Интервью Информационно-аналитической онлайн газеты Novayaepoxa.Com c известным узбекским искусствоведом Бинафшой Нодир.
— Бинафша ханум, не могли бы Вы коротко рассказать о своей научной деятельности? Что является предметом Вашего изучения и почему, по-Вашему, сегодня это актуально?
— Любовь к изобразительному и прикладному искусству зародилась у меня еще во время школы. У моих родителей была большая библиотека, где больше половины книг относятся к искусству (Почти все эти книги теперь находятся в моей личной библиотеке, которая с каждым годом расширяется). Я стала более глубоко интересоваться и изучать прикладное искусство, в том числе и традиционный текстиль, когда стала студенткой искусствоведческого факультета Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзода. Уже, начиная с первого курса, я ездила в экспедиции в дальние регионы Узбекистана, изучая быт, культуру, а так же художественные ремесла нашего народа. Прикладное искусство Узбекистана очень богатое и разнообразное – здесь издревле были развиты такие виды как керамика, чеканка, резьба и роспись по дереву, ювелирное искусство и многое другое. Но меня больше всего привлекал традиционный текстиль, не знаю почему, но он как-то ближе мне, поэтому по завершении аспирантуры Института искусствознания Академии Наук Узбекистана, вот уже на протяжении многих лет я занимаюсь изучением художественного текстиля Узбекистана.
Традиционный художественный текстиль узбеков своей уникальностью, орнаментикой, своеобразием локальных школ на сегодняшний день интересует не только отечественных, но и зарубежных исследователей и коллекционеров. Лидирует же конечно наша вышивка и абровые ткани (икат), которые в качестве лота выставляются во многих знаменитых домах-аукционах, хранятся в частных коллекциях и во многих музеях западных стран. Я была крайне удивлена и восхищена, увидев много зарубежной литературы, посвященной узбекскому прикладному искусству.
— Расскажите об особенностях узбекского художественного текстиля в целом, и используемых узоров в частности?
— Вы знаете, Ваш вопрос является темой не одной диссертации, на него пыталось, и сегодня еще пытается ответить большое число исследователей. Если вкратце, то художественное своеобразие нашего текстиля связано с процессом историко-культурного происхождения узбеков и аспектами этнокультурного характера. Как отмечают исследователи текстиля, шерсть, хлопок, шелк – основные сырьевые сегменты традиционного текстиля, отражающие многоукладность хозяйственной жизни и культурное разнообразие исторического развития народов Узбекистана. Если шерсть – олицетворение культуры кочевых и полукочевых народов, то хлопок и шелк – исторические бренды земледельческой и городской цивилизации, хотя у кочевых этносов также существовала вышивка.
Обработка и выделка изделий из шерсти занимала ведущее место в художественном ремесле в прошлом полукочевых узбеков. Кошмы и сейчас можно встретить практически в каждом селе, каждом доме, где проживают родоплеменные этнические группы. В основном это кунграты, проживающие в южных регионах Узбекистана. В юртах войлок применяется как для внешнего, так и для внутреннего убранства.Большое значение в быту узбеков имели и тканые ковры. В основном это были безворсовые ковры, хотя, по словам многих старых пожилых мастериц, в прошлом у них было развито и ворсовое ковроткачество.
Вышивка была распространена преимущественно в торгово-ремесленных городах и крупных селениях, центрах древней оседлой земледельческой культуры Узбекистана. Не было её только в Хорезме. У городского оседлого населения вышивка была крупной, так как зависела от размеров жилища. У кочевых и полукочевых родоплеменных этнических групп узбеков самое яркое выражение вышивка получила в одежде и ряде мелких бытовых предметов (мешки и мешочки для хранения домашней утвари, продуктов и т.д.) а также в отдельных ковровых изделиях (ковры ок-энли кунгратов) и элементах оформления юрты.
Соответственно отличался и орнаментальный декор традиционного текстиля оседлого и кочевого населения. Для крупных и средних размеров вышивки оседлого населения больше характерны растительные, плавные по очертаниям узоры. В их эстетике и философии часто преобладает тема райского сада (парадиза). В дизайне же вышивки малых форм в прошлом кочевых народов отражены мотивы, близкие их мировоззрению, степному ландшафту и особой бытовой философии – космогонические символы и звезды, солярные знаки, зооморфные мотивы, реже встречаются растительные узоры – это растения степного происхождения.
Орнаменты безворсовых ковров по своей форме разделяются в основном на геометрические и зооморфные. Геометрические фигуры состоят из простых, ступенчатых ромбов, из меандровых мотивов, W и S-образных знаков, восьмилучевой звезды, треугольников, солярной и астральной символики – крестов, квадратов, крестообразных мотивов и др. Зооморфная группа узоров связана с изображениями птиц, диких и домашних животных. При этом в орнаменте используются только отдельные части тела – рога, лапы, когти, глаза, а иногда и просто их условное изображе¬ние – кучкоршохи или кучкорак (бараньи рога), туя буйин (шея верблюда), ит изи (след собаки), кеклик-туш (грудь куропатки), курбакагул (узор лягушки), хокуз кузи (глаз быка), и т.д.
— Как Вы отмечали в одном из своих интервью, узбекская школа национальной вышивки, в частности, сюзане, претерпевает изменения. Можно об этом подробнее. В чем особенность современной узбекской вышивки сюзане? Насколько сильны традиции узбекской школы?
— В настоящее время практически все в прошлом кочевое население перешло к оседлому образу жизни и в их традиционном текстиле также многое изменилось. Многие виды изделий исчезают, другие приспосабливаются к новым условиям жизни и интерьеру стационарных жилищ. Претерпели изменения и изделия традиционной вышивки оседлых народов. Как я говорила сузане – это атрибут художественного текстиля оседлых народов. Причем к этой категории относится узбекскоязычное и таджикоязычное население Узбекистана. Отсюда и двуязычие в терминологии изделий узбекской традиционной вышивки и текстиля в целом.
Многие из известных в прошлом центров, не выдержав требований времени, исчезли, другие центры в настоящее время восстанавливаются. Происходит смена и орнаментального состава и стиля их интерпретации. Классическими образцами узбекской традиционной вышивки считается продукция мастеров Бухары, Нураты, Самарканда, Ташкента и других небольших центров, которые входят в понятие этих школ. В связи с экономической политикой советского государства в начале ХХ века была запрещена частная собственность, на которой основывалась система традиционного ремесла. Постепенно лучшие традиции национальной вышивки стали приходить в упадок, снизилось качество вышитых изделий, многие центры узбекской вышивки исчезли. К 1960 годам отсутствие домотканых тканей и использование анилиновых красителей для шелковых и хлопчатобумажных нитей снизило качество крупной ручной вышивки.
В этот период домашние промыслы были переведены в систему местной и бытовой промышленности, а мастера были вынуждены копировать образцы узоров и форм изделий, которые создавались в дизайнерском центре Ташкента. В результате такой централизации были унифицированы локальные традиции художественного текстиля, утеряны старые технологии и забыты классические типы орнамента. Таким образом, к началу 1990-х гг. качество изделий традиционного текстиля и соответственно спрос на них резко упали. В период независимости наступил новый этап в развитии вышивки. Благодаря политике государства были созданы необходимые экономические и социальные условия мастерам для возрождения забытых традиционных ремесел и дальнейшего развития их сохранившихся видов. Стало восстанавливаться ручное производство традиционного текстиля. Особое место в этом процессе занимает узбекская ручная вышивка и ее символ – сузане (узб. сўзана).
Лучшие современные сузане (или сузани) основаны на эстетике и технологии классических образцов вышивки конца XIX – начала XX в., именно они получают хорошую оценку не только у нас, но и за рубежом. В качестве примера можно привести вышивки ташкентской мастерицы Мадины Касымбаевой, исполненные по мотивам музейных образцов. Обращение к старым технологиям и классическим узорам сегодня характерно и для мастериц-вышивальщиц других регионов — Шахрисабза, Нураты, Бухары, Шафиркана, Ургута, Намангана, возрождающих традиции вышивки периода ее расцвета. Сложнее обстоит вопрос с возрождением старых технологий и художественных приемов ручной вышивки в таких регионах, как Сурхандарья и западные районы Кашкадарьи, отдельные регионы Ферганской долины.
— Насколько востребован традиционный текстиль на местном рынке и за рубежом?
— Вы знаете, могу с уверенностью сказать что востребован. На сегодняшний день традиции узбекского текстиля получают креативное воплощение в разных отраслях современного дизайна, в таких как Fashion-индустрия, интерьерный дизайн и т. д. Сейчас можно встретить в интерьерах западных дизайнеров узбекский традиционный текстиль в качестве декора или аксессуаров. Используется даже в качестве обивки для мебели.
Особенно популярен наш икат не только среди местных дизайнеров одежды, но и у зарубежных брендов и Домов моды с мировым именем, таких как Oscar de la Renta, Balenciaga, Dries Van Noten, Gucci, Roberto Cavalli и т.д. В 2004 году в Узбекистан приезжал знаменитый американский дизайнер Oscar de la Renta и заказал для своей коллекции абровые ткани у известного маргиланского мастера-ткача Расула Мирзаахмедова. Можно смело сказать, что сегодня узбекский икат стал национальным брендом Узбекистана.
— Вы также являетесь куратором выставок по узбекскому текстилю. Высок ли интерес к подобным мероприятиям у дилетантов, людей, далеких от искусства?
— Конечно, еще как высок. Наблюдая за контингентом людей, посетивших все выставки, посвященные прикладному искусству Узбекистана, где я была куратором (Б. Нодир является автором и куратором многих проектов и выставок: «Свет далекой звезды», «Таинство волшебных нитей», «Сад любви», организованными журналом «SAN’AT» и Ташкентским Домом фотографии; «Нить, соединившая поколения», «В поисках потерянного рая…», организованных Фондом Ислама Каримова и др.) могу сказать, во-первых, это люди не только из области искусства, но и из других сфер. Это и врачи, и бизнесмены, и преподаватели и т.д. Во-вторых, я заметила, что в этом вопросе нет возрастных ограничений. Школьники и пожилые люди с удовольствием приходили, смотрели и наслаждались красотой экспонатов наших выставок.
— Насколько популярны у сегодняшней молодежи национальные костюмы: чапаны, тюбетейки, элементы женской одежды и т.д.?
— В какой-то мере сегодня национальные костюмы популярны, особенно среди местного населения без возрастных ограничений. Как молодые, так и люди более старшего возраста носят элементы традиционного костюма, сочетая их с современной одеждой. В приданом почти у каждой узбекской невесты можно увидеть множество нарядов, сшитых из традиционных узбекских тканей.
В моем гардеробе так же имеется несколько нарядов от наших известных дизайнеров, которые я ношу с удовольствием. Одним из любимых является чапан-халат, вышитый Мадиной Касымбаевой. Это все, конечно, хорошо, но с другой стороны, мне кажется, надо быть немного осторожным, чтобы это «обилие», чрезмерное использование этнотрадиций не привело к психологической утомляемости потребителя. Не должно быть перебора, как и везде и во всем, надо уметь найти золотую середину.
Ну, и как же тут обойтись без туристов. Я еще не видела ни одного туриста, который не увез бы с собой знаменитые узбекские шелковые шарфы или тюбетейки (улыбается).
— Узбекистан издревле славился своим знаменитым ханатласом. Если не ошибаюсь, в народе даже существуют легенды, связанные с возникновением этой ткани, напоминающей цвета радуги. Не могли бы Вы развеять мифы и рассказать, как все было в реальности?
— Восточные цивилизации подарили миру много блистательных открытий, среди которых одним из не угасающих по своей красоте является феномен Шелка. Благодаря ему, в далеком прошлом началось сближение и взаимодействие Востока и Запада, возник Великий Шелковый путь, объединивший в своем стремлении к процветанию страны и регионы всей Евразии. На рубеже XIX-XX вв. здесь достигло высокого уровня искусство изготовления шелковых и полушелковых тканей, именовавшихся по характеру его орнамента местными мастерами абровыми (абр – перс. облако), а самих мастеров работавших в этой технике называли абрбандчи (создающий абровые узоры). В международном обиходе он получил название икат (от слова обвязывать) по способу его изготовления – резервирования пучков нитей во время окрашивания, что придавало общему рисунку расплывчатые контуры.
Существует много легенд, связанных с этой прекрасной тканью. Например, в Маргилане среди мастеров-ткачей существует предание о том, что необычная гамма цветов и живописные разводы узоров являются отражением небесной радуги, которую увидел один мастер-ткач на водной глади и затем перенес их на шелковую ткань, что объясняет его радужные расцветки. Когда и где появилась техника иката — сказать трудно, но то, что он зародился в недрах Великого шелкового пути, ни у кого не вызывает сомнения.
— Вообще, Узбекистан на протяжении многих веков славился своим шелком, который производили с помощью тутового шелкопряда. Сохранились и поддерживаются ли традиции сегодня?
— Да, несомненно. С обретением независимости началась новая веха в истории национального шелкоткачества Узбекистана. Мастера-абрбанды Ферганской долины стали зачинателями возрождения лучших традиций узбекских абровых тканей. Благодаря их усилиям в начале 1990 годов были восстановлены рецепты изготовления растительных красителей, возрождена технология изготовления многих старинных видов абровых тканей, восстановлены и творчески обогащены орнаментальные традиции шелкоткачества прошлых веков. Вновь в махаллях появились мастерские по ручному производству шелка.
Сегодня в Маргилане около 30 мастерских занимаются только переработкой шёлка, более 100 мастеров наносят узоры и красят ткани, около 200 мастеров занимаются предварительной подготовкой нитей к процессу ткачества и более 1000 мастеров и мастериц заняты непосредственным ткачеством.
— Вы уже неоднократно бывали в Азербайджане. Какие впечатления на Вас произвела наша столица и ее жители?
— Когда я впервые посетила Баку, этот город очень впечатлил меня своей архитектурой, гармоничным симбиозом Востока и Запада, позитивной энергетикой, гостеприимным и радужным народом, своеобразной и очень вкусной кухней. По виду своей деятельности, я посетила в первую очередь почти все музеи и галереи. Очень понравился Музей ковра и Музей современного искусства. Меня порадовало то, что у вас большое внимание уделяется искусству, культуре, проводятся различные фестивали, симпозиумы, большое внимание уделено современному искусству. Понравилось, как люди, жители столицы, кто-то с семьей, кто-то с друзьями после работы гуляют допоздна по бульвару. Это очень хорошая традиция.
— Как, по-Вашему, что общего между узбекским и азербайджанским народами, в их культуре, особенностях характера, быта и т.д.?
— В Баку у меня много друзей, и все они в основном люди искусства. Пока я гостила в семье друга (художника Эмина Аскерова), заметила, что у азербайджанцев, так же как и у нас, почитают и уважают старших и родителей. Так же увидела много схожего в культуре, менталитете, языке и даже в кухне. И поэтому не ощущала себя в чужой стране, все показалось очень близким и родным. И будучи уже у себя дома, я часто вспоминаю Баку, и думаю, что он останется одним из моих любимых городов, куда все время хочется возвратиться.
— Насколько полезной оказалась Ваша поездка в Баку с профессиональной точки зрения и накопления опыта?
— Все мои поездки, в первую очередь, были связаны с моей научной деятельностью. В первый раз я участвовала в Международной конференции «Алибек Гусейнзаде и тюркское искусство» по приглашению доктора искусствоведения, профессора, г-на Э. Саламзаде. Второй раз я приехала в Баку тоже на конференцию, которая прошла в Музее ковра, выступала с докладом по коврам кунгратов – полукочевых узбеков, проживающих в южных регионах Узбекистана. Последняя поездка оказалась очень плодотворной и занимательной. Познакомилась с искусствоведами, специалистами по текстилю из многих стран СНГ. Мы обменялись информацией, более глубоко ознакомилась с потрясающей коллекцией ковров Азербайджана. Я считаю, что такие симпозиумы, конференции и встречи необходимы для нас.
— Бинавша ханум, спасибо большое за интересную беседу. Мы Вам желаем успехов и всегда рады видеть Вас в Баку.
— Спасибо!
Фотографии предоставлены Бинафшой Надир
Рустам Гасымов
www.novayaepoxa.com