466 лет с падения Казани: что потеряли и приобрели татары?

2 октября 1552 после длительной осады столица Казанского ханства была захвачена русскими войсками под командованием Ивана Грозного. Это было последней, пятой по счету осадой.

Историю татарского государства обсудили с татарским экспертом, руководителем проекта Концептуальная площадка «ТатПолит» Русланом Айсиным.

Руслан Айсин

— Каковы главные причины падений татарских ханств по всей Евразии, которые веками правили обширными территориями, гигантской по размерам географией?

— Одной из фундаментальных причин поражения Золотой Орды в противостоянии с Московским княжеством является общая раздробленность тюркского мира, в то время как Москва шла противоположным путём: она собирала разрозненные княжества. Если брать непредвзятых и не официозных историков, то у них можно встретить следующую мысль: Московия объединилась не вопреки давлению Золотой Орды, а благодаря ей. Сарай не лез во внутренние дела русских княжеств, не ослаблял их, а рассматривал как один из своих улусов. То есть, это как современная Москва, как федеральный центр, относится к одному из своих регионов, типа Якутии, Белгородской области или Камчатки. Однако, как это часто бывает, внутридворцовые распри в Золотой Орде, чехарда с правителями привели к ослаблению централизованного управления, потере политической инициативы, и как следствие, -усилению центробежных сепаратистских тенденций в империи.

Тут надо сказать, почему в принципе кочевые империи не способны были долго удерживать в кулаке власть. Дело в том, что кочевники легко завоёвывали любые территории, ломали хребет любым государствам, но при этом не заботились о том, чтобы укреплять достигнутые завоевания. Кочевники обладали чистым рыцарским мировосприятием, в котором на первом месте стоит воинская доблесть и кодекс чести. Они не придавали значения политической интриге, чем часто пользовались их геополитические противники, прежде всего китайцы, верили клятвам и следовали договорённостям. Воинский кодекс считал, что политическое склочество, придворные игрища — недостойны воина. А враги
это активно использовали. Более того, тюрки уделяли мало внимания обороне, они не крепили города, так как пребывали в мобильном состоянии и считали, что нет такой силы, которая способна бросить им вызов, посему крепить стены в захваченных ими городах — это трусость. Враги умело использовали эти пробелы в стратегии тюрков и добивались успеха, подтачивали власть тюркской элиты изнутри.

Падение Казанского ханства в 1552 году открыло дорогу Ивану Грозному к завоеванию территории, лежащей к востоку от Волжского региона. В 1556 году было завоёвано Астраханское ханство, а в 1582 году тюрок Ермак покорил Сибирское ханство, подчинив его Москве. Таким образом, дорога на Большую Сибирь и Дальний Восток стала открыта для завоевания молодой Московской империей.

В качестве резюме скажу: тюркские ханства пали по причине собственной слабости, раздробленности, политической наивности и отсутствию иммунитета от внешних тлетворных вирусов.

— Как толкуется история татарского народа в современной, официальной российской истории? Что изменилось в методике преподавания истории в России после распада СССР?

— Официальная историография, начиная с Карамзина, последовательно проводила линию на демонизацию золотоордынского периода истории. Получается как бы две разных истории, одна: Киевская Русь-Московское княжество-Петровская империя, другая — Гунны-Монгольская империя-Золотая Орда, последние выступают антагонистом и тёмной стороной светлого начала. Немецкой элите, которая утверждает свою власть в стране с 18 века, нужна была проевропейски окроплённая история, где татары выступают в роли дикарей-кочевников,несущих тиранию, хаос, разорение и антицивилизационный импульс. Недаром, прогерманской знати понадобилось новое толкование отечественной истории, чтобы идеологически обосновать собственное право на монархию. Отсюда вышла идея «просвещённого монарха», и «тёмного татарского наследия», которое император должен преодолеть и вывести Россию к свету европейского озарения.

Но уже с 19 века в среде российских консервативных интеллектуалов зарождается движение, которое отрицает противопоставление Москвы и условного Сарая. Они призывают концептуально не разделять Россию на две части, а, напротив, призывают рассматривать её как единое целое. Их назовут евразийцами, и они будут писать историю России, как плавный переход от Золотой Орды к Московскому княжеству. То есть для них нет принципиальной разницы между двумя политическими проекциями одного и того же евразийского политического образования.

Однако, в 1944 году Сталин запрещает изучение Золотой Орды и Орда становится не продолжением большого евразийского геополитического проекта, а врагом и носителем чуждой идеологии. В противовес этому решено было культивировать изучение так называемой «булгарской цивилизации». Она должна была стать заменой золотоордынской исторической компоненте и лишить татар и тюрок общего исторического самосознания. Сталин хорошо усвоил политический подход Британской империи: разделяй и властвуй! Он всегда предвзято относился к тюркам, у него со времён юношества была к ним своя обида. Кстати, за упорное изучение истории Золотой Орды сталинский режим дважды отправлял в лагеря известного историка, сына Николая Гумилёва и Анны Ахматовой — Льва Гумилёва. Благодаря его личному мужеству, научным изысканиям и подвижничеству в восьмидесятые годы был резкий всплеск интереса к истории Золотой Орды и евразийской концепции.

После развала Союза идеологические тоталитарные скрепы ослабли, что позволило получить доступ к архивам, появилась возможность более или менее свободно писать об исторических фактах, и в том числе о сложном периоде доминирования Золотой Орды. Татарстан, Башкортостан, другие республики воспользовались этой возможностью и приложили усилия для восстановления исторической справедливости. Однако, в последние 10-15 лет колесо истории вновь прокручивает назад. Государство закручивает идеологические болты, особенно это касается преподавания исторической науки в школе, т.к. она является сильнейшим инструментом идеологической мобилизации. Теперь история России подаётся крайне предвзято, однобоко, возвеличивает империалистическую политику Москвы и всячески обеливает притеснения нерусских народов и неправославных религиозных общин. Система школьного образования стала полностью клерикализированной и унифицированной, что доказывает последний скандальный политический жест Москвы по ущемлению языков народов России в системе общего образования.

— При СССР несмотря на феодальную принадлежность московского княжества и татарских ханств официальная историческая версия «восхваляла» русских, в том числе Ивана Грозного, вокруг имени которого был создан культ, а татарских ханов наоборот, преподнесли обществу как тиранов, разбойников, злодеев. Даже именами русских дворян назывались города, районы, улицы и проспекты, при этом нигде не упоминались имена татарских ханов и полководцев, которые воевали с русской армией. Теперь дело обстоит как? В учебниках истории в татарских школах тоже преподаются одни и те же уроки, которые везде по всей России? Удалось ли «реабилитировать» татарских героев, ханов, правителей в учебниках?

— К сожалению, татарские герои до сих пор находятся под фактическим идеологическим запретом. Шутка ли, в Казани нет памятника ни основателю Казанского ханства Улуг-Мухаммеду, который основал государство в 1438 году, то есть в этом году исполнилось 580 лет этому событию, ни героям падшим при защите Казани. Хотя памятник русским воинам, погибшим при взятии Казани есть. Это же исторически не справедливо. Татарская общественность давно требует от местных властей увековечить память павших предков. Но увы.

С учебниками истории примерно та же ситуация: там отображена только история русского народа, роль православия и монарха. Но практически нет места татарам, якутам, финно-уграм, народам Кавказа. В многонациональной стране такого быть не должно! У регионов фактически отобрали право преподавать историю родного края, когда отменили так называемый этнорегиональный компонент в образовании, когда треть учебного плана формировали сами республики и области. Но этого нет. Последнее что отняли — это обязательность преподавания родных языков. Все остальные предметы обязательны, а вот родные языки — добровольно-факультативно. Это же показатель того, как Москва относится к народам, которые издревле живут на этой земле. Не иначе как цивилизационном геноцидом я это назвать не могу.

— Если обратить внимание на этнический состав когда-то полностью татарских регионов мы увидим, что спустя почти 500 лет татары в данных областях и городах стали меньшинством. Каковы причины? Был ли геноцид в отношении татар, или вынужденное переселение, депортации привели к резкому изменения нацсостава Поволжья, Астрахани, Тюмени, Оренбурга, Кургана и др.?

— Причин много. Что интересно, к моменту завоевания Казанского ханства общее количество тюрок и славянского населения было примерно одинаковым. По разным подсчетам по семь миллионов человек с каждой стороны. Спустя 450 лет татар осталось столько же, а вот русское население выросло в разы. Конечно, тут имели место и физические потери в войнах, и мощные ассимиляционные процессы, и миграция. Это комплекс проблем. Хотя в перечисленных вами местах татары продолжают составлять второй по численности этнос, как впрочем и по всей стране.

— Об ассимилированных и крещенных татар… Их в России очень много. Есть какая-то информация или статистика об обрусевших татарах?

— Среди татар есть крещеные — «кряшены», это субэтническая группа. Они были обращены в православие после завоевания Казани при Иване Грозном и ещё всплеск отпадения от ислама наблюдался при Петре, когда была усилена политика христианизации. Многие, переходя в православие, получали некоторые привилегии или облегчали себе административное бремя, а потом обратно переходили в ислам. Об этом много писали чиновники новокрещенской конторы в Казани. Они сетовали, что некоторые татары хитрят, внешне говорят, что крестились, а на самом деле верны магометанству. Были две большие волны христианизации, но значительных успехов они не принесли. Процент кращен в структуре татарского этноса ничтожно мал. Последняя перепись населения 2010 года это показала. Их порядка 30 тысяч. Более того, часть кряшен принимает ислам. Я сам знаю некоторых таких людей.

Что касается ассимилированных татар, незнающих татарский язык и утерявших свою идентичность — то таких немало. Думаю, что если посчитать таковых, то татар в России не менее 15 миллионов. Много из смешанных семей, которые, как правило, причисляют себя к русскому этносу. Фундаментальных исследований на этот счёт практически нет сегодня. Нет заказа.

— Процесс возвращения к своим корням, национализация… всем казалось, что после распада ССР эти процессы пойдут очень быстро. Но глобализация за кроткий срок направил людей в совершенно другом направлении. Как идет этот процесс среди татар, особенно среди татарской молодежи?

— Конечно, глобализация катком прокатывается по всем народам. Унификация и космополитизм набирают обороты. Но не все так печально, на самом деле. Есть, хвала Аллаху, активная интересующаяся своими национальными корнями молодежь. Она образованна, мобильна, неплохо коммуницирует со всем миром. Развивается татарская молодёжная городская культура. Это наш ответ глобальному «Чемберлену». Не так страшен Голиаф, каким бы монструозным и брутальным он не был, пока есть храбрые и уверенные в своей правоте Давиды.

Беседовал: Кавказ Омаров

www.novayaepoxa.com

5690
virtonnews.com