Американский аналитик: «Строительство трубопровода через Армению ограничит возможности России и поможет решить карабахский конфликт»

На портале Института Центральной Азии и Кавказа и Программы изучения Шелкового пути — Объединенного центра, связанного с Советом по внешней политике США в Вашингтоне и Институтом безопасности и политики развития в Стокгольме (www.silkroadstudies.org) опубликована статья Стивена Бланка (Stephen Blank) — старшего научного сотрудника американского Совета по внешней политике под названием «Большой взгляд на каспийскую энергию» (Thinking Big About Caspian Energy).

Стивен Бланк

Стивен Бланк является автором многочисленных статей и монографий, посвященных геополитике и геостратегии бывшего Советского Союза, России и Евразии, и в своей новой статье анализирует те возможности, которые США и страны Запада могут получить в случае использования каспийских энергоресурсов в геополитических целях.

Статья составлена в русле современных взглядов политического истеблишмента США на внешнюю политику России и ярко выражает те взгляды и оценки, которые имеются у американских аналитиков относительно ситуации в Каспийском регионе:

Преамбула: Подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря в августе 2018 года открыло новые возможности для вывода центральноазиатских нефти и газа на европейские и мировые рынки. Таким образом, стал возможным Южный газовый коридор (SGC), который может соединить оба берега Каспия. Вместе с тем, необходимо думать и о других направлениях использования каспийского газа, в том числе в экономических и политических целях. Каким бы путем каспийские энергоресурсы не направлялись в Европу, они должна пересекать Кавказ, а это может иметь существенное значение для трансформации Евразийской геополитической сцены и повестки дня. В частности, те стороны, которые хотят разрешить нагорно-карабахский конфликт, могут теперь разработать мирную программу, которая будет предполагать использование энергоресурсов для содействия установлению прочного мира между Арменией и Азербайджаном, что, в конечном счёте, уменьшит способность России манипулировать этим конфликтом и в то же время обогатит европейских потребителей.

Текущая ситуация: Армения получает большую часть энергии от старой советской атомной электростанции в Мецаморе. Это станция, однако, является старой и находится в районе высокой сейсмической активности. Эти факторы создают опасность для Армении и всех ее соседей, и перспектива второго Чернобыля всегда существует. Более того, зависимость Армении от России в обеспечении энергией представляет собой основной рычаг влияния России на экономику и политику Армении, подобно тому как это происходит в Восточной Европе и бывшем постсоветских странах. Учитывая эмбарго, введенное Турцией в отношении Армении, и войну с Азербайджаном, у Армении нет другого выбора, кроме как полагаться на Россию.

Эти факты делают энергетику Армении уязвимой. На этом фоне имеется возможность для творческого будущего использования каспийских энергоресурсов, при условии, что некоторые правительства будут готовы инвестировать в мир на Кавказе. Именно здесь необходимо дальновидное, трудолюбивое и настойчивое политическое руководство, подобное тому, которое Вашингтон осуществлял в 1990-х годах для строительства нефтепровода Баку-Джейхан. У Москвы нет ни воли, ни ресурсов для укрепления мира на Кавказе. Запад должен использовать свое превосходящее экономическое и дипломатическое влияние для содействия строительству ЮГК из Каспия через Азербайджан, используя его в качестве рычага в потенциальном мирном урегулировании, которое он должен продвигать аналогично тому, как США продвигали Кэмп-Дэвидские соглашения 1978-1979 годов и Дейтонский мирный договор в 1995 году.

Другими словами, строительство трубопровода через Армению в рамках мирного процесса было бы достойным политическим капиталовложением. Такие проекты могли бы не только способствовать региональному миру и экономическому и политическому развитию Армении, но и ограничивать возможности России. Они могли бы также поддержать стремление Правительства Пашиняна к демократизации и улучшению связей с Западом. Как энергетика, так и доходы, получаемые Ереваном от такого трубопровода, будут подталкивать страну к Азербайджану и Турции, а через них к европейским потребителям, которые уже ведут переговоры с Азербайджаном о предстоящих закупках газа посредством Трансанатолийского и Трансадриатического трубопроводов. Наличие этих трубопроводов, ведущего в Турцию и, таким образом, в Европу, может также облегчить турецкую зависимость от российского газа.

Перспективы: слишком много внешних наблюдателей не видит новаторских идей о шагах, которые можно было бы предпринять для разбора «завалов» в области энергетики, безопасности и политики на Кавказе. Конечно, нет никаких признаков какого-либо дальновидного мышления со стороны США, но идеи, высказанные здесь, тесно связаны с повышенным интересом Америки к экспорту энергоносителей, противодействию российскому влиянию за рубежом и ее повышенным экономическим интересом к Центральной Азии. Нефть и газ Каспия могут стать инструментом не только получения экономической выгоды для Кавказа и Центральной Азии, но также могут способствовать достижению вышеупомянутых геополитических целей, которые повысят безопасность и стабильность в обоих регионах. Безусловно, США и ЕС, работая вместе, должны будут предоставить гарантии для работ по строительству ЮГК и трубопровода через Армению, а также связанную с этим инфраструктуру. Тем не менее, если мы будем продолжать эти усилия и работать над снижением чрезмерных затрат на центральноазиатские углеводороды, инвестиции преобразят евразийскую политическую и экономическую сцену. Это было бы также серьезным ударом по российско-саудовской оси, которая сейчас пытается сохранить искусственно высокие цены на нефть и газ на мировых рынках. Такая политика нанесет прямой удар по энергетическим доходам Москвы, из которых она непосредственно финансируют свои глобальные агрессивные кампании за российскими границами и в Европе.

Сочетание различных направлений зарождающейся западной политики или стратегии в отношении России имеет выдающийся политический и моральный смысл, даже если это требует субсидий и существенных инвестиций и, по общему признанию, азартной игры за мир. Однако, ничего не делая, просто увековечивая замороженную ситуацию, Запад приносит пользу Москве и создает предпосылки для повторения «взрывов», Конфронтация между Арменией и Азербайджаном приносит пользу только России. Вместо этого у нас теперь есть средства, чтобы принести пользу воюющим сторонам и их соседям. Усиление участия Запада в делах Кавказа и Центральной Азии необходимо для того, чтобы помочь этим государствам продолжать поддерживать их стремление к независимости, процветанию и безопасности. Инновационное использование энергетики для сближения жизненно важных целей национальной и международной безопасности Запада, Армении и Азербайджана не только выражает большую идею для Кавказа, оно также предлагает беспроигрышную политику для многих различных групп населения, косвенно вовлеченных в войну вокруг Нагорного Карабаха.

Многие наблюдатели, включая самого автора, открыто утверждают, что продолжающееся бездействие может привести к тому, что неразрешенный конфликт превратится в горячую или фактическую стрелковую войну, которая может привести к прямому вмешательству России в одну или несколько стран и подчинению всей территории своим её «имперским замыслам». Действительно, в настоящее время ходит много слухов, вероятно, поступающих от Москвы, о том, что существует секретная сделка с Баку по вступлению в ОДКБ и, таким образом, получению взамен своей давней независимости в области безопасности пяти из семи районов, захваченных Арменией в 1993 году. Это был бы не мир, а скорее рецепт для продолжающегося имперского движения Москвы. Первопричиной отсутствия безопасности во всей Евразии является требование Москвы об имперском статусе, который она может выдержать только ценой отчаяния, безмолвия и деспотизма во всем регионе, включая саму Россию. Таким образом, если оставить этот вопрос Москве, это не приносит пользы никому, кроме нескольких клептократов и, честно говоря, гангстеров в костюмах, которые сейчас правят Россией.

С другой стороны, открытие Каспия для благотворной эксплуатации его природных ресурсов и его вод способствует перспективе более тесной интеграции кавказских и центральноазиатских государств, особенно поставщиков энергоресурсов, а также укреплению их связи с Европой и Западом. Вследствие этой связи также будут расти безопасность, процветание и независимость стран региона.

Выводы: как было отмечено выше, для того, чтобы США и/или ЕС занять достойное место на геополитической карте региона необходимо проявлять повышенный интерес к проблемам Кавказа и в Центральной Азии. Большое мышление о каспийских энергоресурсах означает, что они способны не только обеспечивать тепло и электроэнергию для потребителей, но и способны решать геополитические задачи. Эту возможность необходимо использовать для создания более безопасной и процветающей жизни в регионе, а также для приближения к цели создания более открытых рынков и прозрачных экономических и политических взаимодействий. В конечном счёте это будет способствовать процветанию, а не преступности и политической подрывной деятельности.

Если это предложение не будет реализовано, то другие могут серьезно подумать о проблемах, с которыми сталкиваются региональные правительства и региональная безопасность. Мнение о том, что нет никаких новаторских идей относительно Центральной Азии и/или Кавказа, в конечном счете, не что иное, как повод для самоуспокоения. А самоуспокоенность – это последнее, что нужно Кавказу или Центральной Азии.

www.novayaepoxa.com

3054
virtonnews.com