Информационно-аналитическая онлайн газета «Новая Эпоха» представляет вниманию своих читателей очередной материал в рамках авторского проекта Рустама Гасымова «Воспоминания».
Проект «Воспоминания» посвящён ярким азербайджанским личностям, не так давно покинувшим этот мир. В рамках данного проекта родственники, друзья, близкие и коллеги делятся своими воспоминаниями, интересными случаями и впечатлениями о человеке, которому посвящён материал, одним словом, строками, наполненными теплотой, любовью и ностальгией о каждом герое проекта.
Наш сегодняшний материал посвящён выдающемуся азербайджанскому композитору, Народному артисту СССР, лауреату высокий государственный премий, педагогу Фикрету Амирову, воспоминаниями о котором делится его сын, известный азербайджанский джазмен Джамиль Амиров.
— Джамиль муаллим, откуда родом был Ваш отец, Фикрет Амиров, из какой семьи? Ваш дедушка Мешади Джамиль Амираслан оглы, также был композитором, к тому же певцом и таристом. Расскажите немного о нем…
— Музыка «поселилась» в нашей семье в конце 19-го века, в Шуше, столице Карабахского Ханства, где родился мой дед Мешади Джамиль Кярбелаи Мир Аслан оглы Амиров (1875-1928), искусный ханенде, композитор, актёр, дирижёр, виртуозный исполнитель на народных азербайджанских инструментах — таре, уде, каноне. Он выступал с корифеями народного вокала – ханенде: Малыбейли Гамидом, Мусой Шушинским, Аскером, Мешади Мамедом Фарзалиевым, Сеидом Шушинским, Зульфи Адыгёзаловым и Бюль-Бюлем.
Мешади Джамиль первым в истории национальной музыки переложил мугамы на ноты — в Стамбуле (1912 г.), опубликовав в журнале «Шахбал» нотную запись переложение мугама «Хейраты». По его инициативе и при поддержке Узеира Гаджибейли в Гяндже, был организован первый музыкальный оркестр (1921г.), открыта первая музыкальная школа (1923г.), в которой он вёл занятия по тару и музыкальной грамоте и руководил оркестром народных инструментов. Он автор двух музыкальных спектаклей «Сейфуль Мулюк» (1915 г.), «Честная девушка» (1923 г.) и первого военного марша в истории музыки Азербайджана (1918 г.). В 1927-ом году он создал в Гяндже Музыкальное Училище, которым руководил вплоть до смерти в 1928-году.
— Какое влияние оказал Ваш дедушка на Вашего отца в плане становления, как композитора? Можно сказать, что он пошел по его стопам?
— Судьба Отца, как будущего профессионального музыканта, в какой-то степени, была уже предопределена с раннего детства – в доме часто проводились вечера мугама. Мешади Джамиль часто брал его с собой на концерты, и эти незабываемые воспоминания придавали ему сил, терпения и настойчивости. Разумеется, всё выше сказанное содействовало расцвету таланта и в шесть лет, потеряв отца, маленький Фикрет принял безоговорочное решение стать музыкантом. Он поступает в основанное еще отцом Музыкальное Училище в Гяндже, и, окончив его с отличием по классу тара, в 1938 году переезжает в Баку с твёрдым решением стать композитором.
Здесь, при содействии Бюль-Бюля происходит главная встреча в жизни, решившая всю дальнейшую творческую судьбу — он знакомится с Узеиром Гаджибейли, оценившего присутствие незаурядного таланта в молодом «пареньке» из Гянджи, и ставшего по сути его «духовным» отцом и наставником.
— Нельзя не отметить, что в 1939 году Фикрет Амиров поступил в Бакинскую консерваторию, где изучал композицию у Б. И. Зейдмана и основы азербайджанской народной музыки у У. Гаджибейли. Какую роль оказало на Вашего отца обучение у Гаджибейли и общение с легендарным композитором, который был не только гениальным музыкантом, но и выдающейся личностью?
— Отец продолжил свое музыкальное образование в Музыкальном Училище, и затем в Азербайджанской Государственной Консерватории по классу композиции профессора Б. Зейдмана. Основы азербайджанской народной музыки изучал с «первых рук» — у Узеира Гаджибейли. Фикрет Амиров вспоминал: «Ох, если бы можно было воспроизвести атмосферу, царившую на его незабываемых занятиях по основам азербайджанской народной музыки – мы никогда не чувствовали, что над нами довлеет обязанность выполнять задания, готовиться к зачетам и экзаменам, мы не ощущали тягот уроков. Задания выполнялись нами аккуратно и систематически, но не из боязни получить плохую оценку или порицание Узеир-бека – Учитель никогда и никого не ругал. Если ему приходилось быть кем-то недовольным, то на этот счет у него всегда имелось «словечко», тайный смысл которого становилсядля провинившегося самым серьезным наказанием. Независимо от тяжести проступка студента, Узеир-бек мог долго вести себя с провинившимся, как ни в чем не бывало, словом не обмолвившись о случившемся. А потом, совершенно неожиданно, между делом, вдруг взглянув на этого студента, говорил: «Гярибя оглансан (Странный ты парень).
Как жаль, что не записаны на пленку его лекции по азербайджанским ладам – ведь то, что нашло место в замечательном труде Узеир-бека «Основы азербайджанской народной музыки» — это «отжатые» через множество «фильтров» законов. Нам же преподавалось неизмеримо больше, все то, из чего складывалась логичная и стройная концепция композитора-теоретика».
— На каких музыкальных инструментах, кроме фортепиано, играл Фикрет муаллим?
— Музыкальное образование отца началось с тара в Музыкальном Училище в Гяндже, а в дальнейшем он свободно играл на фортепиано, что крайне важно для любого композитора.
— В произведениях Фикрета муаллима звучат народные мелодии и мугам. Как, по-Вашему, почему он использовал их в своем творчестве?
— Почему?!? Видимо, по-другому, он не мог (!) писать. В этом его гениальность… (улыбается)
— Он любил импровизацию или считал, что вершиной мастерства была и остается классика?
— Очень любил импровизировать, так как, это основа творческого поиска любого композитора.
— Вообще, каким по характеру был Ваш отец? Общительным или …?
— Отец был добрым, искренним, любознательным, трудолюбивым и принципиальным человеком. Он ценил доброту, искренность, талант, помноженный на труд и целеустремлённость. Неприемлемым считал зависть, неискренность, карьеризм и коварство – с этими «людьми» у него был «короткий» разговор. В нашем доме не проводились творческие вечера, так как Отец ценил время и придавал творчеству огромное значение. Количество и качество написанных им произведений является ярким подтверждением моим словам.
— А что касается минут творчества? Он старался абстрагироваться от всех или …? В какой обстановке происходило написание шедевров?
— Работал он систематически, каждый день, как «одержимый» и в доме ВСЁ соответствовало этому процессу. Я довольно рано стал осознавать его значимость и индивидуальность – особенно мне нравилось слушать и смотреть за процессом его работы. Это ему, конечно, нравилось, и он позволял мне находиться в его кабинете. Но у нас был негласный договор: я должен был вести себя тихо и, главное, незаметно для него. Выбрав укромное место, я погружался в волшебный мир Творчества – эти «картинки» я помню до сих пор и храню их в своей памяти как бесценный подарок Судьбы.
— А если затронуть Ваши отношения: Вы были друзьями или отец все же был больше наставником? Как, по-Вашему, какие качества Вы унаследовали у отца?
— Отношения у нас были замечательные – он никогда не держал «дистанцию» и всегда мог подсказать правильный «ход». Разумеется, когда я начал заниматься композицией лучшего наставника не могло просто быть. Мне по наследству передалось, прежде всего, любовь к музыке и жизни — во всех её проявлениях…
— Были ли у Вас интересные запоминающиеся случаи во время общения с папой?
— Много воспоминаний – все и не перечислишь…….
— Джамиль муаллим, наверное, воспитываясь в творческой атмосфере, Ваш выбор стать музыкантом был не случайным, и как на это отреагировал Фикрет муаллим?
— Интерес и любовь к Музыке предопределили все события в моей жизни, и я никогда не сомневался в правильности выбора профессии. Мой творческий выбор, конечно, его радовал, и он всячески меня поощрял и направлял. Других вариантов выбора у меня генетически не было — признаюсь, что я рад и горжусь своими корнями, берущими своё музыкальное начало в Шуше…
— Не мешала ли Вам, в какой-то степени, известность отца? Наверное, это очень ответственно быть сыном легендарного композитора и музыканта…
— Конечно, не мешал, более того – этот бесспорный факт заставляет меня, и сейчас быть ответственным перед Музыкой….
— Почему Вы выбрали именно джаз, и нашли себя в этом направлении, оставив классику? Было ли это верным решением?
— Почему – это вопрос к Природе, но выбор был безусловным и осознанным. Классическое образование придало мне только уверенность и раскрыло огромные возможности композиции – во всей её безграничности и красоте…
— Как Вы считаете, видя Ваши достижения и успехи сегодня, папа бы Вами гордился?
— Очень на это надеюсь – стараюсь, как и Он, быть искренним и верным Музыке….
— Хотелось бы Вам, чтобы в честь Фикрета Амирова назвали оркестр, либо фестиваль, либо музыкальный конкурс?
— Конечно – остаётся только ждать и надеяться…….
— Не подумываете ли Вы о создании дома-музея Фикрета Амирова?
— Об этом должен думать и желать не только я…
— Планы на будущее?
— Быть по возможности здоровым и воплотить задуманное…
— Джамиль муаллим, спасибо Вам большое за интересную беседу. Мы Вам желаем удачи, творческих успехов и выступлений на самых престижных музыкальных сценах мира.
— Спасибо!
Рустам Гасымов