Неожиданно возникший британо-российский кризис имеет множество темных сторон. Эксперты, специалисты-конфликтологи усиленно ищут концы непростого дела, и, кажется, их старания окажутся тщетными.
Россия все еще придерживается сдержанности, озвучивая вполне резонные вопросы. По сути, эти вопросы высвечивают узкие места в позиции британской стороны. Чтобы убедить сообщество в своей правоте и объективности, премьер-министру Мей придется изрядно постараться. Тем более в британском парламенте оппозиция во главе с Джереми Корбином тоже ожидает вразумительных ответов на свои вполне резонные вопросы. Они касаются взаимодействия с профильными международными структурами, на причину отказа Лондона предоставить России образцы использованного газа, наконец, на определение места производства использованного отравляющего вещества.
Если премьер все еще не удосужилась дать ответы на логичные вопросы, то это не освобождает госпожу Мей от обязанности быть во всеоружии перед лицом разыгравшегося громкого скандала. Дело с каждым днем обретает серьезный оборот, и проявляемая Вашингтоном, Парижем, Берлином и другими западными столицами солидарность с Лондоном усугубляет положение.
Обвинения в адрес Москвы в использовании химического оружия – серьезный мотив, потому западная коалиция в одностороннем порядке думает о новых мерах наказания России. И это происходит в условиях, когда все еще нет убедительной доказательной базы причастности Москвы к отравлению. История в точности воспроизводит сценарий, когда сперва обвиняют субъект в совершении преступления, а уж после фабрикуют доказательства.
Кризис повлечет за собой новую волну карающих Россию санкций, и они расширят круг лиц из российского истеблишмента, подпадающих в черные списки Запада. Следом будут наложены запреты на ряд российских государственных кампаний, крупных бизнес структур на получение высоких технологий, наконец, будут свернуты актуальные программы сотрудничества.
Подобное рикошетом ударит и по отношениям России с ее давними партнерами, в ряду которых значатся и постсоветские страны. В принципе расчет на то и сделан, чтобы сбить ритм экономических отношений Москвы с государствами ближнего и дальнего зарубежья.
Азербайджан в этом ряду имеет свою значимость, и как показали недавние обострения в американо-российских отношениях, прицелы Запада как раз и направлены не переформатирование существующего геоэкономического и геополитического порядка на постсоветском пространстве. Февральский доклад шефа американской разведки, в котором содержались предупреждения странам, закупающим российские вооружения, фактически отобразил новый, а по существу старый, тренд взаимоотношений в формате Запад-Восток. Западная коалиция выдавливает Россию из активного экономического поля, лишая ее рыночных позиций.
Этим усугубляется и без того непростое экономическое положение конкурента. Ведь неспроста произошло резкое падение цен на нефть. Оно больно ударило по заклятым врагам США и ее союзников – России, Ирану, Венесуэле и другим странам. Лиха досталось и тем, кого на Западе причисляют к потенциально недружественным, что предпочитают осуществлять независимый курс.
Требования равноправного партнерства от Запада только на словах воспринимается с пониманием, а на деле всегда оборачивается закручиванием гаек.
Запад, потративший на дестабилизацию Украины 5 миллиардов долларов, добился своего. Вытеснив оттуда Россию, он гибридно правит балом, системно уничтожая структуру производств и извлекая из так называемых инновационных проектов жирный профит.
Глядя на то, как продолжающаяся «революция достоинства» Украины разрушает годами сложившуюся инфраструктуру, ничего не создавая взамен, становится ясно, какая судьба уготована государствам, поддерживающим нормальные отношения с соседями и партнерами на постсоветском пространстве. В наведенном прицеле особняком стоит Россия, которая мешает продвижению НАТО на Восток. Однако нельзя не учитывать, что западная машина, обозначив навигацию, никогда не сворачивает с пути, не благодаря, так вопреки продолжает следовать заданным курсом.
Это другой вопрос, что от этого никому не достается прока. Главное, чтобы ему, Западу было комфортно на чужих широтах.
Азербайджан за годы независимости периодически попадал в немилость западной элиты. Отсутствие причин, точнее абсолютно беспричинные осложнения – это прихоть тех, кто видит себя в ореоле вершителей судеб. Главное, эксцессы в аккурат совпадали с выборными, другими важными общественно-политическими кампаниями.
Там, где молчали официальные лица, соло желчной критикиисполняли так называемые демократические институты, антикризисные центры, мониторинговые обсерватории и прочие дутые структурылиберальной ставки. Очередные президентские выборы в Азербайджане, возможно, опять повлекут за собой дебаты на тему пресловутой демократизации. Россия ее пережила, потому за ней последовала неожиданная кампания избиения. Возможно, это делается, чтобы другим неповадно было. Однако же, странно все это, к тому же никак не сходится с принципами разрядки, о которых постоянно говорят на Западе.
Персоны из кругов, близких к британскому кабинету, подчеркивают, что «возможно в деле Скрипаляимеет место провокация каких-то третьих сил, и Россия к этому не причастна, однакои в этом случае мы примем меры». Как бы вопиюще это не выглядело, сие отвечает духу и настрою западного истеблишмента. Не потому ли некоторые страны предпочитают быть с ним на дистанции?!Именно, так намного спокойнее.
Тофик Аббасов, специально для Novayaepoxa.Com