Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com (Новая эпоха) представляет вниманию своих читателей новый авторский проект Рустама Гасымова под названием «Воспоминания».
Мы продолжаем знакомить наших читателей с проектом «Воспоминания, когда уходят лучшие», который посвящен ярким азербайджанским личностям, покинувшим этот мир. В рамках данного проекта родственники, друзья, близкие и коллеги будут делиться своими воспоминаниями о той или иной личности, которой будет посвящен материал. Вашему вниманию мы представим воспоминания, интересные случаи и рассказы, одним словом, строки, вобравшие в себя теплоту, любовь, ностальгию о каждом герое проекта.
30 июля на 83-м году жизни, после продолжительной болезни скончался выдающийся азербайджанский композитор, лауреат Государственной премии Азербайджана, Народный артист АР, кавалер орденов «Шохрат» и «Шараф» Хайям Мирзазаде, которому и посвящен наш сегодняшний выпуск.
Х.Мирзазаде родился 5 октября 1935 года в Баку в Ичери Шехер. В 1957 году окончил Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибейли, и тогда же начал преподавать в ней. С 1969-1983 гг. был заведующим кафедрой Композиции Азербайджанской государственной консерватории. Профессор с 1979 года. Похоронен на II Аллее почетного захоронения в Баку.
В этом материале своими воспоминаниями о Маэстро делятся его студенты…
Хадиджа Зейналова, композитор, доктор философии и музыковед
Мне очень трудно говорить о моем любимом профессоре Хайяме Мирзазаде в прошедшем времени. Я до сих пор не верю, что его больше нет, что он нас покинул. Но Хайям муаллим всегда будет жить в моём сердце, и его гениальная музыка будет звучать всегда и везде.
У меня много воспоминаний, связанных с моим любимым, незаменимым и гениальным профессором Хайямом Мирзазаде. Он был не только отличным педагогом класса композиции в Бакинской Музыкальной Академии, но и гениальным композитором, одним словом Маэстро! С ним связаны мои самые теплые дни и воспоминания в пору моего студенчества.
Хайям муаллим был добрым, порой серьезным, шутливым, но и ответственным человеком. Я не помню, чтобы он пропускал уроки или опаздывал на них, всегда был пунктуален. За шесть лет обучения у него в классе композиции (4 года в бакалавре и 2 года в магистратуре) я помню, что он болел всего лишь раз или два. Даже в такие моменты Маэстро не забывал о нас, своих студентах, и звал к себе домой, чтобы продолжить занятия. Это говорит об уровне его ответственности. Я у него многому научилась: и композиции, и оркестровке, и форме, и анализу, и, особенно, пунктуальности. За эти шесть лет обучения я не пропустила ни одного урока, и он это высоко ценил. Хайяма муаллима можно назвать педагогом от Бога, ведь преподавание было его призванием. Многие любили его за честность и откровенность, а некоторым не нравилось то, что он говорил всё, что думал прямо в лицо. Но все его уважали и в особенности мы, его студенты.
Я часто бывала у него дома. Хайям Мирзазаде был коллекционером с хорошим вкусом — он собирал марки, коллекционные машины, старинный фарфор и многое другое. Рабочий кабинет Маэстро напоминал музей с картинами разных художников. Он всегда посещал художественные выставки своих друзей-художников. Хайям муаллим очень любил антиквариат, прекрасно разбирался в искусстве и всегда со вкусом одевался.
Благодарю Всевышнего, что он подарил мне такого профессора, как Хайям Мирзазаде. Наши уроки проходили вместе со всеми студентами, то есть открыто. Каждый студент мог послушать другого. Это было очень интересно и ответственно одновременно. Каждый из нас всегда волновался, принося своё сочинение к Маэстро. Думали, что он сейчас скажет? Примет ли мою музыку? Или скажет: «Что за ритм?! Ты что — Мешади Ибад в Испании?».
Мои студенческие годы под его руководством были очень продуктивными. За это время я написала такие сочинения, как 2 симфонические поэмы, струнный квартет, прелюдии, сонату для скрипки и фортепиано, вариации для соло фортепиано, Концерт для соло арфы и оркестра. Даже сейчас, когда я заканчиваю новое сочинение, всегда думаю, а понравилось бы это моему профессору Хайяму муаллиму. Что сказал бы мой учитель по поводу этой композиции? Был бы он доволен?
Его тонкие, но в то же время острые как меч замечания, были всегда в точку. Он говорил: «Надо писать хорошую качественную музыку, а не «Нахне нухны». Маэстро делал разграничение между настоящим искусством и чем-то посредственным, называя некоторые сочинения или песни композиторов одноразовыми. Мой любимый педагог запрещал нам обращаться к уменьшенному септаккорду, к тритону. Он всегда говорил: «Сначала нужно научиться навыкам написания классической музыки и форм, а уже потом начинать экспериментировать».
Он посещал много концертов и всегда радовался, когда видел там кого-то из нас. Расскажу одну интересную историю. Когда я узнала, что буду учиться у самого Хайяма Мирзазаде, мне было даже немного страшно. Впервые идя в его класс, я ужасно боялась. Но когда вошла, он встретил меня очень приветливо с прекрасным бакинским акцентом и дружелюбной улыбкой. Это очень помогло мне войти в наш класс 309 в Консерватории без страха. На моем курсе я была единственной студенткой в его классе. Он любил меня за мой характер, ставил в пример другим студентам, а это почетно.
Маэстро меня никогда много не хвалил, зато делал это во время общения с моими профессорами. Как-то раз после экзамена в наш класс композиции пришла моя мама. Узнав в этом, Хайям муаллим меня так расхвалил, что мама просто сияла от гордости. Он сказал ей: «Хадиджа в будущем станет великим композитором, у нее огромный талант и с таким пробивным характером она добьется в жизни всего, чего захочет». Он даже шутил что, наверное, это связано с сумгайытским воздухом и землей. Это стало для меня его благословением!
Хайям муаллим был предан своим ученикам и всегда поддерживал с ними связь. Любил шутить, давал некоторым своим любимым студентам псевдонимы и рассказывал оригинальные истории. Каждый начинающий композитор старался побывать на его интересных уроках, услышать его чёткие замечания и получить его совет. В последние годы, из-за того, что я живу и работаю в Германии, мы часто говорили с ним по телефону. Хайям муаллим всегда отмечал, что гордится мною, моими достижениями, успехами, концертами, и особенно тем, что я первый композитор, написавший диссертацию в Германии на немецком языке об азербайджанском музыкальном наследии.
Я даже не подозревала, что он прочел все статьи обо мне в интернете. Я это поняла, когда рассказывала Хайяму муаллиму о своих концертах в разных странах мира: в Германии, Швейцарии, Англии, Австрии, Турции и т.д. «Я очень рад, что ты достойно представляешь нашу Родину-Азербайджан во всем мире», — говорил он. Ни для кого не секрет, что Хайям муаллим был истинным патриотом своей страны и всегда говорил, что нужно любить свою Родину, природу, искусство и всё, что нас окружает! Он очень любил Азербайджан и привил это чувство нам, своим студентам!
Во время наших телефонных разговоров Хайям муаллим интересовался, над чем я сейчас работаю и что сочиняю. Приезжая в Баку, я всегда старалась с ним увидеться, привозила для него CD с моей музыкой и с музыкой современных композиторов Германии. Он знал всех композиторов и делился своими впечатлениями об их музыке. За свою жизнь Хайям муаллим побывал в Германии, Швейцарии и во многих других странах мира.
Сообщив Хайяму муаллиму, что я хочу в своей диссертации в Германии написать о нём и проанализировать его сочинение, спросила, что он мне посоветует. Он очень обрадовался и сказал, что можно взять его сочинение «Concerto grosso» для струнного оркестра и колокола. Он дал мне свою партитуру и рассказал об этом произведении. Моя диссертация посвящена азербайджанской музыкальной культуре, начиная с конца XIX и до XXI века, где рассказывается о некоторых азербайджанских композиторах, анализируются их произведения и азербайджанская народная музыка, включая мугамы, ашугскую музыку, народные инструменты и танцы. В 3-ей части я написала о профессоре Хайяме Мирзазаде, сначала как о композиторе, а затем проанализировала вышеупомянутое сочинение Маэстро. Как только моя книга вышла в известном в Германии издательстве «Peter Lang Verlag», первый экземпляр я подарила моему профессору.
Помню, как во время интервью с Маэстро для моей диссертации я попросила его рассказать об азербайджанской музыке и композиторской школе, в результате Хайям муаллим поделился интересными фактами из истории музыки Азербайджана.
Наш последний разговор, состоявшийся несколько месяцев назад, был очень душевным, сердечным и оставил у меня теплые, светлые воспоминания. Это была творческая беседа. Он пожелал мне удачи, счастья и творческих успехов. В ответ я сказала, что хочу с ним увидеться, как только приеду в Баку, добавив, что он дорогой мне человек, любимый профессор, и я никогда не забуду его интересные уроки не только музыки, но и жизни.
«Знаешь, Хадиджа, в чем твоя красота? Ты никогда никому не завидуешь. Это у тебя одна из прекрасных черт характера». Даже я завидую тебе». После этого мы посмеялись. Я даже не могла представить, что это будет наш последний разговор… Маэстро, пусть земля будет Вам пухом. Благодарю Вас за всё! Светлая память!
Джамиля Эйюбова (Исмайлова), композитор
Мне очень повезло, что я училась у Хайяма Хадыевича, так как в свое время сам великий К.Караев рекомендовал его в качестве педагога по композиции. Я очень рада, что попала в класс к Маэстро, ведь его уроки и наше общение оказались бесценны.
Хайям муаллим обладал особой энергетикой, которая притягивала людей. Он был строгим педагогом, но в душе очень мягким и добрым человеком. Мог поругать, но через несколько минут говорить так, что не оставалось обиды или негатива. Одним словом, Маэстро был особенным человеком, а для меня не только педагогом, но и очень дорогим, близким мне человеком.
На уроках Хайям Хадыевич редко хвалил своих студентов, но каждое его «молодец», сказанное в мой адрес, до сих пор у меня в памяти. Для меня это слово значило очень много, ведь это была похвала самого Маэстро!
Будучи студенткой 3-го курса Бакинской Музыкальной Академии, я на очередном концерте кафедры композиции исполняла свою сонатину, написанную ранее. Этот концерт отличался от предыдущих тем, что проходил он вечером, присутствовало телевидение, тем самым на нас, студентов, возлагалась двойная ответственность. Естественно, я очень волновалась, так как должна была исполнять сама. После исполнения из зала кто-то крикнул «Браво!». От волнения я не узнала голос Маэстро и только после концерта, уже дома мои родители, присутствующие на концерте и сидевшие рядом с Маэстро, сказали, что это был он. От неожиданности я расплакалась. Услышать «Браво!» от самого Хайяма Хадыевича для меня значило очень много!
Я бесконечно благодарна Маэстро за каждый урок, за каждый совет, за его теплоту, поддержку не только в годы учебы, но и после, благодарна судьбе, что мне посчастливилось учиться у такого Композитора и Педагога. С гордостью говорю, что я – ученица Хайяма Мирзазаде.
Мне очень будет Вас не хватать, дорогой Хайям муаллим…Но вы всегда будете жить в сердцах своих близких, друзей, коллег, всех тех, кто любил Вас и восхищался Вами и, конечно же, в сердцах своих учеников, своих «духовных сыновей и дочерей», которые благодаря Вам сейчас являются теми, кем являются и пишут ту музыку, которую пишут…Светлая Вам память, Маэстро!
Рустам Гасымов