Делегация НАТО в Киеве: поможет ли альянс Украине в войне с Россией

В Украине два дня пребывает с визитом Совет НАТО на уровне послов всех 29-ти стран — членов Североатлантического альянса во главе с генеральным секретарем Йенсом Столтенбергом.

Визит начался вчера в Одессе, сегодня делегация переехала в Киев, где Столтенберг провел заседание Комиссии Украина-НАТО с участием президента Украины Владимира Зеленского и выступит с речью в Верховной раде. Генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг неоднократно заявлял, что странам-членам НАТО надо активнее оказывать помощь Украине. Говоря о стремлении Киева к сближению с НАТО, генсек уточнил, что важную роль в этом плане будут играть реформы, в которых остро нуждается Украина.

С какими мессиджами прибыла делегация НАТО в Украину на этот раз и насколько реальной есть перспектива вступления Украины в Североатлантический альянс, когда это может произойти – об этом novayaepoxa.com рассказал кандидат политических наук, председатель общественной лиги «Украина-НАТО» Сергей Джердж.

Сергей Джердж

— Сергей, совет НАТО на уровне послов, а также генсек альянса Йенс Столтенберг в эти дни находятся с визитом в Украине. С каким посылом прибыли представители Североатлантического альянса в Украину?

— Их приезд – ответ на четкую позицию украинской власти по неизменности курсу сближения с НАТО. Вспомним, что свой первый зарубежный визит в качестве президента Зеленский совершил именно в Брюссель, где посетил штаб-квартиру НАТО как первую международную институцию, чем еще раз подтвердил неизменность украинской позиции. Конечно, если бы таких четких посылов не было, то представителям Альянса не зачем было бы тратить время на подобные ознакомительные поездки.

— Вы говорите о том, что в украинской власти есть четкое представление и неизменность курса. Но есть некоторые нюансы, которые свидетельствуют о том что, например, у парламентского большинства нет единой позиции по первому шагу на пути к членству в этой военно-политической организации. Например, оппозиционная партия «Европейская солидарность» призывает подать заявку на План действий по членству в НАТО (ПДЧ). В пропрезидентской партии «Слуга народа» заявляют, что не нужно подавать заявку еще раз, так как одна уже была подана (это было еще в 2008 году при премьер-министре Юлии Тимошенко), другие представители этой же партии говорят, что, мол, зачем нам такие заявки, все равно в НАТО нас никто не ждет. Об этом также сказал вчера и министр иностранных дел Вадим Пристайко. Это ли консолидированная позиция?

— О том, что членство в НАТО для Украины сейчас не актуально, говорила в свое время и представитель Кабинета Министров в парламенте Ирина Верещук, правда, потом лидер фракции «Слуга народа», Давид Арахамия, членом которой она является, поправил ее, уточнив, что это личная позиция Верещук, а не генеральная линия политической силы. Я к подобным заявлениям отношусь очень критически, потому что в переводе на нормальный язык это звучит как сигнал России: «Приходите к нам и добивайте полностью, потому что мы отказываемся от помощи международных институций, таких как НАТО». В условиях тем более войны такие высказывания не допустимы! Россия постоянно с оглядкой смотрит на наши отношения с НАТО, мы знаем, что она делает все возможное, чтобы не допустить наше сближение, поэтому мы не в том положении сейчас находимся, чтобы капризничать, или откладывать, или выдвигать какие-то условия Альянсу. У нас идет война, и мы в первую очередь должны сказать «спасибо» НАТО за ту поддержку, которую они нам сейчас оказывают.

— Так а что же делать с заявкой на ПДЧ? Ведь она и вправду уже была подана?

— Во-первых, мы должны демонстрировать свое желание и готовность выполнять условия для нашего присоединения к НАТО.

— Другими словами, нам откроют дверь только тогда, когда мы сами постучимся…

— Конечно. На основании чего в Альянсе должны знать наши стремления? Слова Зеленского в Брюсселе – это всего лишь слова о намерениях, но не четкая позиция. Поэтому еще одна заявка на ПДЧ означала бы уже четкий сигнал от Украины. Да, можно сказать: «Ну, мы там уже подавали заявку, поищите ее у себя в архиве». Но кому в первую очередь нужно членство – НАТО или нам? Да, такая заявка была подана еще в 2008 году, когда президентом был Виктор Ющенко и когда в стране был четкой пронатовский вектор. Но в 2010 году к власти пришел Янукович, тот плясал под дудку Путина, и поспособствовал тому, чтобы парламент провозгласил тогда внеблоковый статус Украины. Что имеем в результате? Войну с Россией. Россия увидела, что мы оказались совершенно беззащитными перед внешними угрозами и можем быть легкой добычей, чем не промедлила и воспользовалась, украв Крым и оккупировав часть Донбасса. После Януковича у нас уже сменилось два президента и НАТО нужно четко понимать, что мы хотим, им не нужны головоломки. Вот такая повторная заявка на ПДЧ все бы четко расставила по своих местах.

— Пятый президент Украины Петр Порошенко уже заявил, что его политическая оппозиционная сила «Европейская солидарность» подготовила обращение к декабрьскому саммиту НАТО по поводу вступления Украины в Североатлантический альянс и добавил при этом: «Члены НАТО постоянно подчеркивают, что дверь этой организации для нас открыта». Но ведь в стране война, кому нужно связываться с воюющей страной? Нет ли в конституции НАТО подобных ограничений для стран, которые оказались в подобном положении?

— Самый главный закон НАТО, его конституция – это Вашингтонский договор и там ничего об этом не сказано. НАТО – это политико-военная организация, а не организация, которая занимается, условно, культурой, экологией или изучением дальнего космоса. Это организация безопасности, поэтому для них понятны вопросы мира, и вопросы войны. Если есть мир – может быть война, если есть война – может быть мир, поэтому в украинском вопросе для них нет ничего не понятного и противоречащего их правилам. Есть статья 10 Вашингтонского договора, где четко написано, что страна, которая признает этот договор и вносит свой вклад в европейскую безопасность, может претендовать на членство в НАТО в том случае, если другие страны-участницы Альянса, проголосуют за это. Ну а тот факт, что у нас война – послушайте, не Украина эту войну начинала, это Россия ее развязала против нашей страны, и ставить нам в упрек и в вину это – это было бы крайне не этично и морально не правильно. Мы жертва этой войны. Но повторюсь, мы сами должны выступать инициаторами нашего членства в Североатлантическом альянсе. За нас этого никто не сделает.

— Верховная Рада прошлого созыва закрепила в украинской Конституции неизменность нашего европейского и североатлантического вектора. Но не станут ли эти конституционные поправки такими же декларативными по своей сути, как, условно говоря, гарантии бесплатной медицины или образования?

— То, что мы закрепили в Конституции наше стремление в ЕС и НАТО и неизменность этого курса – очень правильное и своевременное решение. Это отменяет необходимость всенародного референдума, потому что за эти конституционные поправки проголосовало конституционное большинство депутатов. Депутатов обирают украинские граждане, и именно они доверили своим депутатам определять как внутреннюю, так и внешнюю политику. Народные избранники свою позицию, а значит, и позицию своих избирателей четко изложили в этих поправках. Поэтому любые дискуссии по этому поводу не уместны. Точка. И депутаты должны делать все, чтобы приблизить день вступления Украины в НАТО.

— Уже упоминаемый нами сегодня пятый президент Украины Порошенко, который в свое время очень много времени и сил уделял именно внешней политике, и был и остается четким последователем вступления Украины и в ЕС, и в НАТО сказал, что в пропрезидентской партии нет четкой позиции по ПДЧ по той причине, что они не хотят раздражать Путина. Что получается, РФ вмешивается в нашу внешнюю политику, диктует нам свои правила, а мы повесим головы и будем выполнять его условия?

— Это правда. На фоне того, что я уже сказал хорошего о нынешней власти (я имею в виду того, что касается неизменности курса), по некоторым признакам можно сделать выводы, что власть пытается заигрывать с Путиным, проводить такую себе зигзагообразную политику, чтобы его не злить. Они все еще надеяться, что такая тактика приведет к успеху. Это очень большое заблуждение.

— Сегодня на заседании комиссии Украина-НАТО рассматривается также вопрос о гармонизации ВСУ под стандарты Альянса. Конечно, за 5 лет войны украинская армия обросла мощью. Сегодня она входит в десятку сильнейших в Европе. Это отмечают и натовские инструкторы, это показывают совместные учения армий Украины и НАТО, которые проводятся у нас регулярно. То есть, войдя в структуру НАТО, Украина могла бы не только создать дополнительные рычаги безопасности для себя, но внести существенную лепту для коллективной безопасности всего европейского пространства.

— Это однозначно. Ведь в НАТО вступает не только армия, членом этой организации становится страна. В условиях, когда Путин использует одни народы против других для достижения своих целей, система коллективной безопасности очень важна. И здесь уже нужно учитывать геополитический аспект. Украина – самая большая по территории страна Европы, с 50-ти миллионным населением, она находится в самом центре континента. А Россия присылает воевать сюда, к примеру, чеченцев. Здесь их убивают, и от этого Путину только хорошо. Убивают украинцев – чем больше их убивают, для него тоже хорошо. Он истребляет народы чужими руками. Он оттяпал Крым и кусок Донбасса, использует в этой войне их ресурсы, в том числе и человеческие. И если Украина не выстоит и попадет в сферу влияния Путина, то он и нашу страну будет использовать против Европы. Украина – это форпост между Европой и Россией. Это в Европе должны четко понимать и не отстраняться от процессов, которые, к сожалению происходят сейчас, в Украине.

— По статистике, все страны, которые подавали заявку на ПДЧ, рано или поздно становились членами Альянса. То есть, в случае подачи такой заявки Украиной, можем рассчитывать и мы на членство в НАТО?

— В этом году НАТО исполняется 70 лет и в разные годы были разные условия принятия в эту организацию. Например, когда в НАТО вступали Греция, Турция, Западная Германия – тогда ПДЧ не было, в разные годы условия менялись. В-принципе, Украину могли бы принять и без ПДЧ, если бы на это была политическая воля всех стран-членов Альянса.

— Вы видите такую готовность?

— Нет, потому что с одной стороны мы говорили, что в статуте НАТО ничего не сказано о невозможности принятия стран, на территории которых идет война. Но субъективно на некоторые страны НАТО этот фактор влияет, ведь они зависимы от России: в газовых вопросах, в коррупционном финансировании некоторых право-радикальных европейских партий. Возьмем ту же кремлевскую марионетку Венгрию. Они оценивают все свои риски. Конечно, есть понимание, что стратегически Украину нужно принимать в НАТО, но российский фактор многих сдерживает, чтобы принять такое решение. Поэтому Украина должна серьезно и серьезно работать на внешней арене с этими странами.

— Конечно, именно от нашего желания, готовности и политической воли зависят наши натовские перспективы. Но если представить гипотетически, что завтра нам будет предоставлен ПДЧ, это остановит Путина?

— У нас с НАТО долгое и плодотворное сотрудничество. Нами была подписана Хартия о партнерстве с Альянсом, мы стали членами программы «Партнерство во имя мира», мы стали страной-аспирантом – и что – это остановило Путина?

— Поставлю вопрос по-другому: если мы вдруг станем полноправным членом НАТО – хоть это заставит Путина убраться с нашей территории?

— По крайней мере, он не будет наступать и шансы, что он отступит, увеличатся в разы. Потому что по украинскому вопросу уже будет консолидированная позиция всех 29-ти стран – членов НАТО. Ну а сегодня так жизненно важно для них вопрос войны и мира в Украине не стоит – их волнуют другие вопросы, например, миграция. Но, например, есть сигнал от Генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга по Грузии о том, что они могут гарантировать им членство в Альянсе, но оно будет распространяться только на Грузию, а на оккупированные территории – Южную Осетию и Абхазию — нет. Таким образом, они хотят обезопасить себя от немедленного вступления в военные действия за эти территории. Касательно Украины – таких посылов не звучало. И Украина должна каждый день, каждую минуту позиционировать себя как целостное независимое государство без каких-либо территориальных уступок. Все в наших руках.

Ярина Лазько, специально для Novayaepoxa.Com — Новая Эпоха из Киева

www.novayaepoxa.com

864