Эксперт: «Турции и Азербайджану пока невыгодно поддерживать протестное движение азербайджанцев Ирана»

Террористическая атака в иранском городе Ахваз стала причиной нарастания военно-политической напряженности на всем Ближнем Востоке. Разгневанное военное руководство Ирана поклялось ответить жестко. Судя по заявлениям руководства ИРИ под прицелом иранских силовиков находятся США, Израиль и арабские монархии.

На вопросы Novayaepoxa.Com – Новая Эпоха отвечает президент Российской Ближневосточной Ассоциации, эксперт Мурад Садыгзаде.

Мурад Садыгзаде

— Откуда можно ожидать ответного удара Тегерана? Активизация хуситов, Хезболлы и других проиранских сил — что первым приходит на ум… ещё какие рычаги у Ирана?

— Прежде чем отвечать на этот вопрос, необходимо понимать, что такая решительная и воинственная риторика в речах официальных лиц Исламской Республики прежде всего ориентирована на свою внутреннюю аудиторию, которая еще в начале этого года продемонстрировала свое недовольство активным присутствием Ирана на внешних площадках. Просто вспомним следующие лозунги манифестантов с событий января: «Отстаньте от Сирии, займитесь нами, «Ни Газа, ни Ливан, жизнь отдам лишь за Иран». Как бы на Западе не характеризовали политическую систему Ирана, это не отменяет того фактора, что исполнительная власть считается с мнением большинства и пытается внутри страны снизить протестный потенциал. Поэтому представителям власти и силовых структур необходимо донести до общественности важность решительного ответа на действия недружественных сил. Скорее всего, это у них получится, так как иранское общество обладает самой низкой приверженностью к атомизации, что показывает высокую степень солидарности и сплоченности в вопросах защиты национальных интересов Ирана.

Но есть немаловажный фактор, который окажет существенные ограничительные действия на ответ ИРИ. Дело в том, что из-за очередных санкций со стороны администрации Трампа, не смотря на официальные заявления европейских стран, европейский бизнес, как и большинство других, снова уходят из Ирана, так как риски потери их американской доли не сравнимы с доходами в Иране. Макроэкономические показатели ИРИ не в лучшем состоянии на сегодняшний день, во время последнего визита в разговорах с представителями общественности, я, неоднократно, слышал пессимистичные оценки текущей ситуации в экономике.

Исходя из вышесказанных фактов, я бы предполагал, что Тегеран не сможет полноценно использовать все свои рычаги. Если описывать эти рычаги, то первым делом, скорее всего, начнется контртеррористическая операция в остане Хузестан. Будут аресты членов спящих подпольных ячеек, и ликвидация возможных очагов вспышки агрессии, «закручивание гаек» и принятие мер по снижению внешнего влияния на какие-либо общественно-политические движения и объединения внутри Исламской Республики. Далее пойдет уже вторая фаза – это внешние рычаги, но эти внешние рычаги разделены на две категории: первая – это Хезболла (новая волна столкновений с Израилем), представители Ансар Аллах (в принципе, уже настолько автономны, что без значительной иранской поддержки дают ощутимый ответ действиям коалиции в Йемене, с новой волной иранской поддержки, которая, скорее всего, будет связаны с новыми поставками вооружений, коалиции хлопот добавится в разы) и другие милитаризованные проиранские силы в регионе; вторая категория – это более тонкая материя в виде шиитов в Бахрейне, Кувейте, ОАЭ, Саудовской Аравии и т.д. Достаточно вспомнить времена «Арабской весны», когда основной отклик пришелся на шиитов в арабских монархиях Персидского залива.

Подытоживая ответ на Ваш вопрос, скажу так, Тегеран попытается максимально использовать свои рычаги, но ориентируюсь на свои финансовые показатели. Шаги будут прагматичными, эмоций будет мало, так как сейчас это для Ирана непозволительная роскошь.

— Инцидент с российским самолетом Ил-20, сбитом на сирийской небе ПВО Асада, в котором Москва обвиняет Израиль, чьи истребители по версии Кремля стали причиной данной трагедии, в результате которой погибли 14 российских военных, может сблизить позиции Ирана и России против Израиля?

— Сближение позиций будет, но я бы не сказал «против Израиля». На мой взгляд, такой информационный шум и «яркие заявления» представителей российских ВС были вызваны, в первую очередь, тем, чтоб прекратить аррогантные выходки Израиля. Москва неоднократно заявляла о том, что не приемлет незаконной интервенции на сирийскую территорию и декларировала тем самым себя в качестве гаранта обеспечения безопасности. А постоянные обстрелы сирийских территорий со стороны израильской армии наносили России репутационный ущерб. Теперь же, разместив С-300, сирийское небо будет закрыто и одной возможности станет меньше, так как моральное право, я бы даже сказал «моральный долг», сбить израильский самолет у России появился.

Что касается сближения позиций, то необходимо понять, что Тегеран и Москва ведут максимально возможную координацию своих действий в Сирии, для того, чтоб минимизировать столкновение интересов. Это координация и интенсификация общения ведут к сопутствующим последствиям, в виде новых региональных проектов, участие в которых, может стать выгодным для благосостояния двух стран. Но, мы должны понимать, что в Москве осознали, что в политике нет союзников, есть лишь ситуативные альянсы на выгодных условиях. На мой взгляд, в текущих условиях международной повестки, где нарастает напряженность в отношениях между глобальными и региональными игроками, данный подход совершенно оправдан и рационален.

— Державы, конкурирующие с США и стоящие за Ираном, которого англо-саксы и евреи с момента исламской революции (1979) не смогли окончательно сокрушить, могут подтолкнуть Тегеран к новой войне против арабских монархий с целью сокрушить опоры Вашингтона и Лондона на Ближнем Востоке? насколько вероятен такой сценарий?

— Я считаю, что данный сценарий невозможен, а даже если кто-то и решится на данный шаг, то это будет глупостью. Каждая «открытая» война – это источник дестабилизации для всего региона.

А теперь, просто углубимся и представим, что же будет, если начнется война между Ираном и арабскими монархиями залива. Если какая-то из сторон начнет терять свои позиции, то первым делом, она опубликует фетву, в которой призовет «братьев к священной войне против еретиков – шиитов» или же «братьев к священной войне против убийц имама Али». Я думаю, мне уже не надо говорить к чему это приведет, мы все прекрасно понимаем, что ярых фанатиков хватает со всех сторон, поэтому новую мировую трагедию начать – это уже дело последнее.

Поэтому для держав, конкурирующих с США, это может привести к дополнительным проблемам, которые никому не нужны сейчас. Да и сами арабские монархии, не готовы, как и Иран, к «горячей войне». В Эр-Рияде, без «живой» поддержки США в войне с Ираном и не думают.А у Ирана и так много хлопот.

— Наблюдая за последними процессами внутри Ирана можно прийти к такому умозаключению, что азербайджанцы (и другие тюркоязычные народы) в этой стране не превратились в орудия для дестабилизации ИРИ. Какова роль Турции и Азербайджана в этом процессе? Неприсоединение азербайджанцев к массовым акциям, которые наблюдаются в иранских провинциях, где преимущественно проживают курды, арабы, белуджи, по-вашему это результат хороших отношений Баку и Анкары к Тегерану?

— Данный вопрос, очень интересный, и, я думаю, что он требует отдельного внимания со стороны специалистов, который занимаются напрямую Ираном и более детально осведомлены о процессах внутри иранского общества. Я же лишь могу предположить следующее, с ракурса регионального и международного: Тесное сотрудничество между Ираном и соседними тюркскими государствами минимизирует актуальность и интерес азербайджанского населения в Иране как для Турции, так и для Азербайджана. Также мы должны понимать, что как Турция, так и Азербайджан, негативно относятся к сепаратистскому настроению не только на своей территории, но и в других странах. Соответственно, экономическое процветание приведет к повышению благосостояния населения стран и комфортные условия позволят сосуществовать в мире и согласии.

Также надо учесть, что арабское население Исламской Республики подпитывается активно со стороны арабских монархий залива и поддерживается антигосударственное настроение в их среде. Что касается курдов, то тому виной процессы в регионе, курдские меньшинства, которые понимают, что они никому не интересны, если их нельзя использовать для своей цели. Поэтому иранские курды, растрачивают свой последний запал, чтоб максимально расширить свои права, а и идея о независимости «успешно» похоронена после провального референдума в курдской автономии Ирака.

Возможно, мой ответ по данному вопросу не является исчерпывающим, но мой внешний анализ приводит к выводам, что никому из упомянутых Вами стран пока невыгодно поддерживать протестные настроения среди азербайджанского населения в Иране.

Беседовал: Кавказ Омаров

www.novayaepoxa.com

2188
virtonnews.com