумпция невиновности предполагает, что любое сомнение должно трактоваться в пользу обвиняемого.

Случается и так, что доказательства уничтожают и дают ложные показания родственники жертвы. Предположим, женщину насильно выдали замуж за родственника. Женщина сбегала от побоев к родителям, а те выгоняли ее обратно, загнав в тупик, из которого она нашла единственный выход — в петлю. Естественно, что в таком случае виноваты обе семьи — жены и мужа. Поэтому, договорившись между собой («Аллах дал, Аллах обратно взял!»), родственники с двух сторон будут утверждать, что женщина, скажем, после родов стала неадекватной или что-то в этом роде.

Если же дело доходит до суда, то, как и в любом уголовном процессе, в его рамках может быть выдвинут гражданский иск. Например, если на иждивении у жертвы находились нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, или же трудоспособные, но ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти, или у умершего после смерти родился ребенок (ст. 1121 Гражданского Кодекса).

Вред возмещается: несовершеннолетним — до достижения восемнадцати лет; учащимся старше восемнадцати лет — до окончания учебы в учебных заведениях по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет; женщинам старше 55 лет и мужчинам старше 65 лет — пожизненно; инвалидам — на срок инвалидности; одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, — до достижения ими 14 лет.

В случае смерти кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. При определении возмещения вреда этим лицам в состав доходов умершего наряду с заработком (доходом) включаются также получавшиеся им при жизни пенсия и другие подобные выплаты (ст. 1122 ГК).

Может быть учтен и другой ущерб, с условием, что он непосредственно связан со смертью жертвы. Например, кто-то совершил самоубийство, разбившись на семейной машине — семья может потребовать компенсацию стоимости этой автомашины.

Предъявление и рассмотрение гражданского иска внутри уголовного процесса имеет свои особенности (статьи 179-188 Уголовно-Процессуального Кодекса). В частности, с гражданским иском могут выступить как потерпевшие, так и прокурор и даже сам суд», — разъяснил Эльдар Зейналов.

Джамиля Чеботарёва

www.novayaepoxa.com

3569
virtonnews.com