Страсти вокруг иранской ядерной программы продолжают кипеть . Администрация Трампа, в отличие от администрации Обамы, демонстрирующая полную солидарность с Израилем, всерьез взялась за Иран. США анонсировали новый пакет политических и экономических санкций против Тегерана и потребовали от своих европейских партнеров прекратить всякие связи с этим государством.
О последних событиях на Ближнем Востоке, о геополитической обстановке, сложившейся вокруг Ирана рассказал Novayaepoxa.Com политический обозреватель российского телеканала «Царьград», кандидат политических наук Камран Гасанов.
— США анонсировали новые санкции против Ирана. По информации крупнейшие европейские компании, в том числе и французский «Тотал» сворачивают свою деятельность в Иране. Насколько эффективнее будут новые санкции в сравнении с прежними?
— Все будет зависеть от того, какую цель себе ставит администрация Трампа. Прежние санкции, как например против военных и главы Центробанка Ирана, — скорее показательные меры. Это манипуляция или, если хотите, манипуляция с целью заставить Иран пойти на уступки. Этим же инструментом Трамп пользуется, чтобы выторговать уступки от ЕС, например, в виде обещания покупать больше американского СПГ. Американский президент, несмотря на угрозы, нацелен на то, чтобы договориться с ЕС. Понимая свои риски в Иране, где европейцы вложили миллиарды долларов, у Брюсселя не остаётся другого выбора. Дополнительными инструментами давления остаются введение импортных пошлин, как это было с Китаем, и манипуляции по вопросам безопасности. В крайнем случае США могут отказаться от своих обязательств по НАТО и вывести часть войск из ЕС.
— Санкции против России и новые санкции против Ирана применяются одновременно. Какие плюсы и минусы отношениям двух стран от этих санкций? Бытует мнение, что очередные антииранские санкции могут провоцировать резкий рост цен на энергоносителей…
— Санкции против Ирана и России схожи тем, что через обе картельные меры США пытаются ослабить влияние двух стран в Сирии, где Тегеран и Москва выступают в альянсе. Для России рост цен выгоден, т.к. ее нефтяной экспорт прозрачен и не находится под санкциями. Для Ирана — не совсем. При высоких ценах Иран уступает в конкуренции Саудовской Аравии и странам Залива. Сам министр нефти Ирана говорил, что «нам выгодна цена 60-65 долларов за баррель». Санкции США и их угрозы будут поддерживать рост из-за спекуляций о возможном дефиците нефти на рынке, что не соответствует действительности. По большому счету для России выгодны санкции против Ирана, который может в будущем стать конкурентом на газовом рынке Европы. Кроме того, оставленные европейцами ниши могут занять российские фирмы. Но из-за союза в Сирии, военных контрактов и проекта «север-юг» через Астару Москве приходится защищать ядерную сделку
— Если и на этот раз США и Израилю не удастся сокрушить иранскую экономику провоцировать революцию в этой стране, то в ближайшей перспективе можно ожидать военную операцию против Тегерана? Хотя всем известно, что многие европейские партнеры США по НАТО против этой войны
— В одиночку Израиль никогда не пойдёт на открытую войну. США теоретически способны это сделать, но при поддержке ЕС, на которую рассчитывать не приходится, и ценою больших военных потерь. Для полной ликвидации ядерных объектов недостаточно воздушных налетов, нужна полноценная сухопутная операция с участием миллионной армии, как считают военные эксперты. Так что единственная надежда для Израиля — госпереворот, который возможен в любой стране, где уровень экономического развития стремительно падает. На это и нацелены санкции. Идеальный вариант для США и Израиля — отказ Ирана от баллистических ракет, сдача позиций в Сирии, Ливане и Йемене, на который не пойдёт ни одно уважающее себя иранское правительство.
Беседовал: Кавказ Омаров