Восточная поэтесса, чьи стихи восхищали султанов – ФОТО

Маниса хатун Мехсети Гянджеви – талантливая поэтесса, внесшая особый вклад в обогащение культуры азербайджанского ренессанса ХII века, поэтическое творчество которой находится в центре внимания местных и зарубежных востоковедов, современница Низами родилась (1089), выросла и получила образование в Гяндже. Прекрасно разбиралась в восточной литературе и музыке, хорошо играла в шахматы. В юном возрасте стала известна своими стихами и рубаи, принимала участие в поэтических собраниях при дворе султана.

Широко известен дастан XIII века «Мехсети и Амир Ахмед», из которого все и черпают сведения о прекрасной женщине и поэтессе Мехсети Гянджеви. Предполагается, что еще в молодом возрасте она покинула Гянджу. Затем жила в Балхе, Мерве, Нишапуре и Герате, после чего уже в зрелом возрасте вернулась в Гянджу, поселилась в квартале Харабат и прожила здесь до конца своих дней.

Из дастана следует, что к двадцати годам Мехсети своей образованностью, красотой и поэтическим талантом успела завоевать большой авторитет и любовь.

Самый плодотворный период своего творчества Мехсети Гянджеви провела во дворцах Султана Махмуда Сельджука и его дяди Султана Санджара Сельджука, который восхитившись ее великолепными рубаи, нарек красавицу-поэтессу именем «Мехсети» («Величайшая»).

Мой шах, ты в путь собрался со двором,
Твой конь отмечен неземным тавром:
Храня его подковы золотые,
Покрыло небо землю серебром

Благодаря опыту и своему поэтическому таланту, Мехсети своими речами могла украсить любые собрания. В своих стихах она воспевала образы обитателей квартала городских ремесленников, поэтов, певцов и мутрибов (суфистов).

Мой шапочник умел и остроглаз,
Он шапки шить атласные горазд.
Из четырех одна хвалы достойна,
А я хвалила каждую сто раз.

Время не сохранило изображения Мехсети Гянджеви, первой азербайджанской поэтессы, не оставило полных сведений о ее судьбе, не донесло всего ее творчества. А из тех произведений, которые есть на сегодняшний день, перед нами предстает женственный и в тоже время мужественный образ вольнолюбивой мятежницы. В те времена восставать против мракобесия и ханжества не каждый мужчина мог, не то, что женщина. Поэтесса, выступая против произвола властей, религии, встает на защиту нравственной и физической свободы человека. В ее стихотворениях отражаются мечты о свободе и счастливой жизни народа, и в особенности женщин Востока.

Судья-кази не брал хмельного в рот, –
Стать праведником тщился, сумасброд.
Но лучше погрязать в отходах винных,
Чем урезать доходы у сирот.

В молитве пустосвята, что за прок,
В бальзаме после яда, что за прок?
Когда душа запятнана пороком,
В опрятности наряда, что за прок?

Более всего Мехсети Гянджеви отдавала предпочтение любовной лирике, рисуя в стихах красоту, нежность, ум, любовь женщин Востока. Любовь в ее произведениях — это естественные, возвышающие человека чувства.

Ты — как чинара возле родника,
Задумчива, безмолвна и кротка.
Я с кувшином иду не за водою —
Чтоб на тебя взглянуть издалека.

На протяжении многих лет память о Мехсети Гянджеви была увековечена многими азербайджанскими деятелями культуры и искусств. Ей посвятили красивые стихи, живописные картины, в ее честь воздвигли памятники, открыли центр ее имени и прочее. Но в данной статье мы рассмотрим некоторые из художественных работ, которые были посвящены азербайджанской поэтессе.

На Востоке не было принято ставить памятники, тем более женщинам. Но Мехсети Гянджеви бессмертными четверостишиями сама себе воздвигла памятник. Заслуженный художник Азербайджана Гюллю Мустафаева, превалирующим жанром в художественной деятельности которой являются портреты, решила посвятить картину Мехсети Гянджеви. Этот портрет стал олицетворением красоты, ума, чувственности несравненной поэтессы.

В своей работе Гюллю Мустафаева воплотила лирический образ поэтессы XII века, настоящей красавицы Востока. Здесь красота человеческого лица сочетается с торжественной осанкой фигуры, яркостью костюма, декоративного убранства интерьера. Гюллю Мустафаева создавала это произведение в трудный для неё жизненный период и сумела передать через этот портрет свою стойкость и способность противостоять жизненным испытаниям и выйти из них с достоинством. По словам дочери художника музыковеда Земфиры Гафаровой Гюллю Мустафаева придала образу поэтессы XII века свои черты.

В память о Мехсети Гянджеви в 1982 году в Гяндже был установлен памятник. Скульптор — заслуженный художник Азербайджана Минаввар Рзаева, архитектор — Л. Рустамов.

Возле здания Национальной академии наук в Гяндже установлен бюст Мехсети Гянджеви.

В здании караван-сарая, части ансамбля Шейха Бахауддина, функционирует её музей, сейчас это гуманитарный колледж.

Писатель-публицист Рафаэль Гусейнов провел научные исследования и определил историческую последовательность в описании жизненного пути и творчества Мехсети Гянджеви, которые он объединил в своей книге «Мехсети — какая она есть».

17 мая 2013 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже был отмечен 900-летний юбилей поэтессы, а также была выпущена марка, посвященная этому событию.

18 мая 2013 года в рамках Международного дня музеев в фойе Музея истории Азербайджана состоялась выставка, посвящённая Мехсети Гянджеви и приуроченная к 900-летию поэтессы. Здесь на фоне гянджинского ковра демонстрировался портрет Мехсети Гянджеви, керамика, лампа XIII века из Гянджи и старинные шахматы.

В Гяндже в 2014 году по инициативе Фонда Гейдара Алиева был открыт Центр Мехсети Гянджеви. В его читальном зале представлены книги о жизни и творчестве, литературном наследии поэтессы, рубаи на азербайджанском, русском и английском языках в электронном формате.

Недалеко от мавзолея «Имамзаде», расположенного в 5 км от Гянджи, находятся оборонительные сооружения (современные постройки), которые украшают мозаичные панно. Одна из мозаичных серий также посвящена творчеству знаменитой азербайджанской поэтессы.

Мехсети Гянджеви была посвящена неоконченная опера азербайджанского композитора Эртогрула Джавида (по мотивам поэмы Нигяр Рафибейли, посвященной Мехсети), пьеса азербайджанской поэтессы Кямали Агаевой «Мехсети» (премьера спектакля по пьесе, поставленного Нахичеванским государственным музыкальным драматическим театром, состоялась 24 октября 1964 года; в 1967 году пьеса была поставлена на сцене Государственного драматического театра Гянджи). Следует также отметить, что образ Мехсети Гянджеви впервые появился на азербайджанской сцене в 1942 году в спектакле по пьесе Мехти Гусейна «Низами» (1940), написанной и поставленной на сцене Азербайджанского драматического театра по случаю 800-летия Низами Гянджеви (премьера в Баку состоялась 16 августа 1942 года, роль Мехсети исполняла азербайджанская актриса театра и кино, Народная артистка СССР Марзия Давудова; в 1943 году спектакль был показан в различных постановках театрами Гянджи, Нахичевани и Шеки.

Важное событие состоялось 8 октября 2016-го года. Фонд Гейдара Алиева в рамках проекта «Низами Гянджеви и Мехсети Гянджеви: литературный мост, соединяющий ХII и XXI века» организовал мероприятия во многих городах Франции. Одним из них стала церемония открытия памятника всемирно известного мастера рубаи ХII века Мехсети Гянджеви во французском городе Коньяк. Церемония открытия изготовленного из белого мрамора памятника Мехсети Гянджеви прошла в торжественной обстановке. Авторы памятника – скульпторы Салхаб Мамедов и Али Ибадуллаев.

Азербайджанские ковроделы также не остались в стороне и выткали прекрасные ковры с изображением Мехсети Гянджеви. Представляем вашему вниманию один из них.

Народный художник Азербайджана Ариф Гусейнов посвятил Мехсети Гянджеви одну из своих оригинальных миниатюр.

На своей недавней персональной выставке портретов, созданных в стиле фотоиллюстраций, под названием «Düha» молодой азербайджанский дизайнер Расул Гасанов представил фотоиллюстрацию азербайджанской поэтессы.

Ты — словно месяц, ученик портного.
Я, Мехсети, служить тебе готова.
Я нитью стать хочу, чтоб припадать
К губам твоим, что выглядят медово.

Стоит также отметить, что переводом стихов Мехсети Гянджеви, приведенных в данной статье, занимались Владимир Кафаров и Я.Притыкин. Сегодня произведения поэтессы переведены на многие языки и популярны в мире. Несмотря на то, что большинство произведений Мехсети Гянджеви не сохранились, в настоящее время опубликовано 257 рубаи и около 30 стихотворных отрывков.

Рустам Гасымов