Что такое кибербуллинг и как защититься от него?

Информационно-аналитическая онлайн газета «Новая Эпоха» представляет интервью с известным правозащитником, директором Правозащитного Центра Азербайджана Эльдаром Зейналовым на тему кибербуллинг.

Правозащитник ответил на наиболее часто задаваемые вопросы по этой теме.

-Как понять, что ты подвергаешься кибербуллингу? Как отличить шутку от буллинга?

— Буллинг — это травля. Мы понимаем, что над нами не просто шутят, а травят, когда шутки злые, обидные, унижающие, затягиваются, повторяются, а шутник втягивает в них ваших общих знакомых… Когда мы предупреждаем, что это нам не нравится, просим прекратить, а шутникам это явно придает дополнительной энергии.

Кибербуллинг — это та же травля, но с использованием цифровых технологий: мессенджеров, соцсетей, электронной почты, телефонных SMS-сообщений. Здесь могут оскорблять, клеветать, угрожать, публиковать компрометирующие вас фото и видео, отправлять что-то якобы от вашего имени. Но при этом виновный, в отличие от буллинга в школьном коридоре, может скрываться под чужим именем, благо это дозволяется.

Другое отличие кибербуллинга от обычной травли — то, что информация в интернете не имеет границ, может разойтись по широкому кругу читателей, и потому иметь порой неожиданные, непредсказуемые последствия.

— Как кибербуллинг влияет на человека?

— Бывают, правда, не вполне психически адекватные люди с задатками шоуменов, которые считают, что «пусть лучше меня ругают, чем забудут», и даже сами готовы для этого спровоцировать буллинг, пустив какой-то слух о себе. Но в основной массе людям это минимум неприятно — ведь кибербуллинг продуман так, что на открытое оскорбление трудно ответить тем же. Ведь это может привести к блокированию в соцсети: у хэйтера-то это 25-й аккаунт, а у Вас — основной, и вы на длительное время выпадете из общения с друзьями и коллегами. Иногда это и есть основной мотив нападок — вывести человека из его круга общения.

Надо помнить, что хамы и мошенники всегда рассчитывают на нашу вежливость: что мы стерпим оскорбление, не повысим тон, не зададим неудобный вопрос (даже если он напрямую касается нас), что от неудобной ситуации засмущаемся мы, а не они. А в случае виртуального общения у оскорбленной стороны нет даже возможности плюнуть в бесстыжие глаза обидчика или дать ему пощечину. Вы его, возможно, даже и не знаете лично.

Последствия кибербуллинга для жертвы с впечатлительной могут быть трагическими — депрессия, психологические проблемы, в особо тяжелом случае — попытка суицида.

— К кому обратиться, если меня травят в интернете? Почему важно сообщать о случаях травли?

— Если это происходит в соцсетях, и буллинг явно нарушает этические нормы, под которыми ваш обидчик подписался, регистрируясь в сети, то Вы можете пожаловаться модератору группы и администрации сети. Для этого могут потребоваться скриншоты (снимки экрана), на которых были бы ясно видны ник (сетевое имя), дата и время поста (сообщения), текст сообщения. Некоторые сети и мессенджеры позволяют стирать свои сообщения, так что, если обидчик это сделал, то без скриншотов будет сложно что-то доказать. После того, как вы сделали скриншот, заблокируйте у себя аккаунт обидчика (поместите в черный список). Это не исключает, что он следом не использует второй или 32-й аккаунт, и что другие пользователи сети не прочтут им написанное, но так хотя бы он не будет мозолить вам глаза.

В случае, если это не поможет утихомирить вашего хэйтера (ненавистника), и вы уверены, что стоящий за буллингом человек живет в Азербайджане, то можно сообщить в полицию или в суд.

О травле важно сообщать по ряду причин. Вы можете стать не единственной жертвой хэйтера: он может перейти с вас на ваших друзей, семью. А угрозы убить или покалечить могут в результате оказаться реальными. И, кроме того, это способ выпустить пар, если вас буллинг эмоционально довел до крайности.

Если вы ребенок и растеряны до такой степени, что боитесь обратиться к родителям и друзьям, не решаетесь пойти в полицию, у вас нет знакомого психолога, то прямой резон обратиться на «Детскую горячую линию» по короткому номеру 116111, по мобильным номерам +994-50-6802280, +994-51-5802280, +994-51-8801180, +994-51-8802280, по электронной почте: [email protected]. Насколько мне известно, у этой «Горячей линии» есть страницы в соцсетях и даже мобильное приложение для телефона.

В случае, если вас угрожают убить, покалечить, похитить или изнасиловать, если в интернете разместили ваше детское порно, то вполне уместно позвонить в полицию (тел.102).

— Меня травят в сети, но я боюсь рассказать об этом родителям. Как мне начать с ними разговор?

— Это зависит от того, что вас больше всего задевает в кибербуллинге. Если там обыгрываются реальные порочащие вас факты, которые вы скрывали от родителей, то это уже само по себе повод для разговора с родителями. Раз уж это слили в соцсети, то обязательно дойдет до родителей, и потому лучше, чтобы они первыми узнали эту тайну от вас, а не от тех, кто вас ненавидит и искажает факты.

А уж если буллинг основан на фейке (ложной информации), то тогда вы чисты перед родителями и тем более стоит поговорить с ними. Возможно, родители придумают какое-то удачное решение проблемы.

Обычно дети боятся вопроса родителей о том, почему из всего класса или школы объектом травли выбрали именно их ребенка? Мол, дыма без огня не бывает, наверное, их чадо что-то сказал или сделал плохое, за что на него накинулись, а от родителей скрывает и т. д. Хорошо, если у ребенка есть осмысленный, убедительный ответ на этот вопрос: обычно это бывают ревность, зависть и т. п.

Но нередко первопричина буллинга лежит не в жертве, а в обидчике. Скажем, стоит уличный хулиган и цепляется к мальчику в очках и со скрипкой. Они друг друга не знают, и хулиган не хочет ни скрипку мальчика, ни даже стать музыкантом. Но хулиган убежден, что он должен преследовать «таких», не похожих на него сверстников, просто затем, чтобы он не ходил по его улице со счастливым видом. Для конфликта хулигана с очкариком или кошки с собакой не надо конкретного повода. Вот это можно попробовать объяснить родителям.

— Как остановить травлю?

— Это в немалой степени зависит от того, знаете ли вы своего хэйтера. Достаточно часто травля в интернете является продолжением обычной травли в реальной жизни. Но если разговор в подворотне, что называется, «к делу не подошьешь», то кибербуллинг оставляет след в виде записей чатов, скриншотов и т. п. Главное — оставить хэйтеров в неведении о том, что вы собираете на них компромат. Хотя иногда бывает достаточно вычислить анонимщика и пригрозить обращением в полицию, чтобы он «сдулся» и прекратил атаки. Но где гарантия, что он не учтет свои «проколы» и не атакует вас позже с другого аккаунта?

Представьте, что вы охотитесь на хищных зверей. Они рычат и пугают вас, прячась за кустами, но не могут вас физически атаковать и укусить. В какой-то момент они потеряют бдительность, высунут морду из зарослей или оставят свои следы, по которым вы их опознаете. Вместе с информацией о том, кто вас преследует в реальной жизни, это станет зацепкой для полиции, когда вы туда обратитесь. Вы, как охотник, можете «отстреливать» особо зарвавшихся хищников с помощью обоснованных и задокументированных жалоб против них внутри сети.

Если вас поддерживают друзья, то попросите вас помочь в заблокировании аккаунтов хэйтеров. Несколько жалоб от посторонних людей нередко помогают эффективней, чем лишь одна, тем более от самой заинтересованной стороны (жертвы).

— Что мне делать, чтобы злые люди не использовали мою личную информацию для унижения или манипуляции? Как предотвратить такие случаи?

— Людям нельзя запретить использовать информацию, которую вы собственноручно выставили в интернет. Единственный разумный выход — ограничить информацию о себе лишь самой необходимой для общения. Внимательно посмотрите американские фильмы — там и полиция, и преступники 90% информации получают из открытых источников, т. е. от самих людей, независимо от их желания.

Зачем выставлять в интернете свои контакты, имя бойфренда, сообщать, куда вы пойдете этим вечером, с кем вы поругались в школе? Для хэйтера эта информация — манна небесная, помогающая ему вам нагадить. Для сообщения личной информации в соцсетях существует личка — инструмент конфиденциальной переписки.

Другое направление предотвращения использования личной информации — подбор друзей. В погоне за статистикой пользователи соцсетей часто принимают в друзья всех без разбора. А потом расплачиваются загаженной лентой сообщений.

Деление пользователей на фрэндов (друзей) и посторонних позволяет затем указать в настройках, что видеть и комментировать ваши посты смогут лишь люди из вашего фрэндлиста. Тем самым вы лишите хэйтеров физической возможности писать на вашей странице, комментировать свои посты.

Хэйтеров не стоит игнорировать, как иногда советуют. Их лучше блокировать, поместив в «черный список». В этом случае, они не смогут зайти к вам на страницу даже как посторонние. Известных вам троллей, которые вращаются в одном с вами круге, стоит заранее блокировать, не дожидаясь, когда они закончат травить ваших друзей и у них дойдет очередь до вас.

Весьма странно выглядит, если хэйтер имеет с вами общих друзей. Вы можете в личке расспросить друга, откуда он знает хэйтера и вообще, кто он. В случае, если есть обоснованное подозрение, что этот фрэнд снабжает хэйтера информацией с вашей страницы, то подумайте о том, не стоит ли исключить его из друзей (отфрэндить)?

Все эти меры не заткнут рта хэйтерам, но зато на вашей странице или в созданной вами группе будет порядок. Тем же, кто посчитает вас недостаточно демократичным, объясните, что их право размахивать кулаком заканчивается там, где начинается ваш нос.

— Есть ли какое-то наказание за травлю в интернете?

— Есть. Когда люди слышат об Уголовном Кодексе (УК), то обычно представляют, что он касается лишь самых тяжких проступков, и если на тебя клевещут на каком-то третьесортном сайте, то это к УК не относится. Вместе с тем, в процессе кибербуллинга нередко используются клевета, оскорбление, угрозы, вымогательство

Так, «клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию … в информационном ресурсе Интернета», наказуема по статье 147.1 УК штрафом в размере 1000-1500 манатов, либо общественными работами на срок 240-480 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на срок до 6 месяцев. Клевета, соединенная с обвинением жертвы в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ст.147.2 УК), наказывается исправительными работами на срок до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Наказуемо и «оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме … в информационном ресурсе Интернета». Виновному грозит то же наказание, что и по ст. 147.1 УК.

В статьях 147 и 148 подразумевается, что виновный распространяет клевету и оскорбление под своим собственным именем. Отдельным преступлением считается массовое распространение клеветы или оскорбления в информационном Интернет-ресурсе с использованием поддельных имен пользователя, профилей или учетных записей (ст.148-1 УК). Под «поддельными именами пользователя, профилями или учетными записями» закон подразумевает имена пользователя, профили или учетные записи, которые созданы в информационных Интернет-ресурсах, в том числе в социальных сетях и не позволяют идентифицировать личность пользователя, то есть созданы с размещением ложных данных об имени, фамилии или отчестве, либо путем сокрытия этой информации, а также с использованием сведений, относящихся к другому лицу, без согласия последнего».

Наказанием за это является штраф в размере 1000-2000 манатов, либо общественные работы на срок 360-480, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 1 года.

Особенностью уголовных дел по клевете и оскорблению является то, что жалоба поступает в суд в порядке т.н. «частного обвинения». То есть потерпевшая стороны должна сама собрать предварительные доказательства вины хэйтера — те самые скрины, фото, видеоролики и пр., о которых я уже говорил.

В порядке государственного обвинения, т. е. с участием прокуратуры, рассматриваются уголовные дела по таким связанным с кибербуллингом обвинениям, как нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст.155), нарушение неприкосновенности частной жизни, т. е. незаконное собирание, распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, а также передача другому лицу документов, материалов видео- и фотосъемок, звукозаписей с такими сведениями (ст.156), оборот детской порнографии (ст.171-1), вымогательство, т.е. требование совершения действий имущественного характера под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких родственников (ст.182). В необходимых случаях, могут быть уместны обвинения в доведении до самоубийства до покушения на самоубийства (ст. 125), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись реальные основания опасаться исполнения этой угрозы (ст.134).

Все эти преступления наказуемы вплоть до лишения свободы. Правда, следует иметь в виду, что уголовная ответственность по всем этим статьям УК наступает лишь с 16-летнего возраста. Но совершивший преступление несовершеннолетний может быть направлен в специнтернат, что формально наказанием не считается.

Джамиля Чеботарёва