Воспоминания: Гасым Халилов: «Но стоило Магомаеву услышать эту песню, как он …» — ВИДЕО

Информационно-аналитическая онлайн газета Novayaepoxa.Com (Новая эпоха) представляет вниманию своих читателей очередной материал в рамках авторского проекта Рустама Гасымова под названием «Воспоминания»

Проект «Воспоминания» посвящен ярким азербайджанским личностям, не так давно покинувшим этот мир. В рамках данного проекта родственники, друзья, близкие и коллеги делятся своими воспоминаниями, интересными случаями и впечатлениями о человеке, которому посвящен материал, одним словом, строками, наполненными теплотой, любовью и ностальгией о каждом герое проекта.

В нашем сегодняшнем материале воспоминаниями о Народном артисте СССР, выдающемся певце и композиторе Муслиме Магомаеве делится известный азербайджанский вокалист, композитор и педагог Гасым Халилов.

Магомаев кумир миллионов, выдающийся артист, корифей, человек легенда, который оставил нам огромное культурное наследие. Он внес неоценимый вклад в развитие музыкального искусства не только Азербайджана, но и мира. Ведь география фанатов и поклонников безграничного таланта гениального вокалиста не знает границ.

Гасым Халилов рассказывает про встречу с Муслимом Магомаевым, которая вместо запланированных 15 минут, продлилась более двух часов.

Я работал в Москве. Долгое время мы не могли встретиться с Муслимом Магомаевым, из-за его сложного и загруженного графика работы, так как в те годы он не имел ни минуты свободного времени. Я специально для него написал песню, учитывая его стиль и манеру пения. Несмотря на то, что я хорошо знал людей, которые с ним контактировали и могли организовать нашу встречу, мне хотелось устроить ее самому без чьей — либо помощи. Моя старшая сестра Кенуль Халилова училась в одном классе с Муслимом Магомаевым в школе Бюль-Бюля, а моя мама и его бабушка очень хорошо знали друг друга, часто общаясь, когда приходили забирать детей после уроков. Помимо этого, Магомаев был знаком с моей мамой, и даже став известным, при встрече беседовал с ней, а однажды они летели в Москву на одном самолете. Муслим, увидев мою маму, попросил генерала, сидевшего возле нее, обменяться местами, чтобы до столицы России они смогли лететь, сидя рядом, вдоволь наговорившись. Мне хотелось, чтобы Муслим узнал меня именно, как творческого человека, а не как родственника общих знакомых. В итоге наша встреча состоялась в 1987-ом году, хотя песня «Слушай земля» была написана в 1984-ом. Представляете, как долго песня не могла найти Муслима, но главное – это знакомство оправдало все мои ожидания…

Наша встреча произошла в назначенное время. Оказавшись в гостях у Муслима, я сразу заметил у него качественную музыкальную аппаратуру, которая сразу привлекла мое внимание. Мы с ним оказались любителями хороших музыкальных инструментов и новинок музыкального мира. Я позволил себе восторженный отзыв об аппаратуре, на что Муслим посмотрел на меня и сказал: «Гасым, я Вас прошу, у меня очень мало времени, всего 15 минут, давайте перейдем к делу…». Но стоило Магомаеву услышать эту песню, прочувствовать ее, как он обратился ко мне со словами: «Гасым, мне бы хотелось перед Вами извиниться и объяснить, почему я немного без охоты ждал нашей встречи и был скептически настроен по поводу песни, которую Вы написали специально для меня. Объясню почему. Это не коллегиально, поэтому я не могу сейчас Вам назвать фамилии именитых композиторов, которые звонят со словами – «Муслим, быстро приезжай, мы для тебя написали шикарную песню». Радостный я сломя голову лечу к ним в ожидании чего-то прекрасного, но спустя время мои надежды рушатся, как карточный домик. Песня начинается, все вроде хорошо и гладко, но стоит дойти до середины – петь нечего. А это расстраивает меня больше всего». Это говорит о том, что музыка не должна быть непонятным бездушным набором звуков, наоборот, она призвана выражать чувства и эмоции. Муслим это прекрасно чувствовал, так как обладал отличным вкусом и великолепно разбирался в музыке. Как выяснилось, этот пример он привел в противовес, так как моя песня у него вызвала совершенно иные чувства. Она ему понравилась.

Спустя время он вновь меня попросил сыграть для него эту песню, после чего сказал: «Гасым, я Вас от души поздравляю, песня очень хорошая, Вы замечательно чувствуете форму и все нюансы, которые обогащают звучание». Мне, честно говоря, было очень приятно слышать столь лестные слова в адрес моего произведения.

В итоге вместо запланированных 15 минут наша встреча длилась более двух часов. Вот, что значит творческий человек. Увидев во мне музыканта, он забыл о времени. Мы моментально нашли точки соприкосновения и общие интересы. Муслим показал мне свой синтезатор, рассказал, как он купил в США интересную музыкальную аппаратуру и многое другое. Одним словом, у нас произошла очень приятная душевная беседа двух людей искусства.

Мы договорились, что он позвонит мне через неделю и скажет точный ответ – будет ли он исполнять эту композицию или нет. А я, как автор до этого, решил выставить песню «Слушай земля» на конкурс композиторов, проводимый нашим телевидением. Вдруг через четыре дня с ТВ Азербайджана мне звонят организаторы и говорят, что моя песня была удостоена места, и меня, как лауреата, просят прийти и записать эту композицию с большим оркестром. Я в панике, думаю, что мне теперь делать, как быть, ведь я обещал эту песню Муслиму Магомаеву! Звоню Муслиму и говорю: «Муслим Магометович, поймите меня правильно, мне очень неудобно, ведь эту песню я написал для Вас, а тем временем она стала лауреатом конкурса, и они просят меня записать ее с оркестром». Надо отдать должное Магомаеву, который все понял и сказал: «Гасым, как хорошо, что Вы позвонили, я сам собирался с Вами связаться. Дело в том, что я обязательно буду петь эту песню, а то, что она стала лауреатом, так это естественно, так как песня великолепная. Я запишу ее с московским оркестром, единственное, я хочу попросить у Вас, как у автора, внести маленькие изменения на мое усмотрение, если вы не против». На что я дал положительный ответ, ведь это была песня Муслима, какой мог быть разговор…

Но по иронии судьбы Муслим Магомаев не записал эту песню… О причинах мне только остается догадываться, значит, не судьба… Однако песню я записал у нас в Баку…

Ни для кого не секрет, что Муслим Магомаев был человеком невероятного таланта, который, несмотря на это, всегда критически относился к своему творчеству, часто переживал, терзался в сомнениях, насколько хорошо у него получается выступать, творить и создавать. Эта черта зачастую свойственна только особенно одаренным людям, которые не перестают работать над собой и стремятся сделать еще лучше, показав максимум своих возможностей. Это возвеличивает его еще больше!

К сожалению, на начальном этапе своего творчества, пока Магомаев не получил всеобщего признания, ему, как многим талантливым и неординарным личностям, пришлось столкнуться с серьезной критикой. Но истинный талант все-таки получил должную оценку своему творчеству, хотя на это ушли годы. Жизнь и творческий путь гениальной личности редко бывает гладким, скорее всего, ей приходится сталкиваться со многими трудностями, недопониманием и критикой, но хорошо, когда талант начинают ценить уже при жизни…

Светлая память Кумиру миллионов, легендарному Муслиму Магомаеву, который навсегда останется в сердцах своих преданных слушателей…

Рустам Гасымов