Бакинская городская скульптура: История создания памятника «Освобожденная женщина»

Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com продолжает знакомить своих читателей с авторским проектом Рустама Гасымова под названием «Бакинская городская скульптура»

В скверике с фонтанами перед высотным административным зданием на стыке улиц — Салатын Аскеровой, Джафара Джаббарлы и Зивербека Ахмедбекова, возле станции метро «Низами» на высоком 10-ти метровом гранитном постаменте стоит 4-х метровая бронзовая статуя «Освобожденная женщина», установленная в 1960 году. Этот памятник является одной из достопримечательностей азербайджанской столицы. Скульптор — Народный художник Фуад Абдурахманов, архитектор — Народный архитектор Микаил Усейнов. Этот памятник — своеобразная статуя свободы в Азербайджане.

В формировании облика любого города мира, в данном случае Баку, огромная роль принадлежит скульптурным памятникам и монументам. Большинство из них установлены как дань памяти видным деятелям азербайджанского народа, деятелям мировой культуры и политики. Памятник «Освобожденная женщина» — в числе тех немногих, которые посвящены не конкретному лицу. Он — олицетворение эпохального для современной истории Азербайджана события — раскрепощения азербайджанской женщины. Снятие чадры было только началом. В действительности за этим следовали все остальные свободы — равные права с мужчинами, право на голосование, образование, на участие в общественно-политической жизни страны и пр.

Колоссальный путь, по которому прошла женщина Азербайджана, нашел отражение в монументе. На высоком постаменте была установлена фигура молодой азербайджанки, сбрасывающей с себя чадру — символ феодального угнетения и социального неравноправия женщин Востока.

Начало творческой работе над этой монументальной скульптурой положило создание в 1956 году Фуадом Абдурахмановым статуи «Освобождение». Она была представлена на юбилейной выставке 1957 года. Скульптор вылепил из глины двухметровую фигуру женщины, а потом воссоздал ее из бронзы. Эта композиция получила название «Свобода» и была представлена во время экспозиции в Музее искусств. Специалисты, которые видели памятник, рекомендовали поместить его в центральной части города в связи с сорокалетием советской власти. После этого Фуад Абдурахманов начал работу над большей версией памятника, чтобы отразить тему свободы азербайджанской женщины. Памятник был вылит из бронзы в 1959 году в Ленинграде. Позже он был доставлен в Азербайджан. В этой работе скульптор продолжил тему, к которой обратился еще в юности, создав в 1937 году статуэтку «Севиль». Абдурахманов был вдохновлен главным женским персонажем пьесы Джафара Джаббарлы «Севиль».

«Тема раскрепощения женщины-азербайджанки давно влекла меня. Начиная работу над скульптурой, я почему-то мысленно представил себе орлицу, запутавшуюся в тенетах. Она рвет свои путы, наконец, освобождается от них. Еще миг, и она стремительно взлетит в солнечное небо» — говорил Фуад Абдурахманов о своей идеи памятника.

Стоит отметить, что архитектурная часть памятника была доверена академику Микаилу Усейнову, который мастерски справился со своей задачей.

Статуя, установленная на 10-метровом постаменте, словно парит в воздухе. В монументе ощущается строгая сдержанная сила, духовное величие и высокая нравственная красота, прекрасно переданные скульптором. В фигуре чувствуется некая внутренняя динамика, прослеживающаяся в линиях силуэта, драпировке одеяния. Не случайно Абдурахманов уделил столько внимания пластике данной скульптуры. Подобная трактовка образа азербайджанской женщины вызывает ассоциации с величественными образами эпохи Возрождения в Европе. Важную смысловую значимость несет и жест руки, откидывающей чадру, что придает скульптуре большую динамичность.

Торжественное открытие монументального памятника «Освобожденная женщина» состоялось 30 апреля 1960 года, на котором выступили представители разных поколений азербайджанских женщин.

Вот уже 58 лет этот памятник украшает столицу нашей страны. Он прошел испытание временем, несмотря на политические и общественно-политические события, произошедшие в стране после восстановления Азербайджаном своей независимости.

В 2010 году был обновлен постамент памятника, его обшили плитами из черного гранита.

Памятник «Освобожденная женщина» — одна из лучших работ азербайджанского скульптора Ф. Абдурахманова.

Фуад Абдурахманов (1915-1971) – известный азербайджанский скульптор-монументалист, заслуженный деятель искусств и Народный художник Азербайджана, первый азербайджанец, ставший член-корреспондентом Академии художеств СССР. Лауреат двух государственных премий.

Абдурахманов – создатель множества памятников, многие из которых украшают Баку. Это и скульптура гениального Низами Гянджави, о которой можно почитать здесь.

Другой работой Абдурахманова, которой был посвящен один из материалов в рамках проекта «Бакинская городская скульптура», стал памятник Народному писателю Самеду Вургуну. Историю создания этой скульптуры можно почитать здесь.

Микаил Усейнов (1905—1992) — азербайджанский архитектор и историк архитектуры, педагог, профессор, академик Академии архитектуры СССР (1957; член-корреспондент 1941), Народный архитектор (1970), лауреат Госпремии второй степени (1941) и премии Совета министров СССР (1978), член Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии.

При подготовке статьи использовались фотографии и материалы из интернета

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

6702
virtonnews.com