Бакинская городская скульптура: История создания памятника гениальному музыканту — ФОТО

Информационно-аналитическая онлайн газета Новая Эпоха продолжает знакомить своих читателей с авторским проектом Рустама Гасымова под названием «Бакинская городская скульптура»

В Баку в скверике на проспекте Строителей установлен памятник одному из влиятельнейших представителей европейской классической музыки, гениальному австрийскому композитору Вольфгангу Амадею Моцарту.

Авторами памятника являются Натик Алиев выпускник отделения архитектурно-декоративной пластики ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, Народный художник Азербайджана, педагог с 35-летним стажем работы, профессор, член Союза художников СССР (1986 г.), почетный член РАХ, председатель художественного совета Академии художеств Азербайджана, обладатель ордена Шохрат и «Золотого почетного ордена» (Орден почетного рыцаря 1-ой степени Австрийской Республики за заслуги в области искусства) и заслуженный деятель искусств, художник-архитектор, директор Азербайджанского национального музея искусств Чингиз Фарзалиев.

Сегодня мы с вами узнаем историю создания этой скульптуры от его автора Натика муаллима, который во время нашей беседы рассказал об особенностях работы над памятником В.А.Моцарту, как он нашел композиционное решение, и как скульптура композитора была воспринята представителями Австрийской Республики.

«Когда мне предложили сделать памятник Моцарту, я был очень счастлив, что мне доверили изваять скульптуру столь гениальной неординарной личности, которую знают во всем мире. Было престижно, почетно, интересно, волнительно и ответственно браться за такую работу. Создавая памятники историческим личностям, нельзя допускать ошибок!», — вспоминает Натик Алиев.

Однако создать скульптуру – это всего лишь полдела, нужно найти соответствующее место в городе, где ее поставят. «Для установки памятника австрийскому композитору было предложено много мест. Мне даже рекомендовали самому определиться с местом для будущей скульптуры. Дело в том, что для такого памятника нужна была территория, представляющая собой небольшой парк или сквер. В процессе поиска это место (тихий и спокойный уютный уголок в центре мегаполиса) было найдено – им стал сквер на проспекте Строителей. После принятия окончательного решения, территория была благоустроена, а на площади 2300 квадратных метров заложен сад для отдыха жителей и гостей столицы».

Когда место было выбрано, автор приступил к работе над эскизами. По словам Алиева, чем интереснее сам образ, богаче и насыщеннее его жизнь, тем выразительнее получается скульптура. «Яркая жизнь исторической личности, полная всевозможных событий, дает скульптору возможность развернуться и выбрать самое интересное для воплощения в образе. Это очень важно. Моцарт как раз и был такой личностью — невероятно одаренным человеком с непростой судьбой, создавший за свою относительно недолгую жизнь (ред. он прожил 35 лет) уникальные музыкальные произведения, ставшими шедеврами, которыми восхищаются все новые и новые поколения, как музыкантов, так и любителей музыкального искусства. Моцарт стал писать музыку достаточно рано, причем творчество для него было словно небо для птицы, где он парил и получал от этого удовольствие, не испытывая никаких сложностей. Его не случайно называют и считают гением», — рассказывает Натик муаллим.

Создание скульптуры процесс сложный и трудоемкий, включающий несколько стадий, одна из которых – сбор информации о человеке, которому будет возведен памятник. «Каждый раз, когда передо мной стоит цель – создать памятник определенной личности, я начинаю изучать ее биографию, выделяя в ней знаковые и переломные моменты, имеющие особую значимость. Если мой герой музыкант, художник или архитектор, я начинаю изучать его творчество, чтобы погрузиться в необходимую атмосферу, которая сама подскажет мне, каким будет образ будущей скульптуры. На этот раз все получилось именно так. Я заслушивался произведениями Моцарта, например, неоднократно слушал «Реквием», «Турецкий марш», «Волшебную флейту», отрывки из его знаменитых опер, которые ставятся в лучших театрах мира, и другие известные произведения австрийского мастера. Автор всегда вкладывает частичку души в свои творения, поэтому мне удалось почувствовать энергетику и сущность этой Личности через его музыку.

Наряду с этим я смотрел фотографии памятников, которые поставили В. А. Моцарту в других городах и странах, например, на его родине в Зальцбурге, в Вене (Австрия), Праге (Чехия), Севилье (Испания), на крыше Старой Оперы Франкфурта-на-Майне (Германия), Баварии и Берлине (Германия) и т.д. Проводить такую работу необходимо, чтобы не повторяться и создать оригинальную скульптуру, не похожую на предшественников», — объясняет Алиев.

Моцарт покинул этот мир молодым, поэтому Натику Алиеву захотелось создать соответствующий образ гения в самом расцвете сил. «Несмотря на то, что мой герой играл на разных музыкальных инструментах, включая клавесин и скрипку, я решил оставить его руки свободными, ведь он, прежде, всего сочинитель и вошел в историю, как композитор. Одна из задумок была дать ему в руки дирижерскую палочку, но я отказался от этой идеи. На первый план вышли его руки, кисти, пальцы, полные энергии творить, создавать, писать музыку. Легкость, с какой Моцарт творил, его молодость подсказали мне сделать скульптуру легкой и одухотворенной, поэтому образ был найден в процессе творческих исканий. Эскиз был готов, оставалось только его исполнить. Времени было очень мало, сроки поджимали, поэтому нельзя было терять ни минуты. Что касается передачи визуального сходства, то это не вызвало никаких сложностей, так как образ композитора всем нам знаком, например, в Зальцбурге или Вене он повсюду, начиная от памятников и кафе, и заканчивая обертками конфет с изображением Моцарта и аналогичным названием».

Существует много споров, относительно того, носил Моцарт парики или нет. Согласно одним источникам, он носил короткий белый парик с тонкой косичкой наподобие тех, что носили солдаты прусской или французской армий. Однако в других источниках утверждается, что это миф и Моцарт не только никогда не носил маскарадные парики, показанные в фильме «Амадей», он вообще редко носил парик (только в особых случаях). То, что мы видим на его портретах – его настоящая шевелюра, украшенная и уложенная по тогдашней моде. «Тем не менее, нам сложно представить его в другом стиле, поэтому я показал композитора с уже привычной для нас прической. Что касается одежды, то она выбрана соответственно эпохе, в которой жил Моцарт. Если говорить о габаритах, то величина этого памятника составляет полторы натуры. Хочу особо отметить деятельность художника-архитектора Чингиза Фарзалиева, который выполнил архитектурную и художественную часть работы, приняв во внимание все точности и мельчайшие детали».

Однако еще в процессе работы возник важный вопрос – на чем будет стоять австрийский композитор?! Ведь созданием скульптуры работа не заканчивается, необходимо выбрать правильный постамент, который, как и место установки, в определенной степени определяют успех будущего памятника. «Моцарт жил в XVIII веке, поэтому не только образ, но и пьедестал должен соответствовать эпохе композитора. Я подумал и понял, каким он должен быть – это пьедестал цилиндрической формы с широким основанием. Его цвет соответствует по своему тону скульптуре, что позволяет добиться целостной композиции», — делится скульптор.

Торжественное открытие памятника Моцарту состоялось 12 октября 2011 года. В церемонии приняли участие Президент Азербайджана Ильхам Алиев и Федеральный Президент Австрии Хайнц Фишер.

Несмотря на то, что Натик Алиев всегда достаточно критично относится к своим работам, результат этой работы ему очень понравился. «Задумка оправдала мои ожидания, причем не только мои, но и всех, кто был на открытии, как политиков, так и музыкантов. Скульптура понравилась всем присутствующим. Это невероятно волнительный момент для скульптора, ведь он не знает, как воспримут зрители его творение, когда со статуи будет снято покрывало. В эти минуты даже секунды ожидания время словно останавливается, а сердце начинает биться в два раза быстрее. Но когда работа получает положительную оценку, у тебя возникают непередаваемые эмоции и чувство удовлетворения», — говорит автор.

Из выступлений президентов двух государств:

Ильхам Алиев: «Бессмертные произведения Моцарта живут сегодня и будут жить вечно. Я считаю, что даже несведущие в музыкальном искусстве люди любят его произведения. Австрийцы – счастливый народ, так как у них есть такая гениальная личность как Моцарт. В Азербайджане Моцарта очень любят. Открытие памятника гениальному композитору является символом австрийско-азербайджанской дружбы и знаком уважения азербайджанского народа к его памяти. Только в дружественных странах воздвигают памятники выдающимся личностям другой страны. Мы очень рады, что некоторое время назад в Вене был открыт памятник гениальному азербайджанскому композитору Узеиру Гаджибейли, который является основоположником азербайджанской классической музыки и автором государственного гимна АР. Это еще больше объединяет наши страны и народы».

Хайнц Фишер: «Я очень рад присутствовать на открытии памятника гениальному австрийскому композитору Вольфгангу Амадею Моцарту в Баку. Моцарт – это личность, которую уважают во всем мире. Австрийцы особенно гордятся им. Скажу даже, что когда речь заходит о Моцарте, мы становимся эмоциональными. Некоторое время назад мы отметили 250-летие Моцарта, причем отмечали целый год. Я не знаю другого такого человека, чей день рождения и посвященные ему мероприятия отмечались бы так торжественно, в таком многостороннем формате, причем на различных уровнях. Моцарт – это гениальная личность. Его произведения – это не только музыка, в них в определенном смысле присутствуют прогресс, свобода, либеральное мышление и, я бы даже сказал, права человека. К примеру, в его операх можно почувствовать современность. Может быть, благодаря этим перечисленным факторам в таком прекрасном месте, на такой красивой площади был и установлен достойный памятник Моцарту».

Однако это история имеет продолжение. Спустя время правительство Австрии решило отблагодарить авторов памятника своему любимому композитору и наградило Натика Алиева «Золотым почетным орденом» — орденом почетного рыцаря 1-ой степени Австрийской Республики за заслуги в области искусства, который ему торжественно вручили в посольстве Австрии в Баку, включая сертификат от Канцелярии президента страны. А Чингиз Фарзалиев был удостоен Большого почетного ордена «За заслуги перед Австрийской Республикой».

Вольфганг Амадей Моцарт — австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, оказавших большое влияние на мировую музыкальную культуру. Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Он был самым молодым членом Болонской филармонической академии за всю её историю, а также самый молодой кавалер ордена Золотой шпоры.

Моцарт работал во всех музыкальных формах своего времени и добился в них большого успеха. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.

Фотографии предоставлены Натиком Алиевым

Рустам Гасымов