Воспоминания: «Шовкет ханум осталась в памяти народа не просто певицей, а добрейшей души человеком»

Информационно-аналитическая онлайн газета «Новая Эпоха» представляет вниманию своих читателей очередной материал в рамках авторского проекта Рустама Гасымова «Воспоминания».

Проект «Воспоминания» посвящён ярким азербайджанским личностям, не так давно покинувшим этот мир. В рамках данного проекта родственники, друзья, близкие и коллеги делятся своими воспоминаниями, интересными случаями и впечатлениями о человеке, которому посвящён материал, одним словом, строками, наполненными теплотой, любовью и ностальгией о каждом герое проекта.

Наш сегодняшний материал посвящён выдающейся азербайджанской певице, Народной артистке Азербайджана Шовкет Алекперовой, воспоминаниями о которой делится её невестка, директор музыкальной школы номер 12 имени Тофика Гулиева, заслуженный учитель АР Гюльнара Сафарова.

Спокойно вспоминать Шовкет ханум, говорить о ней, слушать её песни невозможно, потому что боль утраты живёт в нас всё это время даже спустя столько лет.

Уникальность и многогранность творчества Шовкет ханум заключалась в способности безукоризненно петь в самых разных жанрах. В истории азербайджанской музыки мы вряд ли найдём вторую такую певицу, чья исполнительская палитра была столь же разнообразна, как у Шовкет ханум. Она с высочайшим мастерством исполняла авторские, народные и эстрадные песни, теснифы, мугамы, выступая с симфоническим, эстрадно-симфоническим, джазовым и камерным оркестрами, мугамным трио, оркестром народных инструментов, эстрадным ансамблем и другими музыкальными коллективами. Красота её тембра всегда очаровывала слушателя.

Шовкет Алекперова пела академично и обладала способностью правильно преподносить песню, которая в её исполнении становилась моноспектаклем. Она не просто пела, а проживала то, о чём повествовалось в вокальном произведении, входила в образ. Поэтому в каждом её исполнении слушатель находил для себя что-то своё, ассоциировал её с какими-то моментами своей жизни, связывал с тёплыми воспоминаниями прошлых лет.

Шовкет ханум обладала потрясающим тембром, который невозможно спутать с другими исполнителями, ведь он уникален. Её бархатный голос, лиричность, душевное исполнение делали пение Ш.Алекперовой узнаваемым. Уникальность её таланта также заключалась в безупречной артикуляции, благодаря которой все произносимые ею слова во время пения слышались отчётливо и красиво. Певица обладала чистейшим абсолютным волшебным «А», способным, как и всё её творчество, унести слушателя в космос к звёздам. Феноменальный талант был ниспослан ей свыше. Академизм для Шовкет ханум был очень важен, и она сильно нервничала, когда кто-то из её учеников неправильно произносил слова. Она обращала внимание на динамические оттенки, темп, штрихи и многое другое, связанное с музыкой.

Песня в исполнении Шовкет ханум – это печать, которую она ставила под каждым исполненным ею вокальным произведением. Ее исполнение — это знак качества, произведение искусства и, выражаясь современным языком, бренд под названием «Шовкет Алекперова». Никто не сможет спеть песню так, как это делала Шовкет ханум.

Шовкет ханум была первой исполнительницей песен многих азербайджанских композиторов, среди которых Тофик Гулиев, Джахангир Джахангиров, Эмин Сабитоглу, Рамиз Миришли, Шафига Ахундова, Сулейман Алескеров, Гамбар Гусейнли и многие другие. Все они со своими песнями приходили к ней и многие свои вокальные произведения в принципе писали для неё. Композиторы знали, что Шовкет ханум станет соавтором этих песен. Но в силу своей скромности она никогда в жизни не говорила о небольших, но важных изменениях, которые она, основываясь на свой талант и творческий опыт, деликатно вносила во время обсуждения с композиторами, полагавшимся на её чисто интуитивное музыкальное чутьё, которым обладают лишь исключительные музыканты.

Я, будучи студенткой первого курса музыкального училища по классу фортепиано, стала невесткой Шовкет ханум, прожив с ней под одной крышей десять лет. Мне довелось наблюдать, как к ней приходил, например, Тофик Гулиев или Эмин Сабитоглу, они садились и работали над песней. Таких творческих визитов было бесконечное множество.

Начиная разбирать песню, Шовкет ханум могла сказать: «Давайте заменим это слово, так как во время исполнения оно будет звучать некрасиво». К тому же она сразу предлагала свой вариант с мелодичным звучанием. Или, например, здесь нужно использовать именно этот мелизм, так как другой будет звучать грубовато и не произведёт должного эффекта. А вот здесь можно добавить мугам, а тут стоит внести другие изменения. Она обладала уникальным чувством слога и мелодии, умела правильно сажать слоги в саму мелодию, чтобы песня получалась красивой и грамотной, уделяя особое внимание её правильной подаче. «Песня должна быть гармонична во всём, а для этого слова и мелодия должны звучать как единое целое, чтобы она навсегда осталась в памяти людей».

Невероятно интересно наблюдать за процессом рождения новой песни. Это стало для меня, на тот период молодой девчонки, бесценным опытом. Сейчас понимаю, что я счастливый человек, ведь я получила такую школу, живя вместе с корифеем азербайджанского музыкального искусства. Это даже не школа, а Академия, ведь такое не преподаётся ни в одной консерватории. Это были самые настоящие мастер-классы, которые я имела счастье видеть на протяжении многих лет, что оказало большое влияние на моё формирование как личности. Если всю красоту русской классики для меня раскрыла и помогла глубже понять, проникнуться ею Народная артистка Азербайджана, актриса русской драмы Людмила Духовная, всегда бравшая меня практически на все спектакли и премьеры, то Шовкет ханум показала мне всю красоту нашей национальной музыки, к которой я прониклась бесконечной любовью и впитала всё её великолепие, имею в виду мугам, азербайджанские народные и композиторские песни. Это был уникальный синтез.

Помню, как летними вечерами мы часто сидели на балконе. Шовкет ханум мне рассказывала интересные случаи из своей жизни, и в какой-то момент задавала мне вопрос: «Что для тебя спеть?» Выбранную мною песню из её репертуара, например, «Qəmgin mahnı» Шовкет ханум исполняла а капелла. Примечательно, что наш балкон выходил на Кирху, и вид ночного города в сочетании с красивейшей азербайджанской музыкой и готической архитектурой производил на меня невероятное впечатление. Я всегда говорю, что мама меня родила и воспитала, в Шовкет ханум открыла для меня целый мир, оказав влияние на моё формирование как личности, часто советуя мне интересные книги, которые мы после чтения обязательно обсуждали.

Шовкет ханум не просто работала с нашими композиторами, а со многими из них тепло дружила, знала их привычки и предпочтения. Например, если сегодня намечался визит Тофика Алекперовича, она обязательно готовила его любимое блюдо, нарезала лимончик, заваривала ароматный чай. Тофик Гулиев много курил. У Шовкет ханум была оригинальная фарфоровая пепельница коричневого цвета в виде башмачка Гавроша. И когда она хотела поставить перед композитором красивую хрустальную пепельницу, Тофик Алекперович всегда говорил: «Нет, нет, не хочу хрустальную, ты мне дай этот башмак. Я его просто обожаю».

Шовкет Алекперова умела дружить. Буквально незадолго до её кончины к нам пришёл человек с радио, которому она рассказывала интересные случаи из своей жизни. Тогда она вспомнила историю, связанную с Ниязи. Они жили недалеко друг от друга. Как-то Шовкет ханум пришла домой, уставшая после большого концерта, был первый час ночи и стоило ей прилечь, как раздался телефонный звонок. На другом конце провода был Ниязи, который сказал, что его супруга Хаджар ханум приготовила вкусный плов, поэтому они обидятся, если Шовкет ханум не придёт и не разделит с ними эту трапезу. Ниязи не хотел слушать никакие аргументы, что он разбудил Шовкет ханум, что она устала и хочет спать, а настоял на её приходе. Ей ничего не оставалось, как встать посреди ночи и пешочком пойти в гости к Ниязи и Хаджар ханум, с которыми она тепло дружила на протяжении долгих лет.

Помимо певческого таланта, Шовкет ханум обладала красивой внешностью, была очень женственна, сценична, артистична и лирична. В ней всё гармонично сочеталось. Я всегда вспоминаю нашего прославленного поэта Бахтияра Вагабзаде, с которым Шовкет ханум дружила долгие годы. Он, как и другие азербайджанские поэты, начиная от Самеда Вургуна и заканчивая Джабиром Новрузом, был большим поклонником творчества Шовкет Алекперовой. Как-то Бахтияр муаллим выразил своё мнение о её творчестве как слушатель: «Есть песни, слушая которые, ты просто ногой отбиваешь ритм. А есть вокальные произведения, особенно в исполнении Шовкет ханум, когда пение проникает тебе в сердце, дотрагиваясь до глубины твоей души и разума». И об этом говорят все, кто её слушал и продолжает это делать сегодня. Шовкет ханум была той редкой певицей, действовавшей на слушателей своим исполнением, проникая в глубины человеческой души и сознания.

Известный азербайджанский психиатр Агабек Султанов не раз подчёркивал, что песни в исполнении Шовкет ханум – это самая настоящая терапия. «Если у вас имеются какие-то неврологические заболевания психологического характера, и вы хотите вылечить себя, то слушайте пение Шовкет Алекперовой, которое обладает целительным действием и может использоваться в качестве терапевтического способа лечения».

Шовкет Алекперова была польщена, когда народ называл ее «Bizim ana laylayımızdır» («Наша материнская колыбельная»). Примечательно, что колыбельная композитора Сеида Рустамова именно в исполнении Шовкет ханум от Азербайджана вошла в международный проект под названием «Колыбельные мира», где представлены колыбельные всех народов. Каждую песню в исполнении того или иного певца/певицы сопровождал небольшой анимационный фильм. Организатор проекта связался со мной с просьбой получить авторские права на использование данного вокального произведения, предложив заключить контракт и выплатить гонорар, от которого мы отказались, отметив, что нам будет очень приятно, если Шовкет ханум в этом историческом проекте будет представлять Азербайджан. Для нас это уже большая награда. Тогда удивлённый нашим отказом от гонорара организатор в качестве ответного шага предоставил нам право использовать данный материал.

Шовкет ханум более 50-ти лет посвятила музыке, поэтому песни в её исполнении звучали в каждом доме. «В каждом доме я была колыбельной песней», — говорила певица, и это не случайно. В советское время радио пользовалось большой популярностью. По словам многих знакомых, Шовкет ханум дорога им тем, что их воспоминания тесно связаны с их мамами, тётушками, бабушками и с детством в целом. Будучи ещё совсем маленькими, они слышали, как пела Шовкет ханум, а их мамы, в это время, занимаясь домашними делами, подпевали ей. Это совместное исполнение становилось для детишек колыбельной песней, под которую они сладко засыпали.

Помню, когда пела Шовкет ханум, мой дедушка следил за соблюдением у нас в доме полной тишины. Никто не имел права шуметь или нарушить её душевное исполнение. С таким благоговением относились к Шовкет ханум и её творчеству, можно сказать, в каждом азербайджанском доме. В те годы не было интернета, поэтому люди ждали, когда по телевизору покажут её очередной концерт. Люди не просто слушали, а зачастую старались подпевать.

Шовкет ханум – потрясающий образец сценической культуры, которой могут поучиться многие. Её выступления представляют собой наглядные пособия, как правильно вести себя на сцене. С годами она пополнела, но осанка и королевская стать всегда отличали каждое её выступление. Харизма и энергетика позволяли ей моментально взять аудиторию в свои руки и удерживать внимание слушателей на протяжении всего пения.

Шовкет ханум с гастролями посетила более 20-ти стран мира, где выступала с большим успехом. Во время этих поездок происходили интересные случаи, о которых она иногда рассказывала. Выступления Шовкет Алекперовой в Иране в середине 60-х годов прошлого столетия собирали аншлаги. Первый концерт, проходивший в столичном зале, вмещающем более тысячи человек, продолжался до часа ночи, но зрители не отпускали Шовкет ханум со сцены, по-разному выражая свой восторг. Некоторые громко аплодировали, другие, растроганные её пением, не могли сдержать слёз. Выступление азербайджанской певицы приехало послушать большое количество этнических азербайджанцев из Тебриза и Ардебиля. Как позже вспоминала Ш.Алекперова, стоило ей выйти после концерта и сесть в машину, как люди подняли её на руки, понесли и лишь потом опустили. Это был оглушительный успех. Видя такой ажиотаж, организаторы, испугавшись возникновения непредвиденных ситуаций, отменили концерт певицы в Тебризе, несмотря на настаивания самой Шовкет ханум.

В Турции выступления Шовкет ханум всегда производили фурор. Ей даже предлагали там остаться, заключить контракт, но певица не могла жить вдали от родного Баку и Азербайджана, да и во времена Союза подобный шаг мог привести к нежелательным последствиям. Будучи привязанной к Азербайджану, Шовкет ханум во всех своих песнях воспевала красоту родной земли и своего любимого города.

Другой запоминающийся случай произошёл во время гастролей в арабской стране. Как человек, выросший в Советском Союзе, Шовкет ханум привыкла к аплодисментам, но не более. А в арабских странах после её выступления зрители стучали ногами, кричали, свистели и издавали бедуинское улюлюканье. «Неужели я так плохо спела?!» — взволнованно подумала Ш. Алекперова. Это первое, что пришло ей в голову, когда зал «стоял на ушах». Оказавшись за кулисами, она, будучи в ужасе от галдёжа, устроенного арабской публикой, через переводчика поинтересовалась у организаторов концерта, чем вызвана такая реакция зрителей. Неужели её исполнение оказалось таким плохим. «Вы, что?! Этой реакцией публика передаёт неописуемый восторг, мы не помним, чтобы у нас в зале когда-либо наблюдалось нечто подобное. Такой реакции удостаиваются только самые великие певцы». Это очень удивило Шовкет ханум, так как она не ожидала такого приёма, и была поражена реакцией зрителей. И когда она вновь оказалась перед публикой, то характерным жестом руки поблагодарила слушателей за столь своеобразную реакцию и продолжила петь. После финальных аккордов зал вновь взорвался свистом, а зрители били ногами настолько сильно, что казалось, что пол в какой-то момент может не выдержать. Арабы, впечатлённые голосом Шовкет ханум, сравнивали её с легендарной египетской певицей и актрисой Умм Кульсум, которую многие считают самым выдающимся исполнителем в арабском мире XX века.

Из этой поездки Шовкет ханум вернулась с известной арабской песней «Al Bint El Chalabiya». Её исполнение настолько понравилось маэстро Ниязи, что он сделал оркестровку этой эстрадной песни. Впоследствии три народные песни (арабская, турецкая и азербайджанская «Qaragilə»), которые всегда тепло воспринимались публикой в исполнении Шовкет Алекперовой, вышли на виниловой пластинке «Мелодия. Гранд» с надписью: «Ниязи. Симфонический оркестр. Солистка Шовкет Алекперова».

Своим самым большим богатством Шовкет Алекперова считала любовь азербайджанского народа, которую она ценила выше всех земных богатств. Помню, как Шовкет ханум решила мне наглядно показать, как её любят простые азербайджанцы. Мы вышли с ней в город (улица 28 Мая). Во время прогулки я наблюдаю за тем, как все прохожие останавливаются, чтобы поздороваться с ней, а она приветствует их в ответ. Другие же начинают шептаться «Смотри, это ведь сама Шовкет ханум идёт… Давай, подойдём». Если бы дело происходило сегодня, то каждый второй захотел бы с ней сфотографироваться и нам бы не удалось продвинуться ни на метр. Было приятно видеть, с какой любовью и уважением люди относятся к певице, по праву считающуюся народной. Шовкет ханум была очень близка к народу и никогда не страдала звёздной болезнью, поэтому всегда на равных общалась со своими многочисленными поклонниками. Это настоящая народная певица, которая поистине заслужила это звание, воздвигнув себе нерукотворный памятник в сердцах людей. «Вот видишь, это всё (имея в виду людей) — моё богатство. Они любят меня, а я люблю их», — сказала мне тогда Шовкет ханум, продолжив здороваться с людьми на всём протяжении нашей прогулки. Дверь дома Ш.Алекперовой была открыта для всех: для простых людей, друзей, знакомых, коллег… Она осталась в памяти народа не просто певицей, а добрейшей души человеком, за что её любили и уважали.

Шовкет Алекперова – это редкое сочетание большого таланта и человеческих качеств. Её характер и творчество шли параллельно, дополняя друг друга. На праздники, дни рождения и памяти мы обязательно посещаем её могилу, где всегда лежат свежие цветы, которые приносят совершенно незнакомые нам люди. Поклонники творчества Шовкет ханум всегда приходят к ней, чтобы почтить её светлую память. Однажды на Аллее почётного захоронения мы повстречали солидную женщину, принявшую нас за почитателей таланта певицы, но узнав, что мы члены семьи, а я невестка Шовкет ханум, она расчувствовалась, обняла меня и долго плакала. «Я так жалею и не могу себе простить, что при жизни мы с ней не встретились. Мне нужно было найти Шовкет ханум и сказать, как я восхищаюсь её талантом. А теперь, когда её нет, я могу только прийти на могилу и почтить её светлую память».

Я, как хранитель архива Шовкет ханум, временами даю интервью, и, видимо люди меня запомнили. Однажды на улице Истиглалият ко мне подошла молодая со вкусом одетая женщина с вопросом: «Вы случайно не невестка Шовкет Алекперовой?» Получив утвердительный ответ, она достала телефон, позвонила своей маме и сказала: «Мама, ты знаешь, кого я встретила?! Это же невестка нашей любимой Шовкет ханум». Было невероятно приятно услышать столько тёплых слов от совершенно незнакомых мне людей, которые помнят всенародную любимицу.

Случаи, связанные с добрым именем Ш.Алекперовой, происходят постоянно. Они дают понять, насколько наш народ любит Шовкет ханум и её творчество даже спустя столько лет. Воспоминания о ней переплетаются у людей с воспоминаниями об их близких, например, бабушках и дедушках, папах и мамах, поэтому это память о добром, сокровенном, возвышенном. Счастье Шовкет ханум заключается в том, что она сплелась в памяти людей именно в таком образе, что дано не каждому…

Я, как директор школы, стараюсь организовывать поездки по нашим районам, где мои ученики выступают. С одной стороны, это гастроли и обмен опытом, а с другой – ребята ходят по музеям, вживую знакомятся с красотой и самобытностью наших районов. Поездки проходят весело и интересно.

Одной из самых запоминающихся стал наш визит в Шеки, где мы выступили с концертом, провели мастер-классы и т.д. Там нас встретил начальник отдела культуры Шекинского района. Не знаю, каким образом мужчина узнал, что я невестка Шовкет ханум. Он стал взволнованно меня расспрашивать, так ли это, а получив подтверждение, позвонил своей маме со словами: «Мама, ты знаешь, кто к нам приехал?! Это невестка самой Шовкет Алекперовой!» Женщина на том конце линии не могла поверить в услышанное, а переспросив, сказала своему сыну обязательно привести меня к ним домой. Поначалу пыталась вежливо отказаться, ведь я была не одна, у меня автобус с двумя десятками учеников. Но мужчина был непреклонен. Сев в свою машину, он попросил водителя автобуса следовать за ним.

Мы приехали в большой дом, вошли во двор, где нас уже ждала мать этого мужчины – пожилая миловидная женщина, которая, увидев меня, крепко обняла и поцеловала как родную дочь. По случаю нашего приезда хозяева дома устроили тёплый приём и накрыли стол. Позвав детей, которые всё это время резвились в саду, мы приступили к застолью. И тут началось самое интересное. Глава отдела культуры встаёт и говорит: «Сегодня у нас самый счастливый день, ведь у нас в гостях невестка Шовкет ханум». После этого мужчина стал рассказывать удивительную историю, как один из жизненных примеров широты и великодушия Ш. Алекперовой.

Будучи 15-летним подростком, он после окончания школы (семилетки) в Шеки, поступил в музыкальное училище имени Асафа Зейналлы в Баку по классу тара. Конечно, самостоятельная жизнь вдали от дома оказалась непростой, да и возможности у обычной районской семьи были не велики. Как-то навестить своего сына приехала мать. Парень тем временем находился на занятиях. Женщина приходит в музучилище и начинает его искать. Впервые там оказавшись, она не знала, как найти своего ребёнка. В это время она видит, как по коридору идёт Шовкет Алекперова, которую шекинка сразу же узнала. Мать парня подходит к певице, словно увидев родного человека в незнакомом городе, и рассказав ей о цели своего приезда в Баку, просит помочь. Тогда Шовкет ханум берёт женщину за руку, они вместе идут к завучу, где узнают в каком классе учится юный тарист, и находят его. После этого шекинка обращается к певице: «Шовкет ханум, я здесь никого не знаю кроме Вас, поэтому моего ребёнка поручаю Вам…», а в ответ Ш.Алекперова заверяет женщину, что она обязательно присмотрит за парнем во время его обучения в училище.

Шовкет ханум сдержала слово, данное его матери. Пока парень учился, она регулярно приходила в класс и просила помочь ей, сетуя на то, что в таком возрасте женщине уже тяжело одной спускаться по лестнице. Пока они шли вниз Шовкет ханум интересовалась его учёбой, спрашивала, нуждается ли он в чём-либо, а напоследок всегда что-то давала: денежку, какие-то вкусняшки или ещё что-то. Она делала это тактично, чтобы не привлекать внимание посторонних, окружив парня материнской заботой и вниманием. Затем на 4-ом курсе Шовкет ханум устроила этого парня в оркестр народных инструментов, чтобы он, будучи студентом, мог подрабатывать и набираться опыта. После окончания училища он вернулся в Шеки, сначала работал в школе, а со временем возглавил отдел культуры Шекинского района, сделав в итоге неплохую карьеру. «Я никогда не забуду заботу Шовкет ханум, поэтому члены её семьи — самые почётные гости в нашем доме. Эта та малость, которую мы можем сделать в ответ на её доброту…», — завершил свой рассказ мужчина, едва сдерживая слёзы. Не зря говорят, что «сделанное тобой к тебе же и вернётся», но в данном случае добро, сделанное людям Шовкет ханум, возвращается через меня. Круговорот добра продолжается.

Школа, созданная Шовкет ханум, существует до сих пор в лице её учеников, которые сегодня уже народные и заслуженные артисты страны. Это Айгюн Байрамова, Мансум Ибрагимов, Айбениз Гашимова, Алмаз Оруджева и многие другие. В своё время Ш. Алекперова специально сама ездила по районам в поиске юных талантов, с которыми серьёзно занималась. Народная артистка вела класс мугама в Средней специальной школе им. Бюль-Бюля и Музыкальном училище Асафа Зейналлы, воспитав талантливых певцов.

Мансум Ибрагимов всегда отмечает, что его участие в опере «Лейли и Меджнун» осуществилось именно благодаря Шовкет ханум, которая сильно переживала, кто же из поколения молодых ханенде будет исполнять эту партию в шедевре Узеира Гаджибейли. Поэтому она многие годы готовила Мансума Ибрагимова профессионально исполнять партию Меджнуна, которую он поёт уже многие годы. Это касается и Айгюн Байрамовой, и других народников.

Шовкет ханум вкладывала душу в своих студентов, всячески им помогала, заботясь о них, как наседка, проявляя материнскую любовь, считая, что таланты нуждаются в особом внимании. Она постоянно брала их с собой на телевидение, подбирала для них костюмы из моего гардероба, после чего выводила своих девочек в свет.

Своих маленьких учеников 5-8 классов музыкальной школы Бюльбюля, которые оказались на время учебы вдали от родительской заботы и жили в общежитии, она часто собирала у себя дома, и, будучи хлебосольной хозяйкой, кормила своих подопечных вкуснейшим пловом и занималась с ними музыкой. Шовкет ханум предварительно делила ребят на группы, чтобы уделить внимание каждому из них. Такую заботу о своих учениках проявляет далеко не каждый педагог. Поэтому воспитанники Шовкет ханум помнят её тёплое отношение к ним.

Ей очень хотелось, чтобы в Азербайджане были профессиональные, академические певцы, которые несли бы на своих плечах школу Узеира Гаджибейли и передавали её последующим поколениям, а для этого за ними, как за плодовыми деревьями, нужно ухаживать с детства и вкладывать в них много труда. В пении, как и во многих видах искусства, да и в других сферах, очень важна преемственность. Шовкет ханум это прекрасно понимала и для неё, как педагога, сохранение этой школы было крайне важно. Поэтому она делилась с учениками своим богатым опытом, передавала им свои знания, учила правильной технике пения, как профессионально пользоваться голосовыми связками, раскрывала важные певческие секреты, где нужно сделать паузу или придержать дыхание, когда брать высокую ноту, чего никогда не сделают некоторые ревностные педагоги. Шовкет ханум была самодостаточной Личностью, поэтому никогда не видела в своих учениках конкурентов, а, наоборот, искренне радовалась их успехам, сопереживала и всячески поддерживала.

Дело в том, что Шовкет ханум была ученицей фольклориста и педагога Агалара Аливердибекова и оперного певца Гусейнгулу Сарабского. Наличие самобытности и таланта с одной стороны, её формирование в золотой век азербайджанского музыкального искусства и обучение у замечательных педагогов с другой, позволило Шовкет ханум достичь вершин музыкального искусства. Ещё в достаточно молодом возрасте она стала выступать с Ханом Шушинским, Бюльбюлем и многими другими нашими корифеями, а оценивал её искусство сам Узеир бек. Всё перечисленное помогло Шовкет ханум сформировать прочный фундамент, на котором держалось её безграничное творчество.

Характерным качеством Шовкет ханум была скромность. Эта великодушная женщина помогала многим, но делала это бескорыстно и никогда себя не рекламировала.

Шовкет Алекперова никогда не обсуждала своих коллег, и всегда старалась оправдать даже тех, кто ей завидовал. Она никогда не участвовала в интригах и не говорила о ком-то плохо. Будучи крайне чувственной натурой, она тяжело переносила уход коллег и друзей. Потеря Рашида Бейбутова стала для неё ударом. Она долгое время не могла прийти в себя. Шовкет ханум плакала как ребёнок, и я не могла её успокоить. «Ты не понимаешь кого мы потеряли. Умер Рашид!» Известие о смерти Ниязи, с которым она дружила много лет, мы получили во время отдыха в Гёйгёле. Шовкет ханум тут же собралась и всю дорогу до Баку беспрерывно плакала. Потрясением для неё стал уход двух великих композиторов Гара Гараева и Фикрета Амирова. Ведь все эти люди титаны, целая планета…

Шовкет ханум никогда не пела на свадьбах. Об этом все знали, поэтому и не обращались с подобными предложениями. Но она делала исключения из правил. Ш. Алекперова часто гастролировала не только по миру, но и по районам Азербайджана, где её выступления пользовались невероятным успехом. Люди буквально носили её на руках. Во время таких концертов к ней обязательно подходили обычные сельские труженики и благодарили за душевное выступление. Были случаи, когда совершенно незнакомые ей женщины из районов приглашали Шовкет ханум на свадьбы своих детей. Они просто мечтали, чтобы на их торжестве выступила королева азербайджанской сцены. И сколько раз Ш. Алекперова специально для этого ехала в район как гость, пела песню, делала подарок и возвращалась в Баку. А когда ей задавали вопрос – зачем она это делает, ведь её приглашают незнакомые люди, да и разве стоит ради исполнения одной песни ехать в район, на что она всегда отвечала: «Конечно, стоит, если мой приезд осчастливит людей. Я обещала человеку, как я могу не сдержать своё слово, тем более меня так искренне просили…»

Проходит время, через два года исполнится 30 лет, как не стало Шовкет ханум, но выдающуюся певицу продолжают помнить и слушать новые поколения азербайджанцев, что не может не радовать. Сегодня молодые исполнители включают её песни в свой репертуар, отдавая дань уважения великой артистке. Её имя по-прежнему на устах, а творчество всё также восхищает. Это говорит о том, что над Шовкет ханум время не властно, а ведь на следующий год будет столетие со дня рождения всенародной любимицы.

Фотографии предоставлены Гюльнарой Сафаровой

Рустам Гасымов

www.novayaepoxa.com

5104
virtonnews.com