Элмар Бурибаев: «Каждый исполнитель должен чувствовать себя важным звеном в общем музыкальном процессе»
Дебют дирижера «Астана Опера» Элмара Бурибаева состоится в балете Л.Минкуса «Дон Кихот» 13 и 14 апреля, сообщили «Новой Эпохе» в пресс-службе театра.
Зрителей ждут два незабываемых вечера, наполненных великолепной музыкой, страстью, романтикой и приключениями. Под руководством молодого маэстро эта классическая история о любви и подвигах обретет новые краски.
Продолжатель известной музыкальной династии – Элмар Бурибаев – молодой талантливый дирижер, который демонстрирует высокий профессионализм и мастерство. Только за последний год он стал дирижером-постановщиком эксклюзивного балета «Маленькая смерть» Иржи Килиана, оперы «Кот в сапогах» Цезаря Кюи, осуществил дирижерский дебют в опере «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти. Дирижирует не только спектаклями «Шопениана», «Шахерезада», «Сильфида», но и гала-операми и гала-балетами, а это, как известно, задача повышенной сложности, требующая особой внимательности и изучения огромного объема материала. И совсем скоро молодой маэстро встанет за дирижерский пульт с балетом «Дон Кихот» Л.Минкуса.
— Как вы подготовились к дебюту, и какие аспекты музыкальной части балета были для вас особенно интересны?
— «Дон Кихот» — это классика мирового балетного репертуара. Этому спектаклю более ста лет. Л.Минкус – великий композитор, дирижер, великолепный скрипач, наверное, поэтому так ярко писал музыку для струнной группы инструментов, а также был талантливым педагогом. Вместе с тем, он занял большую нишу именно в балетной музыке, к слову сказать, очень удобно писал для танца. Музыка к этому балету отличается своей яркостью, позитивом, и я уделил особое внимание изучению партий всех инструментов оркестра, чтобы полностью погрузиться в настроение произведения. Особенно меня привлекла возможность передать через музыку разнообразные эмоциональные состояния персонажей и драматические повороты сюжета.
— А может ли музыкальная интерпретация влиять на восприятие балета зрителями?
— Да, конечно, музыкальная интерпретация имеет огромное значение для восприятия оперы или балета зрителями. Она может подчеркнуть эмоциональную глубину и драматизм или комизм сюжета, создавая неповторимую атмосферу и захватывая аудиторию.
— Есть ли у вас подход к сотрудничеству одновременно с хореографом, артистами балета и музыкантами оркестра для создания единого гармоничного выступления?
— Если мне предстоит дирижировать балетом, то я всегда вначале направляюсь в балетный класс, чтобы ознакомиться и понять тонкости хореографического текста, и даже выучить его. Мне обязательно также нужно знать, кто будет исполнять главные партии, чтобы почувствовать темп солистов, это также касается и работы кордебалета в массовых сценах. Затем в процессе становится понятно, на ком из них сделан акцент хореографом-постановщиком. И только потом я могу приступать к подготовке артистов оркестра. Здесь я стремлюсь, чтобы моя интерпретация была не только музыкально осмысленной, и в то же время оставалась удобной для артистов балета, с которыми я провел много времени в классе, поняв все особенности. Поэтому это многоэтапный процесс, требующий общего труда, постоянной коммуникации, взаимодействия и обмена идеями, мнениями. Еще, думаю, что для единого гармоничного выступления необходимо организовать все таким образом, чтобы каждый исполнитель чувствовал себя важным звеном в общем музыкальном процессе.
— Вы осуществили большой пласт работы в «Астана Опера» в сравнительно небольшой период времени, какие были самые памятные моменты за это время?
— Каждый мой новый спектакль в «Астана Опера» — это колоссальный опыт для меня, как для дирижера, это этап, к которому я подхожу с большой ответственностью. Также понимаю, что расту профессионально, буквально каждый день узнаю что-то новое, это касается мануальной и художественной техник дирижирования. Поэтому воспринимаю новые проекты, как некий вызов двигаться вперед. В какой-то степени «Астана Опера» исполнил одну мою студенческую мечту – здесь состоялся мой дирижерский дебют в «Шахеразаде» на музыку Н.А.Римского-Корсакова. Правда, я не думал, что это будет именно балет, а не симфоническая сюита. Этим произведением я мечтал продирижировать наравне с «Симфоническими танцами» С.Рахманинова. Впереди еще очень много того, к чему я стремлюсь, что хотел бы реализовать, поэтому я продолжу усердно работать, перенимать опыт коллег, чтобы приносить радость и вдохновение нашим дорогим зрителям, с которыми жду скорой встречи на спектакле «Дон Кихот».