«Ради уступок Москвы и Тегерана по курдскому вопросу Анкара будет готова закрыть глаза на все остальное» - Эксперт

О встрече Путина, Эрдогана и Рухани в Сочи, а также и о возможном взятии Африна со стороны Турции рассказал Novayaepoxa.Com эксперт по Ближнему Востоку Харун Сидоров.

— Какие процессы идут в урегулировании сирийского конфликта?

— Ключевым вопросом сейчас является запланированный в Сочи бутафорский Конгресса Народов Сирии, который пытаются провести Москва и Дамаск. В отношении него недавно высказывались Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил, Высший комитет по переговорам, Сирийский Исламский Совет, Сирийская Свободная Армия и другие силы, которые приняли участие в переговорах в Женеве, а позже поддержали перемирие в Анкаре и некоторые из них присутствовали в Астане.

То, что сейчас делает Кремль с этим бутафорским Конгрессом народов Сирии, на который представлять оппозицию позвали марионеток Асада из Дамаска, является попыткой торпедировать реальный процесс политического урегулирования, принципы которого были закреплены в Женеве с участием ООН. Вместо этого сейчас на глазах у всего мира хотят организовать фарс, когда Асад в Сочи будет «вести диалог» и решать судьбу Сирии со своими же шестерками.

Напомню, что в Женеве и далее в Астане речь шла о совершенно другом формате — политического транзита. Политический транзит предполагает уход Асада, формирование переходного коалиционного правительства, освобождение и амнистию заключенных, проведение свободных выборов.

Это то, что оппозиция готова обсуждать, хотя, по правде говоря, в рядах повстанцев существуют, мягко говоря, большие сомнения даже в отношении такого формата, учитывая то, что аналогичное «национальное примирение» в Таджикистане через 10 лет закончилось зачисткой оппозиции и установлением диктатуры Рахмона. Но с учетом всех этих сомнений и рисков это, по крайней мере, можно обсуждать, включая и гарантии, исключающие повторение таджикского сценария в будущем. Однако очевидно, что и Дамаск, и Москва рассматривают переговорный процесс только в «таджикской» перспективе. То есть, речь идет о сохранении режима, включая и лично Асада и, максимум, временной инкорпорации в него тех представителей оппозиции, которые будут достаточно глупы, чтобы пойти на такой сговор. В итоге их тоже уничтожат, но попозже, пока же планируется уничтожить тех, кто отвергнет этот фарс, а это основные силы умеренной оппозиции, которую Москва уже обещала «поставить за рамки политического процесса» в случае неявки в Сочи.

— Как известно завтра состоится встреча президентов России, Турции и Ирана, а сегодня состоялась встреча президентов России и Сирии. Каковы будут позиции сторон на этих переговорах?

— Переговоры России с Ираном это примерно из той же серии, что и «переговоры» Асада с «оппозицией» из Дамаска. Это абсолютные союзники с идентичными задачами — сохранения режима Асада и полного разгрома оппозиции. Разве что, Москве в отличие от Тегерана вряд ли есть особый резон идти на конфликт с США и его прокси — демократическими курдами, хотя воинственная риторика на сей счет со Смоленской площади тоже раздавалась. Вот об этом, возможно, и будут говорить, так как во всем остальном по Сирии это единомышленники.

Что касается и Турции, как показывают заявления Анкары о том, что она готова прислать наблюдателей в Сочи, если там не будет представителей курдской YPG, сейчас единственное, что продолжает всерьез волновать ее в отношении Сирии это «курдский вопрос». Полагаю, что ради уступок Москвы и Тегерана по этому вопросу Анкара будет готова закрыть глаза на все остальное. Надеюсь, что хотя бы сохранив выбитую ранее зону безопасности в Щите Евфрата и, возможно, на севере Идлиба, где уже стоят турецкие войска.

Можно ли сказать, что сейчас стороны обсуждают взятие Африна со стороны протурецких сил в Сирии?

— А что тут обсуждать? Турки уже многократно заявляли, что очистят Африн от курдских террористов, и я согласен с теми экспертами, которые считают, что и Москва, и Тегеран на это закрыли бы глаза, особенно в обмен на уступки со стороны Турции по Сирии в целом. Американцы тоже вряд ли встали бы на защиту Африна, так как он уже давно отрезан от их основной базы в Рожаве и теперь Ракке. Там основная сирийская нефть, туда уже приезжают саудиты обсуждать послевоенное восстановление этих территорий и начинают отправлять туда помощь, там обустраиваются и американские базы.

Африн для всего этого проекта — отрезанный ломоть и особого значения не имеет. Так что, если что и сдерживает Турцию от его взятия, то не возможная реакция Москвы, Тегерана или Вашингтона, а опасение потерь своей армии. Но именно эти опасения, с одной стороны, и невыполнение своих публично данных обещаний взять Африн, с другой стороны, скорее всего, и побуждают Анкару делать вид, что сделать это ей мешают внешние силы.

Ниджат Гаджиев

www.novayaepoxa.com

2886
virtonnews.com